От ценности новых знаний к ловушке прокрастинации



Интернет появился почти 20 лет назад. Это изменило многие вещи, в том числе, отношение к информации. Знания, которые раньше приравнивались к информации, стали ближе и доступнее. Как имеющиеся, так и новые. Но мы к этому еще не привыкли.

"Любите книгу — источник знания... "

Был период, когда единственным источником знаний о мире, его устройстве и правилах, была одна книга - библия. Люди в целом больше обращались к прошлому, чем к будущему (об этом интересно пишет Харари). Со временем книг стало больше, их научились тиражировать, но знания по-прежнему были ценными: хранились в библиотеках и в головах учителей, мудрецов. Люди старались отдать детей в школу, чтобы те получили доступ к знаниям, в институт - чтобы они получили доступ к лучшим библиотекам при вузах и к лучшим преподавателям и знаниям в их головах. К знаниям, к любой новой познавательной информации относились очень бережно, ведь достать ее было непросто. Вполне разумное и логически объяснимое отношение. Что же происходит сейчас?

Это и так известно :-(

Знания по-прежнему ценятся больше, чем осознание того, что уже есть в голове. Наверняка вам знакомы такие фразы "я это уже знал", "не было для меня ничего нового", "да нового там было 5% из всей массы", "хм, Америку открыл.." Их можно услышать на конференциях, в откликах после обучения, в комментариях к дискуссиям. Они подчеркивают отношение к знаниям, как к получению чего-то, чего еще не было. К знанию по-прежнему относятся как к добыванию некого редкого ценного ресурса при том, что места добычи доступны и открыты. За время существования интернета, мы еще не успели перестроиться с "узнать новое" на "осознать имеющееся", "отработать навык", "приобрести опыт". Отсюда и существующая борьба за сохранность информации, авторские права. Я не поддерживаю пиратство, и при этом понимаю, что сейчас нужны новые способы защиты интеллектуальной собственности.

Узнать или осознать?

Позиция "не было ничего нового" часто становится причиной появления негативных отзывов на обучение или мероприятие. Не помню, когда последний раз в моей голове возникала фраза "ничего нового не узнала", так как я не иду за новой информацией, читая книгу, просматривая видео-урок или выступление на конференции. Наоборот чаще возникают такие мысли: "хм, а с этой стороны любопытно", "какой интересный опыт", "нестандартно, да, но будет ли это работать", "полезная рекомендация", "фраза в точку", "надо себе записать этого автора", "а это еще не пробовала", "у меня так не получалось" и так далее. Много открытых вопросов. Я практически их любого фрагмента информации нахожу то, что еще не осознано, не осмыслено, не отработано на практике, и потому ценно.

"Никакой воды, только кейсы"

В какой-то момент знания даже стали называть "водой" - это определенная категория информации, которой с тобой делятся, но ты не понимаешь ее ценности. И тогда стали всплывать лозунги "только практика, никакой воды" - в выступлениях на конференциях, в тех.заданиях заказчиков на разработку некого полезного (возможно, учебного) контента. Только со временем стало понятно, что это тоже самообман. Да, это опыт, но это чужой опыт, чужой кейс, в котором человеку со стороны пользы мало. Нужно отнестись к этому критично, объективно и .. хочешь-не-хочешь, но переложить на свой опыт и только потом использовать. 

Волшебной таблетки не существует?!

И та-дам, следующий лозунг в выступлениях практиков - "волшебной таблетки не существует". Его принимают скептично и печально, ведь хочется сразу узнать проверенные способы, обойти чужие грабли и не изобретать велосипед. Только правда в том, что все равно "каждый из нас изобретает свой велосипед". Даже когда два близнеца изучают одну и ту же информацию, у них формируются различные нейронные связи. Так как разный опыт, в мозгу по-разному представлена информация, к которой "пристыковываются" новые знания (как бы странно это не звучало). Когда снимаешь розовые очки в отношении знаний как ценной информации и кейсов как волшебной таблетки, и принимаешь факт того, что "пахать" придется самостоятельно, может быть сложно. Но никто и не говорил, что будет легко)

"Нет ничего нового под солнцем..."

А что если поменять фокус с знания на осознание, с "уже знаю" на "применяю", с "уже применяю" на "уже получается", с "получается" на "открываю что-то новое", с "открываю новое" на "готов делиться с другими"? В такой цепочке невозможно соскучиться и невозможно сожалеть о недополученной порции новой информации.

В каком-то очередном приступе поиска информации про life balance я осознала, что у меня давно есть вся необходимая информация. Но я не заставляю себя регулярно практиковаться. И никакие новые книги/уроки не добавят мне ощутимо новых знаний. Вспомнила, как впервые прочитала у Екклесиаста "время разбрасывать камни, и время собирать камни" и казалось, постигла смысл бытия. Вспомнила, как рисовала колесо жизненных ценностей, как читала книги о психологии, начиная от классических авторов до популярных тем позитивного мышления и скандинавской жизненной философии hygge. И при этом продолжаю смотреть видеоблоггеров с советами о поиске жизненного баланса вместо того, чтобы регулярно рисовать свое колесо жизни, чтобы в определенные моменты времени тренироваться чему-то говорить "нет" или наоборот "да". То есть делать то, что я и так знаю. 

Вот подумала я обо всем этом в выходные, закрыла все рабочие доки и переключилась на другую сторону моей жизни. Даже не стала писать пост обо-всем-вот-этом-про-семью-и-ценности, хотя руки чесались. Иногда нужно просто быть (от "бытие"). И не писать в соц.сетях философские посты о том, что прям здесь и сейчас постигается дзен. Это мой урок, и я его еще прохожу, отрабатывая то, что уже давно знаю. И у каждого есть такие свои еще не пройденные уроки и домашки, отправленные "на доработку")

Ловушка новых знаний

В поиске новых знаний можно попасть в ловушку прокрастинации: кажется, что ты чего-то не делаешь потому, что якобы не хватает информации. И пока ищешь, у тебя есть оправдание: я работаю в этом направлении, просто еще не нашлось новое недостающее знание. А вот как только найдется - сразу все изменится. Но есть большая вероятность, что 
вы уже знаете, то, что якобы ищете. Но не всегда это история о нехватке новых знаний. Поэтому иногда стоит себе напомнить, что принять порцию новых знаний гораздо проще, чем осознать, применить и переложить на свой опыт. И возможно начать со второго пути, осмысливая знания, а пытаясь найти что-то новое. 

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?