Где взять ресурсы на развитие СДО при ограниченном бюджете?
Принимала сегодня участие в замечательном вебинаре о том, как создавать команду e-learning-специалистов. Спасибо спикеру, Елене Денисовой, за чудесную тему и за то, что родился этот пост.
Сначала, с огорчением, потом, даже с радостью, поняла, что бОльшую часть своего опыта я наработала в режиме "Бэтмена". Того самого одного специалиста, который на все руки мастер (естественно со своими допустимыми плюсами и минусами эффективности работы СДО, от этого не убежишь). Так сложилось, что искали именно "Бэтмена", и у меня очень мало было возможностей подбирать команду, развивать своих специалистов. Периодически у меня были технические специалисты, которые немного коммуницировали с пользователями, администрировали СДО и заносили курсы/тесты, готовые.
Зато я научилась использовать другие ресурсы, других людей, которые помогли мне внедрять и развивать электронное обучение. Вот об этих другихне e-learning ресурсах и расскажу.
И, конечно же, вы должны помнить про эффективность СДО и электронных курсов и вебинаров и др.формы эл.обучения в случае, когда вы используете непрофильных специалистов. Их нужно также учить, развивать, помогать шаблонами, в некоторых моментах брать на себя роль коуча, методолога, корректора и, в целом, курировать их работу.
И периодически напоминать HR-директору и ТОП-менеджерам компании, каких успехов вы достигли, и как это можно улучшить в 2-3 раза в случае, если вам дадут возможность взять в команду именно специалиста - методолога, разработчика, дизайнера и т.п.
А пока:
Во-первых, важно проанализировать, что главное и что второстепенное? Какие функции вы оставляете за собой, а какие будете делегировать? А вот кому делегировать - это надо определить. Где возможен аутсорсинг? Кто заинтересован вам помочь в развитии дистанционного обучения?
Во-вторых, понять, что вы не просто один раз выбираете своеобразную команду, ее нужно будет поддерживать, не имея при этом классических рычагов управления своими специалистами. Хвалить, мотивировать, общаться и еще раз общаться, показывать выгоды сотрудничества, напоминать об успешных результатах.
В-третьих, могу предложить примерный состав такой командыне e-learning-специалистов для корпоративного сектора:
1) менеджер проекта - это вы
2) ИТ-специалист , ответственный за то, что СДО есть, функционирует и бэкапится - это либо провайдер либо сотрудник ИТ-отдела (договоритесь с рук-лем ИТ-отдела о зонах ответственности, сроках бэкапов, времени синхронизации, объеме выделенной памяти для СДО и др важных моментах)
3) методолог - это снова вы в части разработки инструкций и шаблонов для разработки курсов и тестов, которые вы один раз создадите и далее будете только актуализировать. ШАБЛОНЫ - ваш большой помощник. Методология по шаблонам, спросите вы? А почему бы и нет. Покажете, как все чудесно развивается и через год попросите подобрать вам методолога.
4) разработчики курсов - эксперты по теме либо провайдеры (закупка готовых курсов по общим темам, не требующих частой актуализации или легко актуализируемых ресурсами компании), если эксперты - это обычно специалист в бизнес-направлении, реже - представитель поддерживающего отдела вроде ИТ, HR, бухгалтерия, юристы, охрана труда. И обычно этот эксперт заинтересован в том, чтобы его продукт - продавался, чтобы сотрудники быстро научились использовать новый ПК, чтобы соблюдали правила ОТ и т.д. Подружитесь с ними и покажите/расскажите, как разрабатывать курсы. Обучайте таких разработчиков.
5) дизайнер - это или снова вы)) + корпоративный стиль из бренд-бука +шаблоны для курсов, которые будут разрабатывать эксперты. или еще + заказ корпоративного стиля курсов у провайдеров.
6) технический специалист для поддержки пользователей - это СДО или Портал обучения. Так как ресурс ваш направлен на управление проектом, разработку шаблонов, обучение разработчиков и налаживание коммуникаций с ит-специалистами и провайдерами, то возлагаем эту роль на саму систему. ЧАВО, типичные вопросы-ответы, подсказки, форма обращения, сроки ответа. Максимально сокращаем обращения, обрабатывая похожие, формируя из них FAQ. Напоминаем о назначении обучения через автоматизированные сообщения портала/СДО. И в целом автоматизация - наше ВСЕ.
