История Sapiens: перезагрузка мозга

Книга, которая разобрала мой мозг как кубик-рубик и заставила собирать заново. Идеи в стиле "Добро пожаловать в Матрицу". Чтение не для общего развития, а для переосмысления себя, окружающих людей и современного мира. 


Этот пост не совсем про обучение, но тема истории Homo Sapiens заставила меня по-другому взглянуть на наши попытки учиться, меняться, развиваться и взаимодействовать.

Помните, как в школе преподавали историю? Каждый отрезок времени был поделен на темы: политическое устройство стран или объединений людей, экономика, товарное взаимодействие, орудия и войны, сельское хозяйство, культура и искусство.


Историю я знала хорошо, помнила даты и факты. Но после книги "Sapiens" кажется, что изучала историю какого-то другого вида. Мой мозг разобрали как кубик-рубик и заставили собирать заново. 


Помню подобное замешательство возникло, когда в институте прочитала "Диво" Павла Загребельного. О том, как на смену язычеству в Киевской Руси пришло христианство. Тогда я переосмыслила фрагменты истории, которые касалась религии и культурных изменений в стране. 


Сейчас пришлось переосмыслить еще шире.


История, которая преподавалась в школе

Мои учителя истории были одними из лучших в школе, но все же они давали предмет в слабой связи с реальностью. К тому же, были и есть требования утвержденных государством учебных программ. Они ограничивают высказывания собственных гипотез, особенно, если это касается щекотливых тем вроде различных дискриминаций, религии, политики, денег.

В каждом временном отрезке школьной версии истории были классические рассказы о том, как люди боролись за свою свободу, основывали новые государства через разрушение чьих-то жизней и культур. Но само человечество преподносилось как наивысший вид планеты, развивающий в себе лучшие качества, умеющий учиться и созидать. Войны, политические разногласия это все этапы становления.


В финале - вот он, современный мир с общепризнанным политическим устройством. Да, где-то еще есть войны, голод и безграмотность, но в целом люди движутся к большому светлому будущему. Почему-то мне запомнилось именно это: исторические государства - отдельно, современные государства - отдельно. Древний человек это одно, а современный - совсем другое. Возможно, у кого-то из моих одноклассников в голове сложилось другое понимание истории. Ведь у каждого своя картина мира.


Про религию в период советской власти нам, понятно дело, не имели права рассказывать (кстати, автор книги "Sapiens" смело относит коммунизм и буддизм к религиям, а не к идеологиям, гл.12 "Закон веры") А в период первых лет независимости Украины учителя сами не знали о чем можно и о чем нельзя рассказывать. Старые книги убрали, мы конспектировали со слов учителей и по этим же конспектам сдавали экзамены. 


Райтинг, рерайтинг и копирайтинг истории

История переписывалась и продолжает переписываться прямо на глазах большую часть моей жизни. Сейчас я наблюдаю уже третью трактовку нашей истории, если учесть этапы советской власти, первые годы независимости и обретающий популярность национализм на фоне политических конфликтов. 


Первые две версии я застала в школе и институте. Третью вижу в современном образовании, которое уже затрагивает мою дочь в детском саду. Сложно перестроиться и что-то принять, когда окружающая среда постоянно меняется. 


При этом я воспринимала изменения взглядов на историю в каком-то фоновом режиме, который напрямую меня мало касался.


Юваль Ной Харари в своей книге связал все, что было рассказано школьными учителями, с сегодняшним днем. Это позволило мне по-другому взглянуть на современных людей: проследить качества, заложенные в нас предками и эволюцией, переосмыслить знания о сущности человеке. О том, как мы развиваемся и учимся, как и почему объединяемся, что нас мотивирует двигаться вперед, как наш мозг создает невероятные иллюзии и живет в них. 


Прошлое, определяющее настоящее

Как бы ни старался современный человек дистанцировать себя от предков того же Средневековья, еще слишком мало времени прошло, чтобы избавить нас от привычек предков, их мышления и стратегий поведения. 

Больно и страшно рассуждать о геноцидах, но человек изощрённо в этом преуспел в процессе эволюции. Уничтожали мы не только других животных, но и представителей своего вида, имея на это самые разные причины. Мы учились объединяться, и, возможно, поэтому рьяно делили всех на 'своих и чужих". И жёстоко вытесняли тех, кто думает по-другому, верит в других богов,  принадлежит к другой расе и не хочет сплотиться на основе чужого для них мифа.


Автор книги пишет, что благодаря трем факторам человечеству удалось стать самым сильным и опасным видом на планете. Это речь, богатая фантазия и умение объединяться в большие группы. Мы победили количеством особей в одной стае. Деньги, политика и религии сохраняют это положение (гл.9 "Вектор истории"). Всему способствовали три революции: когнитивная, аграрная и научная. 


