среда, 12 октября 2016 г.

Систематизация контента как обязательный навык для специалиста e-learning

С недавнего времени я потерялась в том, чем занимаюсь: разные проекты, роли, функции. Прежним остался только корпоративный сектор. Сейчас я не занимаюсь корпоративным обучением в компании, как раньше. Веду несколько e-learning-проектов и профессиональных сообществ специалистов e-learning, помогаю в продвижении различных очных и дистанционных мероприятий и программ обучения. Выступаю и как эксперт в онлайн-обучении, и как маркетолог, и как автор публикаций. Мне сложно сформулировать, в чем же я теперь специализируюсь. Зато мне точно известно, в чем я хорошо разбираюсь. Это - систематизация контента. Честно говоря, я не воспринимала это как полезный навык. Просто мне безумно нравится, когда все четко, красиво, лаконично и на своих местах. 

Все больше e-learning-проектов требуют именно навыка структурирования информации. Например: работа с исходниками для электронного курса, написание статьи для блога или сайта по определенной теме, разработка программы обучения (в том числе с рекомендациями и индивидуальными траекториями), анализ тенденций в обучении и возможностей их применения, подготовка презентаций, вебинаров, выступлений и так далее.

Впервые про структурирование информации как про навык я услышала на курсе "Куратор контента" (кратко можно почитать тут и особенно тут). 

Этим постом я не делаю большого открытия. О том, что информации так много, что ее поиск перестал быть проблемой, давно известно. А также известно о том, что сейчас все сложнее найти нужную информацию среди имеющейся. Это в большей степени открытие для меня: структурирование нужно не только для поиска и работы с информацией. Это практически ключевой навык для каждого специалиста e-learning! Даже исходя из нескольких примеров выше видно, как много задач в нашей деятельности требуют грамотной обработки контента, его фильтрации, прорисовки траекторий обучения по проверенным источникам. 

Удивительно, но в тех программах обучения и мероприятиях, к которым я имею отношение, очень редко встречается тема работы с информацией. Чему сейчас учатся специалисты e-learning? Педагогический дизайн само собой, работа в ПК для создания интерактивных и видео-курсов, применение интересных "фишек" типа геймификации и мобильного обучения - все это есть. Даже есть про переход к персонализированному обучению и к системам управления знаниями. А вот про работу с информацией я не встречала большого хорошего комплексного курса или программы обучения. Такая тема отлично подойдет для каждого специалиста e-learning, согласны? 

И, если посмотреть шире. Когда не только мы, специалисты e-learning, научимся грамотно структурировать информацию и управлять ею, но и научим этому наших учеников (пользователей LMS, сотрудников компаний, студентов), то как это повлияет на курсы и программы обучения? Какими они будут для тех, кто сам уже умеет работать с информацией и систематизировать контент? 

P.S. В тему поста, объявили набор новой группы кураторов контента, старт обучения с 24.10.2016. Анкету можно заполнить тут. Вопросы  по поводу обучения можно задавать Владимиру Кухаренко.

пятница, 7 октября 2016 г.

Long Read в обучении: что это такое, как создать лонгрид и для каких целей использовать

(по материалам вебинара "Long Read в обучении")

Я бы хотела написать пост про Long Read в стиле Long Read ) Для этого нужно "нырнуть" в html-код текстового редактора или сделать верстку сайта с применением анимаций, интерактивов и прочего, а на это, к сожалению, нет времени. Но очень хочется рассказать вам про эту технологию, или инструмент, или формат, как угодно. 

Если вы представляли Long Read как длительное чтение вроде книги или инструкции, то все не так просто (и тут речь вовсе не о длинных громоздких неудобоваримых курсах, о которых я писала раньше). 

Для тех, кто не присутствовал на вебинаре Мирослава Боцулы про Long Read в обучении, рассказываю, что это такое и почему люди готовы читать долгие тексты. А также о том, как сделать, чтобы большое количество букв не пугало, а вовлекало. 

Мирославу огромная благодарность за то, что все разложил "по полочкам" и дал множество примеров. 
Начнем с примера, который ярко покажет, о чем речь: 

Это тот самый Long Read, с которого все началось. Возможно, не именно с этой публикации, но она была очень запоминающейся для того, чтобы начали говорить о таком понятии, как лонгриды. Это была захватывающая эмоциональная история с множеством мультимедийных элементов (фото, видео, графика), которые дополнили ее текст. За неделю эта статья собрала 2,9 млн. визитов, 3,5 млн. просмотров, при этом 22,000 пользователей единовременно и 12 минут и больше на прочтение. Это была интерактивная история о нескольких горнолыжниках, погребенных под снегом из-за схода лавины в горах США. Напечатана в 2012 году в The New York Times (в оригинале «Snow Fall. The Avalanche at Tunnel Creek»). 

