пятница, 24 июля 2015 г.

Вопросы и ответы про стандарт корпоративного электронного курса

С помощью идей форума "Шаблон/стандарт электронного курса: когда он нужен и как разработать?"  и групповой дискуссии на встрече e-learning экспертов выделила ключевые моменты в разработке стандарта электронного курса. 

Во-первых, сразу уберу слово "шаблон" из исходного вопроса, который обсудили в форуме, так как он запутал. Зато в итоге мы прояснили, что стандарт - это правила и запреты, которые могут быть представлены в виде шаблонов для облегчения понимания. То есть мы говорим именно о СТАНДАРТЕ. И даже скорее это будет 
- "Стандарт качества эл.курса" или же 
- "Стандарт эффективного эл.курса".

Во-вторых, обозначу, что понятие электронного курса для разных компаний может быть разным (не смотря на терминологии, "википедии" и прочие источники, которые пояснят, что же такое эл.курс на самом деле) . Я не говорю, что все они правильные, а лишь подчеркиваю, что мы можем по-разному представлять электронный курс, и из этого следует то, каким будет стандарт (и то, готова ли компания изменить свое представление о курсе, узнав, что слайдовая презентация - это не курс, а модульная программа обучения в виде нескольких элементов - это курс). В итоге, в компании могут родиться такие стандарты: 
- "Стандарт электронного курса"
- "Стандарт видео-курса" (аудио-курса, лекции, инструкции)
- "Стандарт вебинара"
- "Стандарт программы обучения", который включит презентации, кейсы, вебинары, форумы, тесты, симуляторы, тренажеры и прочие форматы дист.обучения

А теперь вопросы и ответы про стандарт электронного курса.

Вопрос: Когда и кому нужен стандарт эл. курса? Для каких курсов?

Стандарт нужен:
для компаний с большим потоком курсов внутренней разработки, направленных на обучение своих сотрудников (цель - ускорить разработку, стандартизировать шаблоны разработки типовых курсов, повысить качество разработки, сделать обучающие материалы соответствующими стандартам компании в дизайне, аспектах корпоративной этики и пр., помочь при децентрализации процесса разработки и при различном опыте разработчиков)
для компаний, которые регулярно заказывают курсы у внешнего провайдера/провайдеров и могут описать свои требования через тех.задание на разработку эл.курса, основой ТЗ будет тот самый стандарт.


Есть ли компании, которым стандарт не нужен? Скорее всего таких нет. Исключение - какие-то нетривиальные, необычные курсы, не подлежащие установлению границ/критериев, и то под вопросом. 

Нужен ли стандарт, если в компании 1 разработчик, который отвечает за все курсы? Нужен, и разработчику (установить правила взаимодействия между заказчиком и собственником процесса - обучающим центром для начала и в идеале - для процесса оценки эффективности обучения), и компании (сохранить информацию о разработке курсов после ухода специалиста из компании).

Кому будет хорошо, когда появится стандарт эл.курса?
отделу обучения (да, я больше о них, о нас, думаю)), так как в стандарт мы сможем заложить критерии качества эл.курса и иметь основания НЕ размещать в СДО/НЕ обучать по курсам, которые этому стандарту не соответствуют (то есть не дадут нужного рез-та, за что в первую очередь спросят у отдела обучения)
сотрудникам, которые проходят этот курс, т.к. им однозначно будет проще ориентироваться в стандартном курсе, а если он еще и по правилам пед.дизайна построен и нацелен на результат, так и эффективнее гораздо
компании, которая может гордиться стандартизированным (то есть в чем-то формальным) процессом обучения и оценивать результаты обучения (если конечно вложим в стандарт анкеты обратной связи, показатели успеваемости, % отсеивания, % прохождения и т д)
провайдеру, который работает с компанией (думаю, сотрудничество будет гораздо понятнее и эффективнее)

Для каких курсов нужен стандарт?
- при внутренней разработке - 1) для тех курсов, которые разрабатываются не профессионалами (например, экспертом по продукту, а не отделом обучения); 2) стандарт электронного курса очень удобно разделить по тематикам (удобно для разработчиков, которые могут иметь различный уровень подготовки, а также для отдела обучения и для пользователей). Пример, "Стандарт эл.курса по продукту/услуге/программному обеспечению/общим темам и т.д.)
- при заказе курсов - для любых, если вам важна скорость разработки и дальнейшей актуализации курсов, и при этом поток курсов достаточно большой (ради 1-2
 курсов в год ясно, что стандарт вам не нужен, достаточно написать отдельное тех.задание. Хотя, возможно, для качественного написания ТЗ как раз стандарт будет очень полезен).



Что должен включать стандарт эл. курса, то есть какие элементы?
В зависимости от понимания "курса" в компании, как писала выше, стандарты могут отличаться, соответственно, их элементы - тоже. Основная задача - описать ключевые критерии. Возможно, стоит взять наилучший курс из СДО, проанализировать и на его основе составить стандарт. Даже не хочется писать примеры курса-презентации, так как сразу посыпятся комментарии, это не курс. Хотя я не согласна с тем, что все отталкивается от теории и что в процессе практики мы не можем улучшить запущенные процессы. Когда-то я тоже думала, что текст+картинка=курс. И именно освоение пед.дизайна и развитие СДО с внедрением стандартов и оценки эффективности изменило это понимание. 

