Почему для одних ошибка это точка роста, а для других - педаль тормоза?


Никогда не говори: "Я ошибся", лучше скажи:
"Надо же, как интересно получилось..."
© Ледниковый период




Умеете ли вы ошибаться и прощать себя за ошибки? А переделывать то, что уже не первый раз переделано? Как вы этому научились? В этом посте я решила подумать об ошибках, опираясь на свой жизненный и учебный опыт. В интернете много статей и книг о психологии отношения к ошибкам. Не буду тут их цитировать. Думаю, если вам интересно, то найдете самостоятельно.


Нерадужные перспективы двоечников


Наверное, у каждого из нас есть своя школьная или вузовская история об ошибках. Из этих детских историй часто вырастают взрослые дяди и тети, которые потом боятся “падать” и воспринимают любое "не-сразу-хорошо" как трагедию мирового масштаба.

Если вы учились в советское время, то помните такие разговоры:
- Опять двойка? Вот вырастешь - станешь дворником. А сосед Вадик-отличник станет космонавтом.

Только вырастая, мы уже слышали другие истории. О том, как двоечник Вася стал изобретателем, троечник Петя - предпринимателем. А отличник Вадик - рядовым аспирантом на кафедре. Или руководителем отдела снабжения, где он работает уже 10 лет и боится найти другое место, хотя зарплата и обязанности давно не устраивают. Все потому, что на каждого Вадика вакансий космонавта не хватает. Поэтому в жизни важно научиться ошибаться, чтобы рисковать, экспериментировать и менять свое место работы или жизни. 

Ошибки в учебных задачах


Вы помните первое столкновение с ошибкой? Реакцию? Эмоции?

Моя история про ошибки произошла в первом классе. Я отличница. Школа с золотой медалью. Красный аттестат в вузе. Муз.школа с отличием. Кругом пятерки. Первый класс. Молодая учительница Светлана Станиславовна подняла весь класс со стульев и заставила стоять на уроке за то, что мы не выполнили домашнее задание по математике. Моя парта возле учительского стола: я невысокого роста и хорошо учусь. И вот стою в первых рядах с первой двойкой и думаю о том, как покажу дома дневник. Вдруг по щеке предательски скатывается слеза, вытираю и отворачиваюсь от учительского стола. Учительница подходит и говорит "Ну что ты, завтра сделаешь". Я думаю "Ведь она понимает, что я могу сделать, и все же сегодня поставила двойку, как всем". Молчу. Во мне куча незнакомых эмоций, которые сложно описать. Тогда я с ними столкнулась впервые.

Это сейчас я понимаю, что если весь класс в приступе массовой амнезии не выполнил задание, то дети не при чем. Но суть не в этом.

На самом деле, это был единственный опыт двойки в школе и вузе, который я помню. Ошибаться там не учили. Потому что если ты имеешь наглость спорить с преподавателем, учиться только по интересным тебе предметам, ты неизменно получаешь двойки, тройки.. А потом и неприятные эмоции.

Можно возразить: ведь есть дети, которые реально не хотят учиться, и двойки им ставят заслуженно. Правда? Мне кажется, что если ребенок способен испытывать стыд и сожаление, как мальчик на картине Фёдора Решетникова "Опять двойка", то он способен и учиться. Возможно, он силен в других дисциплинах, возможно ему сложно установить контакт с конкретным учителем, возможно что-то другое. Но в массовом школьном обучении, где на большой класс один учитель, сложно разобраться в проблемах учебы каждого ребенка.

Ошибки в реальных задачах


Если нас не научили ошибаться в школе и нормально реагировать на это, то приходиться учиться в жизни. Не на тестовых задачах, а на реальных. Падать там будет больнее. Эмоций и ответственности еще больше, чем в детском возрасте. И с этим придется справиться.

Я училась ошибаться уже когда стала руководителем. Вела большой проект, там часто приходилось что-то менять, получать задания на доработку, глотать обиду и снова переделывать. Узнала, что такое обратная связь, что такое движение итерациями и постепенно усовершенствование, как уточнять поставленную задачу. И главное поняла, что сделать сразу и правильно получается редко, потому что задачи сложные, проекты большие, люди разные. Ошибаться нормально. На доработку - не приговор. Неприятная обратная связь иногда лучше, чем никакая. Невозможно быть менеджером, который все и всегда делает без ошибок (подробнее о том, как расти менеджеру проекта и общаться со своим руководителем)

Для вдохновения и изменения отношения к ошибкам рекомендую поискать в интернете статьи на темы “ошибки, ставшие открытиями” и “ошибки, которые заработали”.

Сделать так, чтобы потом не переделывать?


Быть готовым постоянно меняться - один из важных навыков современного человека в активно развивающемся мире. Что-то долго делать, переделать, снова спокойно переделать. А потом признать, что это было ошибкой или уже не работает. И выбросить, если это не то, что нужно, или стало неактуально.

Возможно, вы верите в то, что хорошо продуманное сразу сделается хорошо, поэтому так важно иметь достаточно времени, чтобы допустить минимум ошибок. Я вас прекрасно понимаю. Перфекционизм и прокрастинация порою ходят за руку друг с другом. Во мне тоже порой возникает чувство сожаления, когда ты тратишь время, энергию, эмоции на созидание чего-то важного. А потом это надо перекроить или даже уничтожить. 

Многим из нас легко вспомнить ощущения напрасно потраченного времени, когда вам изначально дали неверные вводные и "все коту под хвост". Или ужас от того, что надо создавать документ заново из-за случайно нажатой кнопки delete. И сопротивление при создании чего-то нового поверх утвержденного проекта (ну ведь уже согласовали!) … Или например, когда на работе у тебя неожиданно забрали винду и посадили за линукс. Еще и заставили изучать инструкции по новому ПО. А еще в ситуации, когда ты тянешься рукой и находишь стену в том месте, где раньше был выключатель. Его перенесли, но привычка осталась. А ведь было так! удобно.

