воскресенье, 18 марта 2012 г.

"Одна корова дает больше молока, чем остальные. Проблема мотивации или остальных тоже нужно кормить?" (из чата вебинара)

Обучаемся с юмором) 
     На этой неделе состоялся вебинар для разработчиков курсов. Первый раз мы собрались для обучения в таком формате.
     Я долгое время выбирала тему, которая была бы интересна и практична, а также служила бы дополнением к курсу для разработчиков в СДО.

     Остановилась на ошибках, которые чаще всего совершаются. Обидно, когда такие ошибки обнаруживаются уже на стадии предоставления материалов в СДО. Но есть еще более сложные последствия, чем необходимость переделывать. И это – время, которое теряется на переработку курса. Не смотря на то, что автор проходит сертификацию, изучая стандарт курса и специальный материал по разработке курса, а также сдает тест, ошибки все же часто встречаются. И для того, чтобы 1) избежать их и 2) попрактиковаться в ловком «увиливании» от ошибок, был проведен вебинар.

     Меня порадовало количество поданных заявок – 50. Это почти 25% состава наших разработчиков (а разработчики они по совместительству со своей основной профессией в банке). Участие было добровольным (в отличие от сертификации, которая обязательна). И поэтому 50 самомотивированных участников – это здорово.

      Что мне, как тренеру, понравилось в вебинаре: активность участников, позитивный настрой, желание подавать идеи и практиковаться. Мы прошлись ключевым моментам, о которых необходимо помнить при разработке курса, составили мотивирующие истории, речевые модули и практические кейсы. Один из кейсов был на небанковскую тематику – курс «Фермерство для чайников»)) Участники выдвигали смелые и юмористические идеи для практических кейсов, которые можно предложить в таком курсе.
     Сам формат такого общения и обучения был для нас новым. Хотя практически с каждым разработчиком на этапе методической оценки я обсуждаю курс и тест, ранее у нас не было работы в группе.
     А теперь нам понравилось! Будет еще. У меня в разработке уже несколько тем, в том числе учитывая пожелания участников после первого вебинара. Во время следующих встреч мы поговорим о создании тестов и визуализации. С нетерпением жду «окошка» в графике, чтобы приступить к подготовке нового вебинара.

     П.С. Кстати, по итогам вебинара подготовлена запись, а также презентация и самого вебинара и результатов мозгового штурма. Можно будет использовать и участникам для того, чтобы что-то прояснить или вспомнить, и тем, кто не участвовал, но хочет создать интересный и эффективный электронный курс. Например, можно начать с того, чтобы вспомнить, а собственно «что нас подталкивает к получению новых знаний?
- Возможность делать что-то быстрее и лучше
- Необычная подача материала
- Интерес к опыту других, например, в создании нового
- Самосовершенствование
- Новые технологии, которые ранее не использовались
- То, что меняет отношение к процессу поиска ответов на любые вопросы.»
и использовать эти идеи для того, чтобы лучше понять слушателя курса. 

среда, 14 марта 2012 г.

Рецензия и summary на книгу "Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса"

Название книги: Взрыв обучения. Девять правил эффективного виртуального класса
(The Learning Explosion: 9 Rules to Ignite Your Virtual Classrooms)
Авторы: Мэттью Мердок, Трейон Мюллер
На покупку книги соблазнилась во время саммита разработчиков электронных курсов в Москве. Надо сказать, что заинтересовалась благодаря издательству (Альпина Паблишер) и рекомендациям Стивена Кови в начале. Так что маркетинг хорош. Жаль, что более хорош, чем оправдание ожиданий от книги. Во время чтения несколько раз менялось впечатление от книги: в начале увлекло вступление от Кови и концепция фрагментов знаний, потом удивили слишком очевидные рекомендации по внедрению и проведению вебинаров. В итоге пришла к выводу, что книга, во-многом полезна, и более рассчитана именно на новичков в виртуальном обучении.

Ниже краткие комментарии по книге, некоторые вопросы и основные идеи, которые я нашла. Не останавливалась на моментах внедрения вебинаров и организации самого процесса, т. к. для нас это уже прошедший этап. Акцентировала внимание на самой концепции фрагментов знаний, уменьшении количества и «порционности» информации для обучения и поиск способов вовлечения слушателей.

Приятные открытия:
- создание фрагментов знаний (и много вопросов о том, как ими управлять в корпоративном обучении и нужно ли, с какой целью);
- правило 2-3-х минут для интерактивности в виртуальном классе;
- пример визуальной вовлеченности (обезвреживание бомбы).

Неприятные моменты:
- слабый перевод, некоторые фразы откровенно «корявые».