Эти цифры говорят о том, что: 
длинные тексты могут быть красивыми, интересными и захватывающими,
- есть материал, для которого идеально подходит формат длительного повествования,
- люди не перестали читать длинные тексты, нам нравится читать вдумчиво, много, осмысленно,
нам интересно быть вовлеченными в важные комплексные сюжеты, сопереживать,
- текст, который переживается и вызывает сильные эмоции, лучше нам запоминается.

На мой взгляд, у Long Read есть потенциал стать одним из трендов в e-learning, наряду с уже давно озвученным мобильным, смешынным и микро-обучением, а также обучением на основе компетенций и персонализации + классически геймификация, компетенции, видео, интерактив и Big Data. И вот, что-то свеженькое, лонгриды. 

Почему бы не попробовать? Только следует учитывать, что Long Read - это:
- контент для длительного вдумчивого расслабленного "поглощения" и "погружения", 
- формат для увлеченного мотивированного читателя, которому интересен сам контент. 

Как вы уже поняли по примеру статьи о горнолыжниках, для создания лонгрида недостаточно просто красиво написать текст. 

Как создать качественный и увлекательный лонгрид?

1. В центре лонгрида должна быть история с завязкой, развитием и кульминацией, интересная для целевой аудитории.
2. Нам нужно помочь читателю эмоционально прочувствовать историю (для этого используется инфографика, анимация аудио, видео - элементы для создания WOW-эффекта и повышения вовлеченности).
3. Сам текст - ключевой момент лонгрида. Он должен быть интересен, легким для восприятия и иметь четкую структуру.
4. Важна типографика: шрифт, размер, цвета, отступы, расстояния (о шрифтах подробнее можно посмотреть презентацию Константина Бугайчука, он точно знает про шрифты очень много). Задача шрифтов -  визуально разбить текст на составные элементы и выделить эмоционально важные моменты.
5. Фотографии должны быть большие и качественные. Их задача - усилить эмоцию, дополнить текст, раскрыть смысл, вовлечь. Без фото лонгрид будет "сухим." Изображением можно даже заменить часть текста. Несмысловых фотографий не должно быть. Иногда проще использовать иллюстрации.
6. Инфографика позволяет сжать массивы текста и быстрее донести смысл лонгрида до читателя.
7. Хороший эмоциональный эффект дает фоновое видео, возможно, со звуком.
8. Аудио- и видео-вставки могут содержать полезную вспомогательную информацию для дополнительного изучения.
9. Интерактивные элементы сделают чтение более интересным (панорами, фотогаллереи, карты, скрытые элементы, интервью). Они должны дополнить лонгрид и при этом не мешать читать текст.
10. Также можно использовать спецэффекты, чаще это анимационные оживающие элементы, автоматическое воспроизведение фото, видео.
11. Важна адаптивная верстка лонгрида для всех устройств, которые могут потенциально использоваться читателем (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон)
12. Встраивая в лонгриды элементы опросов, тестов, можно активно применять этот формат для сбора статистики по прохождению обучения.

Какой инструмент использовать для создания лонгридов?

Так как, по своей сути, лонгрид - это вебсайт с множеством информации, то и можно применять сервисы для создания сайтов. Есть платные и бесплатные, например:
  • medium.com
  • stampsy.com
  • exposure.co
  • tilda.cc 
  • readymag.com
  • slides.com
  • creatavist.com 
  • racontr.com 
  • shorthand.com
Где можно использовать лонгриды?

Ниже несколько вариантов со ссылками-примерами. Обратите внимание на то, что практически любой электронный курс содержит по меньшей мере один из элементов, который можно представить в виде лонгрида. 

1. Для того, чтобы рассказать запоминающуюся историю о личности, о развитии бизнеса, о решении сложных задач командой

2. При подготовке пресс и пост-релизов о событиях, мероприятиях

3. Когда нужно донести экспертное мнение (новые правила, процессы в компании, которые эксперт прокомментирует и пояснит, можно использовать несколько экспертов и точек зрения, если это не мешает основной цели лонгрида)
4. Донести некую теорию, которая нуждается в детальном описании, добавить практические примеры и пояснения.

5. Представить сложные кейсы практических решений задачи, создать инструкции, рекомендации (помним, что мы тут про интерактивную эмоциональную подачу материала, а не про инструкцию в стиле 1, 1.1, 1.1.1 )
6. Представить результаты исследований, обзор трендов, анализ ситуации, прогнозы событий или трактовку результатов
Надеюсь, вам было интересно читать. Если вас заинтересовала эта тема, то поищите, пожалуйста, примеры лонгридов и поделитесь ими в комментариях.



Что для вас означает идеальный e-learning в компании?

Выполняла задание в курсе про стратегию внедрения e-learning, в котором нужно было кратко описать идеальный e-learning в компании глазами с...