Как структурировать учебный онлайн контент? Три совета


Семь ключевых элементов электронного курса

У разработчиков курсов возникает много вопросов о том, как найти общий язык с экспертами. То есть с людьми, которые разбираются в теме и могут предоставить для курса целую папку с названием “Это все нужно знать”.
Что делать со всеми полученными от экспертов материалами?
Как структурировать весь этот объем информации?
Что нужно оставить, а от чего беспощадно отказаться?
Как из скучных документов сделать интересный учебный контент?

Если подобные вопросы для вас актуальны, то в этом цикле статей вы найдете практические советы по структурированию контента. И первый совет прямо сейчас.

Опирайтесь на опыт лучших разработчиков курсов

Выступая экспертом в ежегодных конкурсах разработчиков, я вижу традиционные слайдовые курсы, курсы с использованием интерактивов и игровых элементов, видео и тренажеров, мобильные курсы и лонгриды, курсы с линейными и разветвленными сценариями. Не смотря на отличия в подаче контента, в них можно выделить семь ключевых элементов структуры:

1. Введение. Информация о теме курса, авторах, правила обучения, способах взаимодействия с контентом. Может дополняться специальным файлом для ведения конспекта или выполнения заданий.

2. Цели и задачи обучения, общая информация про последовательность выполнения упражнений и условия их прохождения, если они есть.

3. Обращение к имеющемуся опыту и знаниям учащихся: напоминания ранее изученного, анкетирования, пре-тест или промежуточные тесты.

4. Управляемая структурированная подача новых знаний с обязательным периодическим закреплением материала.

5. Отработка новых знаний с помощью выполнения заданий.

6. Получение развернутой обратной связи по результатам выполненных заданий.

7. Подведение итогов обучения с “плюшками” в виде памяток, ключевых идей и других полезных материалов.

Детально про 7 элементов и не только - в моем видео-курсе.


Такая структура позволяет легко ориентироваться в контенте. Это не означает, что спроектированный по другим правилам курс будет сложным для восприятия. Но такую 7-ми компонентную структуру я наблюдала в большинстве хорошо спроектированных курсов, которые проходила.

По количеству слайдов рекомендации не могу дать, так как это индивидуально. В банке, где я работала, мы постепенно пришли в стандарту и смогли описать структуру продуктового курса по количеству слайдов и по времени изучения основных разделов. Такие шаблоны упрощают восприятие сотрудниками электронных курсов: открывая новый учебный материал, понимаешь, чего от него ожидать. Детали про шаблоны курсов.

На вопрос “Как переложить материалы от экспертов в эту структуру?” ответ такой: “Никак”. Правильно отталкиваться не от имеющейся кипы документов, а от целей и задач обучения. Сначала - структура, потом - анализ того, что предоставил эксперт.

Если не знаете, как описать каждый из элементов курса, пройдите обучение по педагогическому дизайну. Еще помогает участие в конкурсах, потому что это ценный опыт, полезная обратная связь от экспертов и возможность увидеть массу примеров разработки от коллег. Детали про конкурсы.


Секреты Голливуда для видео- и story-курсов

Если вы разрабатываете курсы с использованием историй и персонажей в тексте, интерактиве, видео, вам пригодятся советы от голливудских сценаристов. Они знают толк в том, как удержать внимание, заинтересовать с первых минут и заставить сопереживать главному герою.

Не случайно в некоторых фильмах мы с предвкушением ожидаем развязки сюжета, долго удерживаем концентрацию внимания и помним имена второстепенных персонажей. Эти моменты тщательно продумывают в сценарии. Или не продумывают, и тогда получается наоборот.

Для того, чтобы фильм стал блокбастером, привлек большую аудиторию зрителей и высокие кассовые сборы, нужно соблюдать определенные правила. Недавно я прочитала книгу “Спасите котика. И другие секреты сценарного мастерства” от Блека Снайдера. Рекомендую начинающим разработчикам онлайн-контента. А также всем, кто ищет вдохновение и новые подходы при создании электронных курсов. Ниже поделюсь теми идеями, которые взяла из книги. И советы по структуре играют тут главную роль. Хороший продуманный сценарий - залог успеха.

