Как победить в конкурсе разработчиков: 7 признаков хорошего курса

За последние 3 года я оценила более 150 электронных курсов, выступая в роли эксперта на конкурсах разработчиков. И с каждым годом количество претендентов на победу увеличивается. Мои коллеги, которые не принимают участия в конкурсе, также активно интересуются этим мероприятием. Поэтому, после каждого конкурса я стараюсь писать о том, какие ошибки допускают разработчики, какие тенденции наблюдаются и какие курсы меня удивляют.
Недавно я отследила одну особенность. И я, и мои коллеги, часто смотрят именно на ошибки. Причем, это касается не только e-learning сферы. Думаю, вы тоже сталкивались с ситуациями, когда наличие экспертизы концентрирует на проблемах, которые нужно "искоренить". А хорошее становится неприметной "нормой". В этом году я решила обойти чужие “грабли” и написать о том, чем хорошие курсы отличаются от других работ на конкурсах.

Зачем проводятся конкурсы разработчиков курсов?

Здесь есть 3 заинтересованных стороны:
  1. организаторы, которые с помощью этой инициативы развивают нишу рынка и повышают узнаваемость своего бренда;
  2. эксперты, которые выступают в роли оценивающего жюри, могут применить опыт и понять, как меняется качество разработки;
  3. участники, которые хотят “ показать себя” и на “других посмотреть”.
Выставляя электронный курс на конкурс, вы можете:
  • получить внешнюю оценку своего опыта, воплощенного в электронном курсе,
  • посмотреть на работы коллег и чему-то у них научиться,
  • занять призовое место в одной из номинаций.

Какие курсы подают для участия в конкурсе?

Большинство курсов в конкурсах, где я выступала экспертом, были корпоративными. Их создавали внутри компаний или делали на заказ у внешнего подрядчика. Средства разработки — наиболее распространенные: CourseLab, Articulate Storyline, iSpring. На последнем конкурсе были курсы в Adapt.
Темы, в основном, нейтральные: продажи, возражения, конфликты, адаптация, корпоративная этика, продукты и услуги, охрана труда, безопасность, без какой-то важной коммерческой информации. Иногда на конкурс подают выборочно несколько модулей курса, которые можно демонстрировать вне стен компании.
В этом году несколько работ касались информационной безопасности, поведения в социальных сетях и других интернет-ресурсах. Это логично связано с влиянием любой активности сотрудников в сети на цифровой бренд компании как работодателя. Встречались и технические курсы, затрагивающие производственные процессы. Еще несколько работ рассматривали тему e-learning: что это такое, для чего используется, как создается электронный контент. Такие материалы делают для внутренних разработчиков и заказчиков обучения.

Как оценивают курсы, поданные на конкурс?

Каждая работа оценивается по следующим критериям:
  • общее впечатление
  • логическая последовательность изложения
  • достижение поставленной цели обучения
  • качество сборки
  • практическая часть
  • навигация
  • визуальное оформление
Для экспертов это кропотливый труд, потому что нужно не только выбрать соответствующий балл в анкете, но также пояснить его и дать свои рекомендации. Участники конкурса всегда ожидают получить развернутую обратную связь.

Как увидеть курсы, если вы не участвуете в конкурсе?

Заключительным этапом конкурсов становится конференция, в которой могут принять участие все желающие. Это отличный вариант для тех, кто пока не готов выставить свой курс для оценки, но хочет увидеть реальные проекты и услышать истории их создания. Даже если вы не смогли попасть на конференцию, то присутствующие там e-learning-эксперты и лидеры мнений обязательно напишут свои отзывы в личном блоге, социальных сетях или на профессиональных площадках. И этот полезный материал будет доступен вам в сети.

КАК РАСПОЗНАТЬ ХОРОШИЙ КУРС: 7 ПРИЗНАКОВ

Обязательный набор критериев в анкете оценки — не единственное, на что ориентируются эксперты при определении лучших работ конкурса. Думаю, что у каждого из моих коллег есть свои секреты, благодаря которым они успевают за короткий промежуток времени оценить большое количество курсов. Я расскажу о том, как мне удается быстро распознать удачный курс. Возможно, вы захотите использовать какие-то из этих методов.

