среда, 18 сентября 2013 г.

Отзыв про Moodle Corporate

Год назад сама искала, не нашла отзывов о системе Moodle Corporate. Теперь у меня есть опыт внедрения и использования этой платформы. Возможно, кому-то пригодится. Будут вопросы - пишите в комментариях, отвечу.




В целом, опыт внедрения системы Moodle Corporate для Укринбанка достаточно позитивный. Преимуществами данной системы является: 1) возможность синхронизации СДО с кадровой системой компании, 2) возможность формирования программ проф.обучения в зависимости от должности, 3) возможность наполнения курсов различными элементами. Плюс системы – в инд.настройках для каждого курса и теста, и в этом же ее минус, т.к. нужно будет повторять одни и те же действия с каждым учебным материалом. Сам функционал очень широкий, и потребуется время для того, чтобы определить свой набор операций из всех возможных. Но выбор действительно есть.

При внедрении СДО важно определиться: 
1) с функционалом платформы, 
2)  с возможностями провайдера. 

Управляемость СДО и наличие стандартных настроек для проведения массового обучения – ключевой момент в СДО для корпоративного обучения, особенно для большой компании.

Своевременная тех.поддержка и готовность кастомизировать систему - ключевые моменты в сотрудничестве с провайдером.

Как думаете, с чего нужно начать сам процесс внедрения СДО? С провайдера, с выбора платформы, с поиска менеджера проекта? Нет. Нужно начинать с определения ключевых целей обучения в компании, места ДО в системе обучения и обязательно - с поддержки идеи внедрения СДО топ-менеджментом. Тогда и СДО будет эффективной системой для массового стандартизированного обучения, и компания сможет улучшить свои бизнес-процессы благодаря комплексному подходу к проф. обучению персонала. 

Электронное обучение должно стать частью корп.культуры в компании, и это - на первом месте перед функционалом СДО, интерактивностью курсов и дизайном интерфейса. Какой бы удобной не была СДО, какими бы красивыми и интерактивными не были курсы, определяет эффективность СДО только то, на сколько электронное обучение помогает реализации стратегических целей компании.

П.С. Пожелание для провайдера добавить в Moodle Corporate возможности: 1) анализировать комплексную статистику по СДО с ее визуализацией (по аналогии с Google Analytics), 2) создать личный кабинет пользователя и показать там его рейтинг обучения и место среди других сотрудников, лидеров демонстрировать на гл.странице.

среда, 11 сентября 2013 г.

СДО как индикатор "белых пятен" в бизнес-процессах компании

Наткнувшись, благодаря СДО, на очередную проблемную ситуацию, решила написать о том, что система обучения может быть гораздо более полезна для компании и ее функции выходят за пределы повышения уровня профессионализма сотрудников.

Сейчас у меня второй проект СДО. Над первым я работала достаточно долго, более 5-ти лет. Над вторым - год. Оба проекта в банке. Анализируя внедрение и развитие двух систем в двух компаниях при разных условиях, корп.культуре и т.д., я увидела единое преимущество СДО, которое не касается обучения. И это преимущество в том, что систем помогает выявлять проблемные места в компании. После их выявления конечно же идет поиск подразделений и людей, ответственных за эти "белые пятна" в бизнес-процессах и разрешение проблем (и это не всегда получается легко и быстро и чаще всего отдел обучения не влияет на процесс, но тем не менее оказывает помощь в выявлении этих проблем).