Собственно summary:
 -Современные средства коммуникации позволят передавать от наставника обучаемого не только содержание, но и эмоциональный посыл.
 -Процесс получения знаний становится все более доступным благодаря сети Интернет, которая позволяет обучаться в режиме реального времени, именно тому, что нужно в данный момент
 -Первый и главный принцип обучения: «Будьте кратки»
 -Второй принцип обучения: «Сразу же применяйте на деле то, что только что изучили»
 -Знания и информация стали доступны для всех и каждого: мобильный телефон, онлайн-сообщества, сайты, блоги, wiki...
 -Каждый из нас может создавать свои фрагменты знаний (ФЗ), делиться ими, и использовать ФЗ, созданные другими.
 -Каждый ФЗ, попав в Интернет, распространяется как взрывная волна (тот самый взрыв обучения - the learning explosion).
 -Не стоит бояться того, что дистанционное обучение окажется не даст того, что может дать очное. Существуют результаты исследований, которые показывают более высокую эффективность онлайн-обучения в сравнении с очным.
 -Проанализируйте, где в Вашей компании создаются ФЗ, и как они используются.
 -Итак, ФЗ — частички информации, поступающие к нам через Интернет и традиционные офлайн-медиа.
ФЗ: как собрать и нужно ли?
 -Ваш виртуальный класс может включать множество компонентов: онлайн-сообщества,wiki-ресурсы, мобильные приложения, подкасты, блоги, исследовательские сайты, соц.медиа
 -Молодое поколение выбирает соц.сети (facebook, twitter), RSS - вместо e-mail
 -Первое, что нужно изменить при переходе к виртуальному обучению — количество подаваемой информации (меньше) и ее «порционность» (мельче)
 -Оптимальное время работы в виртуальном классе — 90-120 минут (3-4 основные идеи)
 -Работа в виртуальном классе, как и тренинг, требует подготовки. Не пренебрегайте ею.
 -Ставьте цели для развития виртуальных классов в компании и планы построение обучения.
 -Создайте свой «лист успеха» для демонстрации развития проекта.
 -Преодолевайте предубеждения. В 1903г. считалось, что «лошадь — это навсегда, а автомобиль не более, чем модное новшество»
 -Вовлекайте в процесс обучения вербально, визуально и кинестетически (модель виртуальной вовлеченности)
 -Проинформируйте учащихся о том, что будете ждать от них отклика.
 -Выдерживайте паузу перед ответом на первый вопрос, НЕ отвечайте сами.
 -Обращайтесь к участникам виртуального класса по имени.
 -«Вовлечение побеждает отвлечение» - запрашивайте комменты, задавайте открытые вопросы, давайте обратную связь, создавайте ролевые игры.
 -Пример визуальной вовлеченности — разговор по телефону главного героя фильма, который обезвреживает бомбу, и экперта, который просит все постепенно описать.
 -Чтобы вовлечь визуально, показывайте видео-записи, иллюстрируйте Ваши слова, рассказывайте истории, давайте картинки на анализ и совместную работу.
 -В отличие от фильма, книга дает те образы, которые прочнее связаны с нашим жизненным опытом, потому рассказывайте те истории, которые ученики смогут визуализировать сами
 -Покажите участникам виртуального класса «дорожную карту» - план обучения.
 -Помните правило двух-трех минут для создания интерактивности в виртуальном классе (каждые 2-3 минуты создавайте активность, переключайте внимание, активно включайте в процесс обучения)
 -Спрашивайте у учеников отчеты о проделанной работе в виртуальном классе.
 -Помните о правиле личной практики. Экспертом можно стать в чем угодно за 10000 часов.
 -Используйте анкеты обратной связи на 2-5 вопросов. Благодарите за комментарии, анализируйте регулярно результаты.
 -Visionar.com — блог презентаций и визуальных коммуникационных ресурсов.
 -Vuvox.com — интерактивные коллажи
 -Commoncraft.com — сайт с видео в стиле карандашных рисунков-комиксов.
 -Surveymonkey.com — сервис для бесплатных вопросов и анализа рез-тов.

По следам сегодняшнего вебинара для разработчиков курсов

Что нас подталкивает к получению новых знаний?
- Возможность делать что-то быстрее и лучше
- Необычная подача материала
- Интерес к опыту других, например, в создании нового
- Наглядность
- Самосовершенствование
- Новые технологии, которые ранее не использовались
- То, что меняет отношение к процессу поиска ответов на любые вопросы.

Размышления о тестах и об интерактивности курсов

1. Тест (или др. способ контроля прохождения курса) - это не маркер "читал/не читал". Тест - это инструмент для контроля знаний, которые должны быть применимы в работе, если тест проверяет читал/не читал и не проверяет то, что нужно (и должно) применяться в работе, то зачем такой тест?

 2. Практичность и реальность курса - это не повод перехода к интерактивности. Да, в интерактивных курсах есть свой большой плюс, но он есть при умении разработчика правильно использовать это преимущество. Уверена, что слайдовые курсы могут быть и практичными, и реалистичными, и интересными. Надо переходить от смысла курса к его форме, а не наоборот.

Современные подходы для мотивации и вовлеченности в e-learning

С точки зрения разработки контента сейчас стали уделять большое внимание тому, верно ли выбран e-learning инструмент, насколько правильно ...