1. В хорошем курсе вы ответите на вопрос: “Чему я научился?”

Просмотреть более 60-ти конкурсных курсов в течение месяца физически сложно. Нужно уметь выделять ключевые моменты, понимать поставленные задачи, оценивать уместность и эффективность упражнений.
Не зависимо от того, близка ли мне тема, нравится ли оформление или использованные инструменты, в хорошем курсе всегда легко ответить на вопрос "Научилась ли я чему-нибудь?". Для меня это весомый аргумент в пользу хорошей оценки.
А вы задаете этот вопрос своим сотрудникам в анкете обратной связи после прохождения курса? Попробуйте спросить, чему они научились. Это очень ценные отклики, которые помогут понять эффективность контента.


2. Хороший курс имеет одну конкретную цель обучения

Легко проходить курсы, у которых одна конкретная цель. И все, что вы встречаете в процессе обучения, ведет к ее достижению. Сразу оговорю, что некоторые темы нужно разбивать на логически завершенные мини-модули. Например, на последнем конкурсе был представлен курс о том, как правильно отработать типовые конфликтные ситуации. Он рассказывал о типах клиентов и помогал отрабатывать конфликты с помощью диалогов. Никакого информационного шума. На каждом слайде помнишь о том, что изучаешь.


3. Хороший курс — это понятная траектория обучения

По моему опыту, в корпоративном e-learning слайдовый курс представляет собой часть общей траектории обучения, а не самостоятельный элемент. Это не единственная активность, через которую проходит сотрудник при освоении определенной темы. Бывает так, что после изучения курса проводится вебинар или тренинг, а практические знания отрабатываются на реальных рабочих задачах. Или проводится тестирование для сравнения уровня знаний до и после прохождения курса, а параллельно существует форум с возможностью задать вопрос эксперту. Это хорошие примеры траекторий обучения. Если после курса запланирован тест, в котором большинство вопросов на единичный выбор и проверку внимательности, то это не лучший вариант.
Если вы подаете курс на конкурс разработчиков, опишите, является он самостоятельной траекторией или составляющим элементом. Расскажите о том, что изучают сотрудники до и после прохождения вашего курса, есть ли дополнительный практикум, как построено обучение по этой теме. Это поможет экспертам дать объективную оценку.


4. Хороший курс сопровождает сотрудника во время обучения

На конкурсе можно встретить 2 типа курсов:
  • контент с полноценной траекторией обучения (набор учебных задач, который сопровождается функционалом курса и приводит к достижению поставленной цели обучения);
  • контент, который при обучении сотрудников сопровождается поддержкой преподавателя или эксперта с помощью вебинара, тренинга, консультаций или, форумов.
Если не добавить информацию о траектории обучения в описание, эксперты могут применить к работе критерии для первого типа курсов. Например, если практические навыки сотрудники отрабатывают на тренинге, а на конкурс подан курс с теорией, то при оценке эксперт отметит отсутствие практики.
Часто курсы сопровождают учащегося с помощью гида, выносок или правильной навигации. Это то, что:
  • избавляет от ощущения "тет-а-тет" с электронным учебником
  • превращает перелистывание слайдов в общение
  • позволяет активно взаимодействовать с учебным контентом.
В одном из курсов последнего конкурса мне понравился гид: располагающий к себе, реалистичный, общительный и демократичный. Что особенного он делает:
  • проявляет лояльное отношение и учитывает ваше мнение,
  • появляется в нужный момент, чтобы дать подсказку или подробно пояснить задание, выполненное с ошибками,
  • предлагает вводный тест и только после этого рекомендует пройти обучение,
  • разрешает проигнорировать какое-то задание или сделать это позже.
Также для сопровождения в процессе обучения и “оживления” общения с курсом используются элементы сторителлинга, отзывы коллег, интервью ТОП-менеджеров, советы лучших практиков. При правильном подходе это создает впечатление, что курс с вами разговаривает и помогает разобраться в новой информации.