Про идею (цель обучения):
  • Попробуйте перед разработкой курса создать лонглайн - опишите “в двух словах” то, о чем будет ваша история. В течение всего времени работы над контентом держите лонглайн на виду.
Про целевую аудиторию (учащихся):
  • Ориентируйтесь на конкретную целевую аудиторию. Так вы сможете подобрать персонажей и сюжеты, которые будут перекликаться с интересами учащихся, их картиной мира.
  • Не забывайте постоянно ставить себя на место зрителя (в нашем случае, учащегося) 
  • У вашей аудитории наверняка есть понимание того, что значит интересное обучение и подобные примеры. Возможно, они хотят получить “тоже самое, но другое”. То есть такой же опыт, те же эмоции, ту же пользу. Но в другом формате, теме, подаче. Спросите их об этом.
Про сценарий (структуру):
  • В хорошем сценарии есть две истории. Первая - внутренняя, о переменах в главном герое. Вторая - внешняя, о событиях. 
  • Визуализируйте структуру курса. Голливудские сценаристы для фильмов часто использует доску со стикерами, на которых отмечают ключевые сцены. Это очень важный пункт! Выберите свой удобный инструмент для этого.
  • Предварительная работа над структурой и сценарием избавляет от необходимости удалять лишнее и менять большие фрагменты контенте в процессе разработки. Или, что еще хуже, после завершения работы. Если вы хоть раз сталкивались с мыслями “как жалко это выбросить, столько труда”, то прочувствуйте насколько проще выбросить стикер.
  • Сюжет, построенный только на одной эмоции, будет скучен. Чередуйте сцены, которые будут создавать различные реакции (радость, огорчение, удивление).
Про героев (персонажи курсов):
  • “Главный герой - тот, с кем я могу себя отождествить; у которого могу чему-то научиться; за которым мне хочется последовать, потому что он заслуживает успеха; цели которого мне понятны”
  • Выберите подходящего персонажа, для которого путешествие из пункта А в пункт Б будет самым длинным и приведет к сильным переменам. “До” и “после” должны быть контрастными. 
  • Нам интересны истории про нас самих, с понятными целями и потребностями, со знакомыми персонажами и ситуациями, в которых мы можем прожить вместе с главным героем его сюжет.
  • Люди воспринимают истории через героев, с которыми они могут себя ассоциировать (в неудачных курсах встречаются герои в виде животных, неодушевленных предметов или волшебных персонажей, которые сложно “примерять” на себя). 
  • Если главный герой получается не слишком “героичным”, сделайте его соперника еще сильнее и хуже. Противником могут выступать задачи, которые надо выполнить и ситуации, которые надо преодолеть.
  • Каждый персонаж должен быть узнаваем по манере говорить, каким-то приметам или “фишкам”, характерным только для него. Так будет проще запомнить. Например, если персонаж хромает, цитирует известного комика или всегда ходит в различных шляпах.

Про истории и другой контент:
  • Если хотите подать учебный контент через историю, узнайте как можно больше о том, какие есть типы историй, их основные составляющие, клише и штампы. Зная правила, вы сможете соблюдать их. Или нарушать.
  • В истории используйте только один вид волшебства. Поверить в Деда Мороза проще, чем в Деда Мороза и инопланетян в одном сюжете.
  • Диалоги будут естественными, если персонажи говорят то, что у них на уме, а не у создателя этой истории. Интересные диалоги это интересные персонажи. И наоборот.
  • Всегда, когда это возможно, показывайте, а не рассказывайте.
Про маркетинг:
  • Придумайте "убойное" название, персональное и понятное. Откажитесь от заголовков ни о чем, шаблонных и стандартных фраз.
  • Сделайте предмаркетинг, опросив целевую аудиторию. Оцените свой логлайн, идею, персонажей, сюжет. Создайте прототипы, фрагменты контента до полноценной разработки.
В книге много интересных идей, которые подойдут для курсов, статей, проектов, презентаций. И помогут вам создать интересный, увлекательный и запоминающийся рассказ. Старайтесь обучать не в теории, а в практике. Вместо “делайте вот так” скажите “в подобной ситуации герой поступил как”. Именно в этом стиле и написана книга, опираясь на опыт и реальные истории автора. Must read.