Кратко, не вдаваясь в описании ситуаций, СДО может выявить такие проблемные ситуации в компании:
  1. Отсутствие стандартизации рабочего места и ПК пользователя вплоть до браузеров, плагинов, бюджетов на закупку и модернизацию оборудования и наличия сис.админов на местах.
  2. Нечеткая синхронизация программных комплексов и проблемы внутри них, в т.ч. в зонах ответственности за эти комплексы.
  3. Нечеткое распределение зон ответственности внутри подразделений и между ними (и чем больше автоматизации и стандартизации будет в СДО, тем более явно проступят эти зоны, их смешения и наложения).
  4. Слабые места в бизнес-процессах, а также отсутствие четко настроенных бизнес-процессов.
  5. Несоответствие функций, выполняемых сотрудниками на занимаемой должности (особенно явно проявится при формировании программ проф.обучения в зав. от должности).
  6. Проблемные моменты во взаимодействии главного офиса и региональных подразделений, часто выражается в том, что стороны "додумывают" друг за друга ("мы им сообщили" - "они знают", а на самом деле "отправили письма" и... не получили обратную связь, решив что "они знают").
  7. Проблемные вопросы и узкие места в продуктах и услугах (возникают при обсуждении новых продуктов и рассмотрении различных конкретных ситуаций, а также, как ни банально, при обычном тестировании и обнаружении неверных вопросов-ответов).
  8. Состояние корпоративной культуры и не только в отношении к обучению.
  9. Состояние каналов связи внутри компании: 1)техническое, 2) само отношение к коммуникациям и ответам на них.
  10. Дублирование информации на различных ресурсах с различными ответственными за обновление одной и той же информации (как итог - актуальность тоже отличается).
  11. Нехватка информации по продуктам и услугам компании на доступных для сотрудников ресурсов, может коснуться и клиентов.
  12. Кадровые неточности (могут всплыть при анализе рез-тов обучения или планировании групп для обучения в случае неверных должностей, подразделений, несвоевременно оформленных кадровых док-тов и т.д.)
  13. "Дело не в обучении" - о этот момент я очень люблю обнаруживать, но, к сожалению, его не очень любят признавать инициаторы. Т.к. очень легко "полечить обучением", даже если не поможет, но ведь действие совершено. А реально проблема часто кроется в том, что нужно не обучение, а: 1) налаживание взаимоотношений между подразделениями; 2) регулярное информирование; 3) создание единых принципов коммуникаций внутри компании; 4) административный контроль; 5) исправление проблем в программных комплексах; 6) исправление бизнес-процессов .. ну и любой из 12-ти пунктов выше.

И на мой взгляд, выявляя подобные проблемы, сама ценность СДО станет гораздо выше, ведь система поможет улучшить бизнес-процессы, а значит, и повысить эффективность компании.

вторник, 10 сентября 2013 г.

Правильные вопросы, которые помогут внедрить СДО

Если вы только начинаете внедрять в компании систему дистанционного обучения, то наверняка перед вами стоит множество вопросов:
 
· Какую платформу выбрать?
· Кто будет создавать курсы?
· Сколько человек должно быть в команде?
· Кому поручить администрирование – провайдерами или своим админам?
 
Но я хотела бы обратить внимание на некоторые важные вопросы, которые в моих проектах очень помогли.
  • Проанализируйте, какие методы обучения существуют в компании сейчас и 
  • Как сотрудники относятся к обучению (в том числе и инициаторы обучения) 
  • Какое программное обеспечение у пользователей, есть ли стандартизация, например, единый браузер, единая ОС, какой уровень пользователей – это будет очень важно для нормального функционирования СДО 
  • Обратите внимание на особенности корпоративной культуры, и на место обучения в ней 
  • Для менеджера проекта важны не только «горящие»  цели внедрения СДО (обучить продажников новым продуктам быстро), но и долгосрочные цели для СДО (планирование программ обучения, повышение проф.уровня сотрудников и т д) 
  • Проанализируйте все имеющиеся информационные ресурсы (и доступ к ним сотрудников). Почему важно посмотреть на то, что есть? Все просто, для того, чтобы понять, к чему привыкли, пользуются ли, что не нужно дублировать? Например в прошлом году на саммите разработчиков курсов Кира Гусева рассказывала о том, как максимально быстро можно внедрить СДО и в качестве первоначального контента использовать имеющуюся информацию о продуктам на корпоративном портале. 
  • Также проанализируйте какие есть программные комплексы в компании и как они между собой взаимосвязаны. Это особенно важно, если вы покупаете именно СДО, а не пакет, где есть и учет сотрудников, и оценка, и электронный документооборот. 
  • Узнайте о стратегии развития компании и бизнес-подразделений. Тк я говорю о банке, то в первую очередь бизнес-подразделения являются заказчиками обучения. И то, какие продукты и в какие сроки они будут внедрять, зависит планирование графиков обучения, определение приоритетов 
  • Оцените кол-во активных пользователей (большую часть будут составлять сотрудники типовых массовые профессии, ведь именно для СДО замечательный вариант). Будет полезно для понимания оценить общее кол-во сотрудников (нагрузка на СДО, кол-во обращений в тех поддержку), а также средний стаж работы в массовой профессии (при большой текучести нет смысла вкладываться в сложные курсы долгой разработки) 
  • Посмотрите на существующую нормативную базу по процессам обучения и продумайте, как в нее вписать СДО

Современные подходы для мотивации и вовлеченности в e-learning

С точки зрения разработки контента сейчас стали уделять большое внимание тому, верно ли выбран e-learning инструмент, насколько правильно ...