среда, 25 марта 2015 г.

Что должно произойти после изучения электронного курса?

Я верю, что этот вопрос - Что должно произойти после изучения электронного курса? - ключевой, самый важный и единственно правильный на начальном этапе разработки обучающего материала. Ответ на самом деле прост - должно что-то произойти, должно быть совершено действие.  И это должно произойти не только после электронного курса, но и после вебинара, тренинга, обучающей игры, урока, лекции и т.д. и т.п. 

Почему же электронный курс должен быть чем-то особенным в плане постановки цели обучения? Как только курс будет воспринят как серьезный обучающий процесс, приводящий к результату, исчезнут бесполезные, "для галочки", "для ознакомления", "просто красивый" и "у всех такой есть" курсы. Исчезнут вопросы "а зачем мы вообще его разрабатывали", "почему они не продают лучше, мы же их протестировали и получили классные результаты", "откуда столько ошибок в отчетности, всем же разослали новые инструкции, они должны были прочитать" ну и т д. 

Как только вы (как e-learning специалист) научитесь задавать этот единственный вопрос, слушать ответы, прояснять ситуацию дополнительными вопросами, вырисовывать цель обучения и хотя бы набрасывать возможные критерии измерения цели обучения - ваши курсы станут более эффективными. И еще - очень хорошо знать некоторые моменты коучинга и НЛП, помогает в общении с экспертами/заказчиками обучения.

Два слайда по материалам двух вебинаров (Елены Тихомировой о критерия эффективности курсов и Владимира Кухаренко о разработке курсов и смешанном обучении). Прямое руководство к действию. 




И кстати участвовать в вебинарах - очень полезная вещь)


И еще - конструктор целей обучения, очень классный инструмент http://ode.ru/target/

пятница, 13 марта 2015 г.

Как с помощью шаблонов оптимизировать работу СДО

В работе e-learning-специалиста я очень люблю два важных момента - автоматизация и шаблоны. Сейчас о втором. В принципе, в любое работе можно найти повторяющиеся действия, часто задаваемые вопросы, типичные отчеты и т п. Конкретно, для оптимизации работы системы дистанционного обучения рекомендую такие шаблоны:

1) шаблоны курсов, конечно же. Здесь может быть стандарт курса, дизайн, шаблоны слайдов, регламенты прохождения по времени, а также примеры отдельных частей курса (приветствие, кейс, тест, анкета, финал и т п), цветовые гаммы, рекомендуемые форматы для курса по продаже, курса по прогр.обеспечению, по определенному продукту, по обслуживанию и т. п. 
2) шаблоны анкет: обратная связь о курсе, о портале, о тренинге, опросы, запросы и т п.
3) шаблоны отчетов: отчет о работе СДО за неделю, месяц, квартал, год (в зав. от потребности и целевой аудитории), отчеты по рез.статистики (если СДО не дает вам в том формате, в котором вы представите, допустим, в презентации)
4) шаблоны ответов на типичные вопросы: FAQ и ответы по почте/в тел.режиме
5) шаблоны для регулярных выпусков новостей и рассылок и прочего PR
6) шаблоны документов: запросы на создание и размещение учебных материалов, приказы о назначении обучения, о подведении итогов и прочее. А также шаблоны планов обучения/программ и отчетов по ним: таблицы, схемы, диаграммы - то, что пойдет в приказы по обучению и в различные презентации. Шаблоны тех.заданий, если вы часто работаете с провайдерами.
7) шаблоны презентаций о системе дист.обучения (обычно нужны для совещаний, презентации итогов работы, а также для новых пользователей)

Кстати, такие шаблоны не только стандартизируют и ускорят вашу работу, но и очень пригодятся вашему преемнику или сотруднику, которому вы будете делегировать часть функций.

Где взять ресурсы на развитие СДО при ограниченном бюджете?

Принимала сегодня участие в замечательном вебинаре о том, как создавать команду e-learning-специалистов. Спасибо спикеру, Елене Денисовой, за чудесную тему и за то, что родился этот пост.

Сначала, с огорчением, потом, даже с радостью, поняла, что бОльшую часть своего опыта я наработала в режиме "Бэтмена". Того самого одного специалиста, который на все руки мастер (естественно со своими допустимыми плюсами и минусами эффективности работы СДО, от этого не убежишь). Так сложилось, что искали именно "Бэтмена", и у меня очень мало было возможностей подбирать команду, развивать своих специалистов. Периодически у меня были технические специалисты, которые немного коммуницировали с пользователями, администрировали СДО и заносили курсы/тесты, готовые. 