Вот основной состав такой команды, когда специалисты работают в разных отделах, а иногда и в компаниях (если это провайдеры), подчинены разным руководителям и имеют различные цели. Но все мы работаем с единым стремлением - дистанционно и увлекательно улучшить профессионализм сотрудников компании, которая платит нам зарплату.
Сначала, с огорчением, потом, даже с радостью, поняла, что бОльшую часть своего опыта я наработала в режиме "Бэтмена". Того самого одного специалиста, который на все руки мастер (естественно со своими допустимыми плюсами и минусами эффективности работы СДО, от этого не убежишь). Так сложилось, что искали именно "Бэтмена", и у меня очень мало было возможностей подбирать команду, развивать своих специалистов. Периодически у меня были технические специалисты, которые немного коммуницировали с пользователями, администрировали СДО и заносили курсы/тесты, готовые.
Зато я научилась использовать другие ресурсы, других людей, которые помогли мне внедрять и развивать электронное обучение. Вот об этих других
И, конечно же, вы должны помнить про эффективность СДО и электронных курсов и вебинаров и др.формы эл.обучения в случае, когда вы используете непрофильных специалистов. Их нужно также учить, развивать, помогать шаблонами, в некоторых моментах брать на себя роль коуча, методолога, корректора и, в целом, курировать их работу.
И периодически напоминать HR-директору и ТОП-менеджерам компании, каких успехов вы достигли, и как это можно улучшить в 2-3 раза в случае, если вам дадут возможность взять в команду именно специалиста - методолога, разработчика, дизайнера и т.п.
А пока:
Во-первых, важно проанализировать, что главное и что второстепенное? Какие функции вы оставляете за собой, а какие будете делегировать? А вот кому делегировать - это надо определить. Где возможен аутсорсинг? Кто заинтересован вам помочь в развитии дистанционного обучения?
Во-вторых, понять, что вы не просто один раз выбираете своеобразную команду, ее нужно будет поддерживать, не имея при этом классических рычагов управления своими специалистами. Хвалить, мотивировать, общаться и еще раз общаться, показывать выгоды сотрудничества, напоминать об успешных результатах.
В-третьих, могу предложить примерный состав такой команды
1) менеджер проекта - это вы
2) ИТ-специалист , ответственный за то, что СДО есть, функционирует и бэкапится - это либо провайдер либо сотрудник ИТ-отдела (договоритесь с рук-лем ИТ-отдела о зонах ответственности, сроках бэкапов, времени синхронизации, объеме выделенной памяти для СДО и др важных моментах)
3) методолог - это снова вы в части разработки инструкций и шаблонов для разработки курсов и тестов, которые вы один раз создадите и далее будете только актуализировать. ШАБЛОНЫ - ваш большой помощник. Методология по шаблонам, спросите вы? А почему бы и нет. Покажете, как все чудесно развивается и через год попросите подобрать вам методолога.
4) разработчики курсов - эксперты по теме либо провайдеры (закупка готовых курсов по общим темам, не требующих частой актуализации или легко актуализируемых ресурсами компании), если эксперты - это обычно специалист в бизнес-направлении, реже - представитель поддерживающего отдела вроде ИТ, HR, бухгалтерия, юристы, охрана труда. И обычно этот эксперт заинтересован в том, чтобы его продукт - продавался, чтобы сотрудники быстро научились использовать новый ПК, чтобы соблюдали правила ОТ и т.д. Подружитесь с ними и покажите/расскажите, как разрабатывать курсы. Обучайте таких разработчиков.
5) дизайнер - это или снова вы)) + корпоративный стиль из бренд-бука +шаблоны для курсов, которые будут разрабатывать эксперты. или еще + заказ корпоративного стиля курсов у провайдеров.
6) технический специалист для поддержки пользователей - это СДО или Портал обучения. Так как ресурс ваш направлен на управление проектом, разработку шаблонов, обучение разработчиков и налаживание коммуникаций с ит-специалистами и провайдерами, то возлагаем эту роль на саму систему. ЧАВО, типичные вопросы-ответы, подсказки, форма обращения, сроки ответа. Максимально сокращаем обращения, обрабатывая похожие, формируя из них FAQ. Напоминаем о назначении обучения через автоматизированные сообщения портала/СДО. И в целом автоматизация - наше ВСЕ.
Вот основной состав такой команды, когда специалисты работают в разных отделах, а иногда и в компаниях (если это провайдеры), подчинены разным руководителям и имеют различные цели. Но все мы работаем с единым стремлением - дистанционно и увлекательно улучшить профессионализм сотрудников компании, которая платит нам зарплату.