5. Хороший курс — это предсказуемая навигация

Раньше в большинстве работ, которые участники подавали на конкурсы разработчиков, встречался один из двух вариантов знакомства с навигацией:
  • навигационные кнопки размещались на одном слайде, иногда с поочередным проявлением элементов,
  • о назначении кнопок в курсе информации не было, подразумевалось, что все и так ясно.
Когда интерфейс курса интуитивно понятен, это говорит о хорошо спроектированном контенте. Тогда действительно рассказывать о навигационных элементах не нужно.
В 2017 году появился некий тренд на постепенное знакомство с навигацией, когда по мере изучения курс "подсказывает", какие еще кнопки есть и как их использовать. Логично, понятно и не нужно запоминать все кнопки сразу. Хорошее решение, можно взять на заметку.
Еще один момент, который я распознаю в удачных курсах, это предсказуемость, благодаря которой легко ориентироваться. Знаете, как на трассе: есть предсказуемые водители, поведение которых можно понять и предугадать, а есть непредсказуемые. С первыми гораздо спокойнее, правда?
Также заметила, что стали чаще встречаться рекомендации относительно того, как организовать обучение в курсе: в каком темпе и какой последовательности можно его изучать, с какой периодичностью отдыхать. В этом тоже помогает навигация, подсказывая, когда сделать перерыв.


6. Хороший курс не перегружен визуализацией

В оформлении курсов я всегда стараюсь пользоваться правилами минимализма: визуализация должна помогать изучать новую информацию, а не создавать лишнюю нагрузку на мозг. Это особенно чувствуется, когда проходишь много курсов за короткий промежуток времени. И это проблема не только экспертов конкурсов, но и обычных сотрудников с насыщенными программами профессионального обучения.
На последнем конкурсе встретила хороший пример технического курса про технологию обслуживания панелей электропитания. Он выделялся среди других работ хорошим оформлением, комментированием схем и удачными видео-инструкциями с реальными рабочими ситуациями. Все это не только красиво и понятно воспринималось, но и позволило создать хорошие практические задания в процессе обучения. При этом было лаконично спроектировано. Когда ценен сам контент, визуализация не имеет большого значения.
Небольшой совет! Разделите слайд на 2-3 слайда, чтобы больше акцентировать внимание на важном элементе контента. Не бойтесь пустоты и отсутствия картинок.

7. Хороший курс создают не инструменты, а подходы к разработке

Иногда встречаются противоположные отзывы о средствах для разработки контента: кто-то в восторге, а кто-то наоборот, крайне недоволен. Конкурс курсов — пример того, как с помощью одних и тех же инструментов создают совершенно разные по качеству курсы. Поэтому не вижу смысла стремиться к разнообразному функционалу. Гораздо важнее улучшать качество контента и проектировать его сопровождение преподавателем или альтернативными способами.

Опытный разработчик курсов, как опытный сценарист фильмов, владеет не только методологией, но и внутренним “чутьем”. Последнее подсказывает, каких правил нужно придерживаться, а какие можно и нарушить. Но эта статья не о методологии обучения, а о том, как распознать хорошие курсы.
Мои критерии такие:
  1. Простой ответ на вопрос “Чему я научилась”
  2. Конкретная учебная цель
  3. Понятная траектория обучения
  4. Сопровождение обучения
  5. Предсказуемая навигация
  6. Лаконичная визуализация
  7. Акцент на контенте.
P.S. Из того, что еще интересного было на конкурсе:
  • Меньше геймификации в сравнении с прошлыми конкурсами.
  • Социальные видео-ролики как способ создания атмосферы в курсе.
  • Курсы в виде тренинга, фильма, лонгрида и курсы для мобильных.
Подготовлено для eTutorium

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Что нужно знать менеджеру проекта про e-learning?

Как собрать и оформить курс: 7 уроков + методичка в pdf

Как развивается e-learning в Украине: сообщества, провайдеры, эксперты, проекты, блоги, инструменты, мероприятия и тренды