Значение историй и мифов в нашей жизни

Я смотрела на истории как на способ передачи знаний о мире, ценностях, науке, культуре. От родителей - детям, от опытных мастеров - новичкам, от мудрецов - юному поколению. Как способ наилучшего запоминания и развития воображения. Но, оказывается, последнее наиболее значимо.

В своей книге Харари правдоподобно рассказывает о том, как способность человеческого мозга создавать мифы и верить в них объединила людей в группы, племена, государства. Благодаря тому, что мир окутан сетью иллюзий, в которые мы верим, сохраняется существующий порядок.
Наш способ держаться вместе основан на том, что мы можем создавать в своём воображении мифы - то,  чего на самом деле нет (Харари приводит в пример деньги, права человека, богов). И не просто создавать, но и распространять эти мифы на других людей, в результате чего возникает реальность, существующая только потому, что мы в нее верим. 

Звучит как сюжет "Матрицы", но в книге все логично поясняется. Например, по мнению автора, деньги являются самой большой системой доверия, потому что объединяют людей разных религий, возрастов, профессий, стран и континентов. Вера в богов является "клеем", который позволит моментально найти общий язык двум незнакомым католикам. Юристов объединяет вера в правосудие, а биржевых брокеров - вера в экономику.

Ничего из перечисленного не существует настолько реально, как сила земного притяжения или радиоактивность. И в тоже время мы спокойно можем учиться, ходить на работу, создавать семьи, планировать отпуск, читать книги и заниматься спортом в этой созданной нашим воображением интересубъективной реальности.

Тогда возникает вопрос: что же такое наш мозг, если он способен через иллюзии так нами управлять? Существуют ли другие способы удерживать объединения людей, кроме мифов, в которые верит общество?


В обучении последнее время активно говорят о том, что нужно понять мозг, чтобы правильно учить. Но еще глубже можно понять это через историю развития человечества, учитывая факторы влияния эволюции.



Сила иллюзий и признание невежества

Очень интересно в книге рассказано о том, как богачи стали капиталистами, а экономика стала развиваться благодаря вере в прогресс. О том, как научная революция состоялась только потому, что человек признал свое невежество: на карте мира стали появляться белые пятна, которые ранее заполняла фантазия. Иллюзии - невероятный двигатель человеческой эволюции. Благодаря коллективной вере в то, чего на самом деле физически не существует, человечество продолжает наращивать свою популяцию и развиваться.


Часто ли вам хочется благодарить вселенную (бога, всемирную энергию земли, etc.) за каждый мирный и благополучно прожитый день? А ведь сейчас многие современные люди живут гораздо лучше, чем их предки, прошедшие через войны, геноцид, миссионерские и крестовые походы, имперские завоевания, отсутствие медицины, возможностей учиться и обеспечить своим детям хорошее будущее. 


Еще 500 лет назад люди заглядывали в прошлое, чтобы через священные писания и мудрость старцев чтобы узнать что-то о существующем мире. С началом научной революции гораздо большее значение стало приобретать настоящее и будущее, которое открывает нам знания о мире и нас самих. 


Еще 70 лет назад, точнее до 1945 года, когда взорвали первую ядерную бомбу, войны и завоевания были постоянным спутником развития крупных империй. Сейчас в государствах гораздо выгоднее поддерживать мир даже с экономической точки зрения. 

Оглядываясь через века в прошлое, осознаешь, какой скромный отрезок времени человечество можно считать цивилизованным. Но будут ли так считать наши потомки, вот в чем вопрос.


Чего ожидать человечеству в будущем?

В итоге выстраивается интересный пазл. Я подумала о том, насколько проще стало объединяться людям с появлением удаленных средств взаимодействия, как быстро растет объем информации и знаний, как популяризировано потребление товаров и услуг, какие ценности это закладывает в нас и как меняет человечество. И еще о многом.


Автор, профессор исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме, рассуждает вместе с читателем. Он опирается на факты и гипотезы, выдвигает собственные идеи, ссылается на мнения коллег. Часто приходит к мысли, что мы еще многого о себе не знаем, чтобы уверенно придерживаться той или иной теории. И все же его рассуждения часто воспринимаются как логичные и имеющие право на существование. Есть смелые и провокационные мысли. Глава про научную революцию, как, впрочем и все другие главы, очень насыщенна. Бывает так, что в одно-два предложения автор помещает глобальную идею большого временного промежутка. И это невероятно!


Книга оказалась точным попаданием и мощной перезагрузкой. Это  концентрат фактов и мыслей, быстрая перемотка назад и смелый взгляд в будущее. 
Думаю, многие вещи еще предстоит пересмотреть с другой стороны. 




Книга «Sapiens: Краткая история человечества» впервые опубликованная на иврите в Израиле в 2011 году, на английском - в 2014 году, переведена на русский и украинский языки в 2016. Украинские переводчики дали книге название "Людина розумна. Історія людства від минулого до майбутнього", если будете искать.

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?