Зато я научилась использовать другие ресурсы, других людей, которые помогли мне внедрять и развивать электронное обучение. Вот об этих других не e-learning ресурсах и расскажу.

И, конечно же, вы должны помнить про эффективность СДО и электронных курсов и вебинаров и др.формы эл.обучения в случае, когда вы используете непрофильных специалистов. Их нужно также учить, развивать, помогать шаблонами, в некоторых моментах брать на себя роль коуча, методолога, корректора и, в целом, курировать их работу. 

И периодически напоминать HR-директору и ТОП-менеджерам компании, каких успехов вы достигли, и как это можно улучшить в 2-3 раза в случае, если вам дадут возможность взять в команду именно специалиста - методолога, разработчика, дизайнера и т.п.

А пока:

Во-первых, важно проанализировать, что главное и что второстепенное? Какие функции вы оставляете за собой, а какие будете делегировать? А вот кому делегировать - это надо определить. Где возможен аутсорсинг? Кто заинтересован вам помочь в развитии дистанционного обучения?

Во-вторых, понять, что вы не просто один раз выбираете своеобразную команду, ее нужно будет поддерживать, не имея при этом классических рычагов управления своими специалистами. Хвалить, мотивировать, общаться и еще раз общаться, показывать выгоды сотрудничества, напоминать об успешных результатах.

В-третьих, могу предложить примерный состав такой команды не e-learning-специалистов для корпоративного сектора:

1) менеджер проекта - это вы
2) ИТ-специалист , ответственный за то, что СДО есть, функционирует и бэкапится - это либо провайдер либо сотрудник ИТ-отдела (договоритесь с рук-лем ИТ-отдела о зонах ответственности, сроках бэкапов, времени синхронизации, объеме выделенной памяти для СДО и др важных моментах)
3) методолог - это снова вы в части разработки инструкций и шаблонов для разработки курсов и тестов, которые вы один раз создадите и далее будете только актуализировать. ШАБЛОНЫ - ваш большой помощник. Методология по шаблонам, спросите вы? А почему бы и нет. Покажете, как все чудесно развивается и через год попросите подобрать вам методолога.
4) разработчики курсов - эксперты по теме либо провайдеры (закупка готовых курсов по общим темам, не требующих частой актуализации или легко актуализируемых ресурсами компании), если эксперты - это обычно специалист в бизнес-направлении, реже - представитель поддерживающего отдела вроде ИТ, HR, бухгалтерия, юристы, охрана труда. И обычно этот эксперт заинтересован в том, чтобы его продукт - продавался, чтобы сотрудники быстро научились использовать новый ПК, чтобы соблюдали правила ОТ и т.д. Подружитесь с ними и покажите/расскажите, как разрабатывать курсы. Обучайте таких разработчиков. 
5) дизайнер - это или снова вы)) + корпоративный стиль из бренд-бука +шаблоны для курсов, которые будут разрабатывать эксперты. или еще + заказ корпоративного стиля курсов у провайдеров. 
6) технический специалист для поддержки пользователей - это СДО или Портал обучения. Так как ресурс ваш направлен на управление проектом, разработку шаблонов, обучение разработчиков и налаживание коммуникаций с ит-специалистами и провайдерами, то возлагаем эту роль на саму систему. ЧАВО, типичные вопросы-ответы, подсказки, форма обращения, сроки ответа. Максимально сокращаем обращения, обрабатывая похожие, формируя из них FAQ. Напоминаем о назначении обучения через автоматизированные сообщения портала/СДО. И в целом автоматизация - наше ВСЕ.

Вот основной состав такой команды, когда специалисты работают в разных отделах, а иногда и в компаниях (если это провайдеры), подчинены разным руководителям и имеют различные цели. Но все мы работаем с единым стремлением - дистанционно и увлекательно улучшить профессионализм сотрудников компании, которая платит нам зарплату.

Что для вас означает идеальный e-learning в компании?

Выполняла задание в курсе про стратегию внедрения e-learning, в котором нужно было кратко описать идеальный e-learning в компании глазами с...