Уже сейчас важно учиться быть гибкими, чтобы повысить свой уровень адаптации к таким же гибким условиям и требованиям окружающего мира. Потому что ПО будет меняться, "выключатели будут переустанавливать в другие места", требования к проектам будут переделывать, а заказчики и исполнители будут учиться договариваться друг с другом методом проб и ошибок. А еще есть будущее и автоматизация.

Постоянная переквалификация невозможна без ошибок


Я замечаю людей, которые сами сильно мучаются от того, что не обладают навыком что-то спокойно менять и выбрасывать. В своей книге “21 урок для XXI” века автор Харари пишет, что таким людям в будущем может быть очень сложно. Старые профессии будут отмирать, появятся другие, более сложные. Не все смогут приобрести новые навыки и подготовить свой мозг к тому, что, возможно, каждые лет 10 кардинально менять свой род деятельности.

В каком-то ближайшем будущем практически всем нам придется постоянно переквалифицироваться, чтобы оставаться востребованными на рынке труда среди представителей нашего рода Homo Sapiens. А также надо будет учитывать автоматизированную среду, в которой часть функций людей возьмут на себя роботы. 

Ошибаться - норма.
Совершать одну и ту же ошибку - не норма.


На самом деле, работа с отношением к ошибкам, это индивидуальная задача каждого человека. Когда ребенок учится ходить, то важно научить его правильно падать: подставлять руки, если падает вперед, стараться упасть на бок или на что-то мягкое. Когда люди учатся кататься на коньках, лыжах, то их тоже вначале учат правильно падать и тормозить, прежде, чем они смогут разогнаться и уверенно кататься. 

При этом в обучении, в жизни, в бизнесе мы встречаем ситуации, когда хочется “научиться ходить и при этом ни разу не упасть”: сразу правильно выбрать профессию, спутника жизни, компанию для работы или проект для бизнеса. Даже если такие случаи возможны, то это скорее исключение, подтверждающее правило: не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Ошибки в обучении: когда учебные и реальные задачи пересекаются


И напоследок, о том, когда обучение связано с бизнесом. В течение последнего года я наблюдаю за студентами EdMarket и их реакциями на ошибки и стремлением сразу все сделать правильно. Порою даже на индивидуальных консультациях не удается донести до человека мысль о том, что "сразу зачет" и “без доработок” в бизнесе случается редко. Поясню, что мы обучаем тому, как выстраивать и запускать образовательные онлайн-проекты. Домашние задания выполняются на реальных задачах. Обычно проблемы возникают в двух ситуациях. 

Первая, когда человек не может приступить к обучению, потому что не понимает, правильно ли выбрана ниша для курса или проекта. И, следовательно, не понимает, есть ли смысл запускаться. Хочется  сразу выбрать правильно. Раз и ты - Илон Маск, запускающий ракету в космос (только не тот случай, когда она взорвалась, а сразу успешно). Продолжение этой ситуации, когда после первых трех занятий (анализ ниши, целевой аудитории и конкурентов) студент понимает, что выбранная ниша не прибыльна или еще не развита, ЦА сложная, конкуренты сильные и все пропало. Но ведь онлайн-образование как проект это бизнес, а в бизнесе сложно сразу сделать правильно, сразу угадать. Это нормально, когда вы тестируете гипотезы, меняете изначальную идею, сужаете целевую аудиторию, выделяете себя на фоне конкурентов уникальным торговым предложением. Это не ужас-ужас, если с первого раза вы не попали. Ненормально, если вы повторяете одну и ту же ошибку много раз, но если вы ошибаетесь и выносите опыт, это нормально. Так происходит развитие.

Вторая ситуация, когда возникают болезненные реакции на задания, которые отправлены на доработку. Иногда для студента это приговор. Мы с тьюторами уже несколько раз шлифовали подход к доработкам и все еще периодически встречаемся с ситуациями, когда пожелания тьюторов во благо проекта воспринимается учащимся как критика выполненного ДЗ. Снова двойка, я не способен, у меня не получится( 

Что мы сделали, чтобы доработки воспринимались легче:
1. На вводном занятии каждой группе студентов мы поясняем, каким образом ставятся зачеты, когда отправляются задания на доработку и что доработка - это возможность усилить стратегию вашего проекта, лучше подготовить его к выходу на рынку.
2. Приняли решение отправлять на доработки, только если задание действительно плохо или некорректно выполнено и если не предоставлен доступ к документу с заданием.
3. Часть доработок даются как рекомендации в дальнейшей работе над проектом, при этом за задание ставится зачет, есть ключевые моменты учтены и выполнены.
4. Есть инструкция для тьюторов о том, как давать конструктивную поясняющую обратную связь, учитывая особенности текстового формата и сложности с передачей эмоций без голоса и личного контакта. 
5. Есть чат для студентов, где можно спросить совета прежде, чем отправить задание на проверку. И есть возможность самостоятельно продлить дедлайн, если нужно больше времени для выполнения. 

Наш наставник тьюторов написала чудесную краткую статью о том, как давать письменную обратную связь. Читайте тут.

P.S. Если вы дочитали до финала, то хочу поблагодарить за внимание и за время, уделенное этой теме. У меня в личной библиотеке есть электронная версия книги “Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей” (Кэрол Дуэк). Можно постучаться в ЛС, поделюсь.

ТГ: @marilitvinova 

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?