Какие курсы сложнее разработать: для внутреннего обучения сотрудников или на продажу внешнему клиенту?

Недавно в каком-то обсуждении коллег, занимающихся корпоративным онлайн-обучением, прочитала, что для открытого рынка курсы делать проще, чем внутри компании. Если говорить про качество и методологию, то это корпоративное обучение, а если про маркетинг и заработок, то это инфобизнес (то есть там уже не про качество). Но, на моя взгляд, это не так.

Я могу сравнить создание курсов внутри компании силами своих разработчиков, и для внешнего рынка. Это разные уровни открытости.

Внутри компании курсами обучают для того, чтобы сотрудник рос и развивался в рамках своих профессиональных компетенций, определенных HR-ом. Можно много говорить про добровольность обучения в некоторых компаниях, методы маркетинга для повышения вовлеченности и другие современный приемы для развития у сотрудников лояльности к lifelong learning/ культуры самообучения/любви к формату e-leanring (нужное подчеркнуть). И все же, корп.обучение сильно зависит от того, что хочет заказчик (бизнес) от сотрудника (учащегося). Именно потому в компании и существует отдел обучения - помогать заказчику достигать бизнес-целей. Обратная связь в процессе или после обучения может либо отсутствовать либо быть формальной. Это значит то, что какой бы курс вы не разработали, если его изучение закреплено в каком-то документе компании, то сотрудники будут изучать и сдавать тесты. Да, они могут быть чем-то недовольны, но они "проголосовали" за ваш курс своим временем и это менее болезненно, чем "прогосовать" деньгами (когда курс куплен). Да, отдел обучения может дорабатывать курсы, опираясь на результаты обучения и обратную связь. И все же, многое зависит от корпоративной культуры и того, насколько смело сотрудники могут выражать свои мысли и идеи.

Если вы разработали курс как внешний подрядчик, то вам уже сложнее: обратную связь, скорей всего, вам "отгрузят" по полной, и не из одного источника, так как ЛПР не один. После первого заказа вас будут оценивать как потенциального разработчика для будущих курсов. И то, насколько хорошо вы разработали первый курс, повлияет на будущие продажи этому заказчику. Ну и сарафанное радио включается на уровне "У кого вы заказывали курс? И как вам?" Тут еще и B2B, что всегда сложно отражается на переговорах из-за нескольких заинтересованных стейкхолдеров, порою не сходящихся во мнениях. Заказчиком курса выступает HR (хотя реально заказчиком обучения может выступать Бизнес, но на переговоры с внешним подрядчиком ходит кто-то от HR или отдела обучения). В общем, тоже своя специфика.

Когда же вы разрабатываете курс на продажу в B2C, то вам еще веселее. Вы словно в аквариуме: проект и продукт постоянно на виду (а иначе о вас не узнают, продукт не купят) и вы получаете обратную связь в открытом информационном поле, как хорошую так и плохую. Никакие корпоративные правила не ограничивают студента в выражении своих эмоций в отношении обучения. Тут же никакими приказами или штрафами не заставить человека изучать курс, который ему не понравился, оказался слишком сложным/легким или просто "не зашел". И потому работа над качеством образовательного онлайн-продукта идет постоянно. А система сопровождения обучения помогает на небольших временных промежутках проводить срезы удовлетворенности и, когда это нужно, вносить корректировки в образовательный процесс. Возможно, первый поток студентов вы еще можете запустить учиться в онлайн-курсе, собранном на коленке без методиста. Но уже с первых занятий любой из ваших студентов может сделать пост в соц.сетях с какой угодно обратной связью и первая же группа выпускников запустит сарафанное радио. И от вас зависит, каким оно будет, это радио. Да, возможно, среди огромного количества информации эти отклики потеряются, но есть вероятность, что их найдут. Ваша аудитория "проголосует" деньгами - выберет или не выберет ваш продукт. Ваш клиент это одновременно заказчик и учащийся. Поэтому в курсах, которые разрабатываются на продажу, требования к качеству продукта еще выше, чем к курсам, которые делают внутренние разработчики компании. Помимо того, что курс на открытом рынке нужно продвигать, используя маркетинг, его еще нужно и совершенствовать, опираясь на методологию.
Морали в финале не будет. Просто наблюдения.

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?