Инструменты авторских средств разработки
Большая часть корпоративного онлайн-контента это простые слайдовые курсы, иногда с использованием интерактивных элементов. Разветвленные сценарии, полноценные интерактивные курсы, тренажеры, игры, качественный видео-контент встречаются реже. Это связано с тем, что в корпоративном обучении нам нужна быстрая разработка и часто ее делают силами внутренних экспертов и тренеров. Эти люди могут не понимать тонкостей педагогического дизайна и использовать лишь основной функционал того авторского средства, в котором собирают курс. На что обратить внимание для того, чтобы учебный материал получился удобным и понятным для учащегося?

Используйте инструменты авторского средства разработки и аналитику
В зависимости от возможностей вашего редактора курсов, могут быть такие варианты:
Содержание - простой традиционный способ показать основную структуру учебного материала. Важно, чтобы к содержанию можно было вернуться в любой момент, а не только на первых страницах. К тому же учащемуся нужна будет информация о том, какие разделы он уже прошел, а в какие не заходил. Иногда нужно сделать дополнительное меню для больших разделов курса.
Схема или карта курса - более интересная альтернатива стандартному меню. Особенно, если в процессе прохождения обучения будут видны промежуточные результаты (этап пройден/не пройден, набранный балл/награда/бонус).
Счетчик слайдов или временная шкала покажет учащемуся что уже изучено и сколько материала впереди. Это поможет сориентироваться не только в курсе, но и внутри большого раздела/подраздела.
Счетчик вопросов/времени/попыток позволит учащемуся контролировать скорость выполнения задания и свой прогресс в обучении.

С какими сложностями можно столкнуться?
Закрытая навигация воспринимается взрослой аудиторией негативно. Это не позволяет самостоятельно решить, что и в какой последовательности изучать. Поэтому структура - не единственный способ прояснить траекторию обучения. Если для продолжения изучения курса важно пройти промежуточный тест и подтвердить изучение теории, поясните это. Например: “Данный раздел обязательный, так как позволит закрепить новый материал. Пожалуйста, пройдите этот тест. Так вы сможете лучше понять сложные формулы, которые мы поясним дальше”.
С навигацией могут быть связаны различные технические сложности, когда нельзя перейти в нужный раздел курса, не засчитано выполненное задание, что-то нужно пройти повторно. Не всегда учащиеся расскажут об этом, даже если им предложат анкету обратной связи. Поэтому полезно собирать статистику о том, на каком слайде чаще всего останавливаются учащиеся, в каких упражнения больше всего ошибок, какие разделы курса пролистывают или, наоборот, изучают дольше других. Это позволит обнаружить проблемы в учебном контенте и траектории его изучения.

С помощью чего создать структуру курса?
Некоторые разработчики структурируют курс на основе сценария непосредственно в авторском средстве. Другие же предпочитают использовать флипчарт, стикеры или такие программы как PowerPoint, Excel, Xmind, Trello, Vision. Можно выбирать любой инструмент. Главное, чтобы вам там было удобно творить!

Итоги: три совета для хорошей структуры электронного онлайн-контента.
Опирайтесь на опыт лучших разработчиков электронных курсов. Анализируйте, какие основные компоненты в структуре их контента. Изучайте педагогический дизайн и создавайте шаблоны для быстрой разработки курсов внутри компании.
Учитесь у голливудских сценаристов. Переносите их опыт в сферу онлайн-обучения через знание принципов удержания внимания, выбор правильных персонажей и построение интересных сюжетов.
Используйте инструменты авторского средства разработки контента для создания четкой траектории обучения. Содержание, карта курса, счетчик слайдов помогут учащемуся сориентироваться. Для выявления технических проблем в навигации запрашивайте обратную связь и смотрите на статистику обучения.


Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?