В целом, можно выделить такой набор элементов, из которых можно составить стандарт:
Требования к разработчикам курсов (если это внутренняя разработка непрофессионалами, их нужно обучить, возможно сертифицировать прежде, чем они смогут инициировать обучение по разработанному им курсу, продумать схему рецензирования и методической оценки). Возможно, это даже больше требования к процессу обучения в компании, но я бы включила этот элемент в стандарт, т.к. при внутренней разработке курсов существование множества необученных разработчиков - серьезное основание для создания стандарта.

Требования к бизнес-процессу разработки курса (если он не прописан в др.документе) - указать все этапы, ответственных и сроки выполнения, начиная от анализа задачи обучения  и до старта обучения)
Требования к удобству восприятия информации и комфортности обучения (ясность поставленное цели обучения, достижимость и т д, логичность, последовательность, юзабилити, наличие языковых переводов, грамотность, поддержка пользователей, правила общения в форуме - сетевой этикет, четкое описание процесса обучения в курсе)
Требования к основным элементам оболочки курса - внешний каркас курса (если их нужно прописать отдельно, то есть в средстве разработки нет типового шаблона компании): формат страниц, расположение модулей/разделов, навигация, дизайн с цветовой гаммой, размеры кнопок, расположение содержание/глоссария/выносок, нумерация страниц, полоса прокрутки и т д в зависимости от возможностей средства разработки). Возможно, вам нужен только этот стандарт или скорее шаблон, а все остальные требования прописаны в другом документе, например, "Методология разработки курсов в компании" или "Положение об учебных материалах в СДО".
Требования к обязательным элементам структуры курса (авторы, введение, цели, целевая аудитория, глоссарий, основная часть, практическая часть, выводы, обратная связь, порядок прохождения. Тут имеет смысл прописать отдельно для основных типов курсов - продуктовый, программное обеспечение, общие тематики, сервисный и т д, в особенности описать основную и практическую часть)
Требования к тексту, элементам графики, аудио- и видео элементам (размер и тип шрифта, тип графики, размер и формат изображения, аудио-, видео-элементов, целесообразность включения в курс, авторские права на материалы, какие инструменты можно использовать)
Требования к длительности курса и его элементов (кол-во слайдов, листов, время прохождения одного модуля, время тестирования, длительность аудио-, видео-фрагмента, время на выполнение задания/кейса и т д)
Требования к оценке эффективности обучения в курсе (наличие анкет обратной связи, входных анкет, предварительное тестирование на определение начального уровня знаний и сравнение с результатом после обучения, проходной балл, регулярная актуализация курса, анализ результатов обучения и далее - анализ более детальных элементов, которые дает СДО, например, % отсеивания, % остановки на определенном этапе курса, наиболее сложные/простые кейсы/вопросы и т.д. и анализ всего этого). Эти требования, как обычно, вызвали наиболее противоречивые дискуссии из-за сложности четкого измерения эффективности дист.обучения, да и обучения в целом. К сожалению, достаточно непросто связать результаты обучения с бизнес-показателями, но здорово, что у некоторых компаний эта связка уже существует.


Кто должен его разрабатывать в компании? Возможно ли его заказать и купить?
В компании должен разработать внутренний эксперт - отдел обучения. Это мое мнение. Аргументов много, в основном все сходится на понимании "внутренней кухни" компании и ее корпоративной культуры, ценностей, культуры обучения и прочее. Что касается шаблонов дизайна и стандартов под определенное средство разработки курса - тут проще. думаю, обратиться к провайдерам. Хорошее дополнение было в групповой дискуссии о том, что одним из соавторов в разработке курсов, особенно продуктов, должен выступить бизнес как заказчик, а после разработки стандарта можно обратиться для консультации к внешнему эксперту (проф.сообществу, провайдеру).

В вашей компании есть шаблон электронного курса? Помогает ли он сделать обучение более быстрым, эффективным, стандартизированным? 

В компаниях, где я работала, стандарт помогал в том, чтобы курсы были разработаны быстрее, эффективнее и помогали оценивать процесс обучения, а не просто демонстрировать, что это процесс где-то там идет. В форуме несколько коллег подтвердили, что это не только ускоряет и улучшает процесс обучения, но и для самих сотрудников упрощает прохождение курсов. 

И еще хочу дополнить, что стандарт - это не свод правил, которые однажды кем-то созданы и не претерпевают изменений. Напротив, все меняется, и новые тренды, чей-то положительный опыт, новые требования или даже изменения внутри компании могут подтолкнуть к пересмотру стандарта и сделать его более применимым и более эффективным для данной компании. 

В дополнение: 
- посмотрите идеи по поводу этой темы в форуме, обсуждение продолжается
- предлагаю почитать Стандарты качества электронного курса от Smart education

- еще можно почитать Пример технического задания на разработку электронного курса
- стандартов формирования и размещения курсов в СДО я не касалась, предполагая, что в компании если есть что-то, то одно - либо SCORM, либо Tin Can, либо еще что-то или же ничего и отдельно прописывать это не нужно в стандарте
- в целом информации о стандартах эл. корпоративных курсов мало и практически вся найденная мною заключалась в том, что "стандарт это удобно", а информация о вузовских стандартах требует адаптации.

- "визуальная подложка" дискуссии


Комментариев нет:

Отправить комментарий