Обратная связь в онлайн-обучении: зачем нужна, какая бывает, как сделать ее полезной и эффективной?


В жизни мы часто сталкиваемся с обратной связью – на нас самих, нашу работу, наши взгляды, способностей, поступки и даже, на наше окружение. Когда ОС положительная, мы воспринимаем ее как похвалу, комплимент, а когда отрицательная, то реагируем как на критику (обижаемся, занимаем позицию защиты или делаем ответное нападение).
Грамотно давать и уметь принимать обратную связь –важный навык. Сейчас сложно представить образовательный проект (курс, стартап, школу), который не двигается итерациями, иначе он просто не будет успевать за темпом развития окружающего мира. Итерации - это постоянная обратная связь и доработки, иногда, и полностью пересмотр концепции. И потому полезно учиться конструктивно давать обратную связь и реагировать на нее.

> Как обратная связь перемещалась из очного обучения в онлайн (на моем опыте)
Впервые с понятием обратной связи (ОС) я столкнулась, осваивая навык тренерства. Во время тренинга нужно было просить обратную связь, чтобы понять, "заходит" ли материал и если нужно, скорректировать контент. В финале участники тренинга заполняют анкеты обратной связи: что понравилось, чего не хватило, что можно было бы улучшить. Потом я узнала о Киркпатрике - и вот снова ОС как первый уровень оценки эффективности обучения, когда мы спрашиваем о впечатлениях, и тут скорее эмоциональный отклик, первое чем хочется поделиться. Значит, анкета ОС после тренинга это не просто ОС, но и начало оценки обучения. К тому моменту я уже руководила проектом по онлайн-обучению в компании и тренинговые анкеты были мы постепенно преобразовали в анкеты после курсов/тестов/программ обучения/вебинаров. Добавили ОС в целом на учебный портал, чтобы дать возможность сотрудникам в любой момент высказаться. А дальше я столкнулась с ОС, когда стала изучить коучинг и проводить его для руководителей в компании, где работала. Это был онлайн-коучинг и требования к обратной связи были очень высоки. Мы часто работали без видео, что усложняло коммуникацию и заставляло быть очень аккуратными в обратной связи. Сейчас я уже вижу уйму примеров обратной связи в онлайн-обучении.

> 12 произвольно классифицированных типов обратной связи в онлайн-обучении (на моем опыте)
1. Синхронная ОС (в реальном времени, в курсе это прямо в процессе обучения, мгновенно, вопрос- ответ)
2. Асинхронная ОС (в курсе это происходит после очередного этапа в обучении или в финале, есть время ожидания)
Синхронная и асинхронная ОС возникают не только в самом обучении, но и при взаимодействии с заказчиком обучения, в работе методиста и предметного эксперта, в оценке образовательной среды,
3. ОС, которую дает образовательная среда (когда ОС "зашита" в тест, интерактивный курс, тренажер, чат-бот, то есть любым способом мы заранее проектируем, на какой из ответов учащегося какую ОС нужно "выдать" со стороны образовательной среды)
4. ОС, которую дает ВОП (когда ОС дает ведущий образовательного процесса - преподаватель, тьютор, наставник, тренер, куратор. Как в процессе обучения синхронно, так и асинхронно.
Я как-то писала о том, что образовательную среду в некоторых моментах можно воспринимать как ВОП, как раз путем проектирования в ней обратной связи (почитать можно тут http://elearnlmp.blogspot.com/2018/03/lms.html)
5. Промежуточная ОС (когда в процессе обучения учащийся может высказаться о конкретном фрагменте контента (лекции, практикуме, доп.материале)
6. Финальная ОС (возникает после прохождения обучения (тут и про пользу изученного материала и про сам процесс обучения от сопровождения учащихся до технических моментов).
7. ОС в процессе разработки учебных программ (при подготовке занятий такая ОС возникает между методистом и экспертом (преподавателем), когда мы разрабатываем и дорабатываем учебный материал с учетом нашего мнения как разработчиков, ОС от учащихся, ОС от экспертов-аудиторов контента. В корпоративном обучении есть ОС, которую мы даем и получаем, планируя годовые программы обучения для сотрудников различных профессий (это когда заказчик-бизнес общается с исполнителем-отделом обучения). Когда компания заказывает обучение у внешнего подрядчика тот тут тоже возникает ОС между заказчиком и исполнителем.
Про взаимодействие с заказчиком обучения в корп.среде можно почитать тут http://elearnlmp.blogspot.com/2018/05/blog-post_31.html
8. ОС, которую мы даем в роли ВОП, методиста, учащегося (например, своему коллеге-учащемуся)
9 ОС, которую мы принимаем в роли ВОП, методиста, учащегося (и тут тоже свои правила, если они не описаны, то могут возникать проблемы)
Важно: когда вы проектируете в онлайн-курсе peer-to-peer проверку домашних заданий или совместную работу над одним проектом, то введите правила и для тех, кто дает обратную связь, и для тех, кто ее принимает. Только в этом случае учащиеся будут готовы к таким форматам взаимодействия.
10 ОС в различных форматах (голосом, вживую, текстом, аудио...) Как это можно сделать в процессе обучения?
- спросить ОС в форме опроса с различными типами вопросов, в открытой форме в чате/форуме, голосом прямо во время обучения или после него,
- дать ОС на домашнее задание текстом, записать аудио-ответ или видео-скринкаст,
- разобрать типовые ошибки и сделать видео-обращение к группе студентов с пояснениями,
- договориться и созвониться с учащимся, чтобы в живом разговоре дать ОС.
Например, к текстовой ОС больше требований, так как в ней меньше эмоций и она может трактоваться по-разному. Недавно наш наставник тьюторов Аня Нодь писала о том, какие нюансы есть в текстовой обратной связи и как с этим работать (почитать можно тут https://edmarket.ru/blog/5-advices-for-tutors)
11. ОС непосредственно на контент и процесс обучения
12. ОС на образовательную среду, в которой происходит обучение, включая все орг.моменты и тех.нюансы

