Мини-курс "Как собрать и оформить курс". Урок 5. Аккуратно работаем с графическими элементам

Научно доказано, что для прочного и лёгкого запоминания следует связать текст с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Наш мозг «настроен» на образы, оперирует образами и запоминает образы «автоматически». Поэтому одно из самых любимых занятий разработчиков курсов, особенно на начальных этапах освоения этого навыка, - добавить на слайд побольше картинок или же разбавить ими скучный текст. Ни первый, ни второй вариант не помогут сделать курс более эффективным.

Примите за правило то, что на слайде должен быть один главный носитель информации: или текст (и тогда вы работаете над качеством над тем, чтобы он был интересен и без визуализации) или изображение. Они могут только дополнять друг друга, но никак не конкурировать между собой. А именно так и происходит, когда мы “для красоты” добавляем картинок в стиле текст справа, картинка - слева. Единственный вариант, когда целесообразно разместить рядом с текстом картинку, это в случае, если персонаж курса смотрит на текст, на который ученику нужно обратить внимание. Тогда взгляд автоматически двигается в ту сторону, в которую направлен взгляд персонажа. Этот прием вполне можно использовать.

Обратите внимание на то, что для заполнения пустого места на слайде используются невзрачные и достаточно распространенные картинки типа серых человечков, рукопожатия, вопросительных знаков, стрелок и офисных сотрудников. Нет никакого смысла добавлять в курс подобные визуальные элементы, так как они создают информационный шум и могут ассоциироваться с какими-то стандартными рекламными брошюрами или устаревшими PowerPoint-презентациями. Напротив, изображения конкретных ситуаций (реальный офис компании) и людей (коллеги, клиенты в банке) повышают уровень доверия к курсу и вызывают положительную реакцию, в отличие от абстрактных картинок.

Когда изображение передает эмоцию или какой-то мотивационный посыл, то оно должно быть главным акцентом на слайде, а, возможно, и единственным. Если изображение требует комментариев, как в случае с дорожной картой и производственным процессом, то текст будет дополнением, которое помогает лучше понять визуализацию.

Одновременно и рассматривать изображение, и читать текст человеческий мозг не умеет, потому что на самом деле он быстро переключается с одной задачи на другую и тратит свою энергию на лишнюю когнитивную нагрузку. А нам нужно, чтобы эта энергия тратилась на запоминание новой информации.

Аккуратная работа с изображениями в курсе подразумевает использование:
- только тех изображений, которые отвечают цели курса,
- единого стиля изображений (фото - фото, клипарт - клипарт),
- единых размеров для изображений типовых элементов курса, например, “знаков внимания” или “лампочек” для обозначения практикума,
- единого способа для представления изображений на слайде (например, все в форме квадрата или в одинаковой цветной рамке),
- единого качества изображений (если вы не можете найти все нужные картинки в хорошем разрешении, попробуйте уменьшить размер без потери смысловой нагрузки),
- единой цветовой гаммы для всех изображений (если не можете подобрать в едином цветовом решении, то попробуйте оформить в едином стиле, например, в тонкой белой прямоугольной рамке одного размера или перевести в черно-белый формат).

Для изучения какой-то новой информации в электронном курсе лучше использовать статичные графические изображения. Если вы хотите продемонстрировать некий процесс, то можно применить анимацию. Для создания определенного настроения или передачи идеи может быть использовано видео. При этом учтите, что даже самая интересная лекция в видео-формате не запоминается после первого просмотра. И после второго тоже. Для этого нужно перенести часть информации с видео-формата в текстовую или визуализированную памятку, инструкцию, отработать на практике, обсудить или даже выполнить какое-то задание.
В любом случае, для анимации и для видео на слайде не нужны “соседи”, так как эти элементы сами по себе достаточно самостоятельны. Используя видео, также предусмотрите возможность остановить проигрывание ролика, прокрутить вперед и вернуться назад, включить и отключить субтитры.
Не секрет, что одна картинка может стоить тысячи слов быть гораздо интереснее хорошо написанного текста (кстати, очень здорово эта тема рассмотрена в книге “Визуальное мышление” Дэна Роэма). При этом важно помнить, что качественный визуальный материал отличается тем, что его удобно рассматривать и читать с монитора, можно уменьшить или увеличить и рассмотреть в деталях.
Отдельно стоит рассмотреть графики, диаграммы, интеллект-карты (mind maps) и варианты инфографики. В большинстве случаев все это самостоятельные элементы курса, которые “рассказывают историю” без необходимости дополнения ее каким- либо текстом или уже содержат текст в самом изображении. Любая инфографика очень плохо воспринимает “соседей” на слайде.
Хороший график это тот, при первом взгляде на который вы сразу можете понять, какая его основная идея и какую главную мысль он передает.
Например,
- “в этом году продажи выросли на 15% по отношению к тому же периоду прошлого года” - хорошо, “на этом графике изображены данные по продажам в течение года” - плохо. Потому что во втором случае нет конкретики и нет ключевой идеи. Более подробно эта тема раскрывается в книге “Говори на языке диаграмм” (Джин Желязны).
Что касается интеллект-карт, то их хорошо использовать для структурирования сложной информации, например, когда вам хочется представить некую комплексную в виде разветвления основных подтем и продемонстрировать их взаимосвязь друг с другом. В целом же, сфера применения этих графических элементов достаточно широкая, так как карту можно представить не только в виде изображения, но и в виде своеобразного “дерева” с раскрывающимися ветвями, возможностью перейти по ссылкам и открыть дополнительные файлы. В сети интернет есть множество книг по теме mind maps, например, “Майнд-менеджмент: решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт” (Сергей Бехтерев). А непосредственно для создания карт можно использовать как PowerPoint, так и специальные онлайн-сервисы и программы.
Для создания инфографики можно использовать программы из пакета MS Office,  графические редакторы типа Photoshop, а также специальные онлайн-сервисы и инструменты. В сети интернет есть много бесплатных ресурсов для визуализации информации. И, если вам хочется перенести текст в формат изображения, то можно начать именно с таких ресурсов. Несомненным преимуществом инфографики является ее привлекательность: большинство учеников курса заинтересуются хорошей визуализацией информации и чаще всего захотят поделиться своим восхищением с коллегами.

Комментарии

  1. Очень хороший урок. Лаконичный, точный и в то же время очень информативный. Спасибо, Марина.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Что нужно знать менеджеру проекта про e-learning?

Как собрать и оформить курс: 7 уроков + методичка в pdf

Как развивается e-learning в Украине: сообщества, провайдеры, эксперты, проекты, блоги, инструменты, мероприятия и тренды