> Зачем мы собираем обратную связь?
Отдельно задумайтесь над тем "А что же после ОС?". Когда это ОС в процессе разработки курса или ответ на домашнее задание, тут все понятно - принимаем/не принимаем и двигаемся дальше.
В онлайн-обучении часто встречаются различные анкеты обратной связи в курсе, в образовательной среде, исследования - то, что собирается и... потом не используется. Если вы хотите, чтобы ваши учащиеся были готовы давать обратную связь, то показывайте, как вы ее принимаете. В EdMarket я периодически делаю новостные посты для студентов, где рассказываю о том, какие изменения мы внесли в обучение, опираясь на анкеты обратной связи. Так в какой-то момент появилось расписание в google- календаре, таймлайны к вебинарам, теги в чатах, множество полезных материалов с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы, изменения в формате обратной связи о оценках на домашние работы и многое другое.
Вводя любые анкеты обратной связи, тщательно продумайте вопросы - какие они будут, что можно будет узнать из этих ответов, нужна ли нам сводная статистика или открытые ответы по каждому из вопросов.\

> Принципы полезной и конструктивной обратной связи
В интернете можно поискать статьи о коучинге, управлении людьми, психологии и еще глубже погрузиться в эту тему. Но для общего понимания можно оттолкнуться вот от чего.
Принцип 1 "Экологичность"
Обратная связь должна описывать то, что вы увидели/почувствовали. А не оценивать. То есть вы говорите не о том, что это за идея, а о том, какие чувства/мысли эта идея вызвала у вас (это кстати отлично работает с детьми).
Когда мы даем описательную обратную связь, мы говорим другим о своих чувствах/своем мнении/своем впечатлении: "я увидел в этом не ОК" (я заметил в тебе/твоем поступке/твоей работе то, что кажется мне не ОК). Когда мы даем оценочную обратную связь, это выглядит как суждение: "я считаю, что это не ОК" (ты/твой поступок/твоя работа не ОК).
Если речь о спонтанной обратной связи, которая не предусмотрена (например, это не оценка на домашнее задание) то перед тем, как дать ее, нужно вежливо спросить разрешения на это.
Принцип 2 "Конкретика"
Уточните, почему эту задачу/проект стоит доработать, какие конкретно моменты вам понравились, а какие вызвали сомнение и почему, почему нельзя оставить как есть и не исправлять.
Когда видите хорошо выполненную задачу, не ограничивайтесь словами "все ок", поясните что именно "ок", какие именно моменты особенно удачно сделаны. Мы часто не задумываемся о том, что правильно выполненное может таким оказаться случайно или интуитивно. В тестах недооценивается обратная связь на верно отвеченные вопросы. А ведь как здорово, когда в курсе при правильно выбранном ответе вам поясняют, почему он правильный (возможно, вы просто ошиблись кнопкой).
Хорошие примеры конкретизации ОС я нашла в книге "Как говорить, чтобы дети слушали..." Там отлично поясняется, что на фразу ребенка "Мама, смотри какой у меня рисунок" мы привычно отвечаем "Ой какой красивый рисунок, ты молодец". А можно было бы похвалить более конкретно, чтобы ребенок понял, что именно он сделал хорошо "Ух ты, какой большой двухэтажный дом ты нарисовал, и такие яркие лучи у солнца, а деревья и трава разным оттенком зеленого цвета, рисунок получился насыщенным и теплым".
Принцип 3 "Возможность применения"
Опасно давая обратную связь, ориентироваться на свои потребности (того, кто дает ОС). Информация, которую мы даем в обратной связи, должна иметь практический смысл для того, того, кто будет ее принимать. Например, преподавателю важно поставить себя на место учащегося, чтобы дать более конструктивные советы, снизить уровень субьективности и своего личного отношения к студенту или конкретной задачи.
Взвешивайте, находится ли ваш совет в зоне возможностей человека, который будет этот совет использовать. Если мы никак не можем повлиять на ситуацию, то это огорчает и вызывает скептицизм. Сложно конструктивно принять ОС, в которой описано то, на что вы не можете повлиять. Именно поэтому стоит конкретизировать тот фрагмент, который нуждается в изменении (с вашей точки зрения) и пояснить, почему.
Когда мы принимаем во внимание чувства других людей и ориентируемся на их потребности, то даем более полезную обратную связь.
Итак, обратная связь должна быть экологичной, конкретной и практически применимой.

> Правило "гамбургера"* (правильной обратной связи)
1. Снизу "мягкая булочка" - о том, что было хорошо и что получилось
2. Внутри "мясо" - о том, что можно улучшить, сделать по-другому
3. Сверху "тоже булочка" - о том, что было особенно здорово

Например, если бы я давала ОС на этот текст, то сказала бы так.
1. Статья целенаправленно описывает тему обратной связи, из нее легко запомнить принципы "экологичности", "конкретики" и "возможности применения", а также "правило гамбургера".
2. На мой взгляд, можно сократить количество контента, найти повторяющиеся моменты, убрать вводные слова. Это позволит прочитать статью быстрее. Возможно подумать над тем, чтобы сделать один сквозной пример различной обратной связи.
3. Особенно здорово то, что в статье дана классификация 12 видов обратной связи именно в онлайн-обучении и это можно сразу применить при разработке онлайн-курсов и учебных программ.
* Используем аккуратно, в методе тоже есть свои нюансы, плюсы и минусы. 

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?