вторник, 28 марта 2017 г.

Современные подходы для мотивации и вовлеченности в e-learning

С точки зрения разработки контента сейчас стали уделять большое внимание тому, верно ли выбран e-learning инструмент, насколько правильно разработан контент, отвечает ли он требованиям педагогического дизайна, учтены ли особенности запоминания усвоения информации, подходит ли данный материал для данной целевой аудитории.

Если благодаря электронному курсу вы чему-то научилась, то в нем на 100% была и мотивация, и вовлеченность. Кстати, этот критерий можно использовать при сборе обратной связи от пилотных групп при первом запуске курса. Спросите участников, они научились или просто ознакомились?

И в курсах, и в LMS сейчас активно используются игровые механики, и даже не всегда для этого нужны дорогостоящие разработки или обновления платформы. Более того, геймификацию тоже нельзя назвать чем-то новым. Вспомните хотя бы “звездочки”, которые рисовали учителя на тетрадках или значки, которые крепились на доску в каких-то групповых соревнованиях в школе, институте.

В курсах игровые элементы используются для того, чтобы сделать обучение интерактивным, помочь отработать какие-то навыки, ярко отобразить возможные ошибки, дать возможность почувствовать себя игроком и победителем.

Для LMS они используются, чтобы привлечь пользователей системы к постоянному обращению к новой порции знаний.

При этом в компаниях большое значение придают работе с экспертами, которые являются источниками самых полезных практических знаний. Например, в одном из банков реализовали проект “Эксперт”, благодаря которому носители лучших практик могут в LMS самостоятельно озвучить тему и собрать группу для обучения, допустим, через вебинар (формат и инструмент они выбирают самостоятельно). Сотрудники в свою очередь отслеживают объявленные темы и могут предложить свою тему, если не увидели интересующую. Если эксперт для проведения обучения на эту тему не нашелся самостоятельно, то к поиску подключается учебный центр.

Каждый сотрудник компании тоже может стать источником знаний. Ведь любое видео, даже с мобильного телефона, может стать полезным и обучающим. Можно дать возможность сотрудникам создавать свои видео-уроки, видео-советы, какие то кейсы и выкладывать их в LMS. Всегда приятно учиться на реальном опыте и иметь возможность задать вопрос. Если переживаете за количество контента в LMS, попробуйте организовать обмен знаниями в формате форумов или блогов, желательно с поддержкой элементами соц.сетей или геймификации.


вторник, 21 марта 2017 г.

Что для вас означает идеальный e-learning в компании?

Выполняла задание в курсе про стратегию внедрения e-learning, в котором нужно было кратко описать идеальный e-learning в компании глазами сотрудника (ученика). Делюсь своим определением. Попробуйте написать и вы. Интересно увидеть, на чем акцентируется внимание.

"Идеальный e-learning в компании незаметен, ненавязчив и, в тоже время, он гармонично "вписан" в жизнь сотрудника от стажировки до продвижения к вершине карьерной лестницы. При этом о нем все в компании знают, говорят и делятся своим опытом/знаниями с помощью e-learning-инструментов. Он удобен, красив, понятен и появляется в нужное время и в нужном месте (как сам, так и по инициативе сотрудника). Это постоянная  техническая поддержка и обратная связь, когда даже слушая оффлайн какой-то аудио-курс можно тут же написать вопрос эксперту или коллеге по курсу и получить ответ или продуктивную дискуссию. Идеальный e-learning - это единая точка входа для всех обучающих корпоративных и внешних обучающих ресурсов, с доступом к ним как внутри компании так и вне ее."

e-learning, welcome to Ukraine (обновлено)

Подняла свой пост про украинский e-learning, написанный 4 года назад и поняла, что пора его обновить. Потому, что наконец-то e-learning пришел в Украину. 


Об этом, в первую очередь, говорит профессиональное украинское сообщество специалистов по онлайн-обучению, которое проявляет активность, встречается очно и онлайн. 

Появляются украинские спикеры и украинские кейсы.


Вскоре, думаю, мы ожидаем появления:

- новых провайдеров, возможно, со своими разработками LMS-платформ, 
- компаний - разработчиков и фрилансеров-разработчиков онлайн-контента, не только курсов, но и видео, игр, тренажеров,
- курсов и программ обучения для e-learning специалистов от украинских экспертов. 

Конечно, что касается обучения, то в этом сейчас нет дефицита, так как есть российский и белорусский рынки, но думаю, украинский подтянется.




ПЛОЩАДКИ


На данный момент существует несколько площадок для общения e-learning-цев в Украине:

Акцент на академ.сфере, проводят онлайн-курсы и конференции для преподавателей, например MoodleMoot Ukraine.
Акцент на корп.сфере, проводим вебинары на нашем LMS-портале и очные мероприятия, поддерживаем площадку для общения на Facebook, нужна предварительная регистрация, релизы выкладываем в блоге и на Facebook в закрытой группе и на открытой странице.
  • Массовые онлайн-курсы от команды Prometheus.
Множество тем для обучения, сертификат можно приобрести, остальное бесплатно, если не появились какие-то платные курсы, которые я упустила. 
Есть блог.
Проводят в Киеве очные встречи каждый месяц, релизы выкладывают в блоге и на странице в Facebook.
  • Мероприятия от украинской (кстати, да) компании eTutorium
Пока можно посмотреть релизы пре-конференц вебинара и конференции elforum.
Есть блог.
Акцент на академ.сфере, много различных анонсов мероприятий.

Последовательность в списке - произвольная. Только самим специалистам выбирать, какая площадка для них будет более актуальное и для каких целей. 



ЭКСПЕРТЫ



А теперь о людях, которые могут быть интересны в качестве экспертов сферы. С ними мы так или иначе сталкивались на различных мероприятиях, поэтому однозначно рекомендую отслеживать в сети этих людей и их материалы. Себя не указываю, а то как-то это неправильно выглядит. Но, если что, всегда можно задать мне вопрос. 

Владимир Кухаренко, Константин Бугайчук, Валерий Задавысвичка, Андрей Кубай, Александр Слепец, Игорь Бех, Елена Черныш, Татьяна Гончарова, Евгений Меведев, Игорь Рипа, Светлана Полтавцева, Станислав Загурский, Алексей Кривопишин, Светлана Семенюк, Мирослав Боцула, Олеся Литовченко, Наталия Павлова, Вадим Демченко, Екатерина Быкова, Евгений Штеменко, Максим Шкилев, Константин Коптелов, Олеся Дяченко, Александр Милютин, Юлия КоролеваАлексей Радченко, Александр Крикля (Raccoon Gang), Наталья Винограденко (Raccoon Gang).


Большинство этих людей можно найти на Facebook. Ссылки под фамилией на материал, который поможет поближе познакомиться с этим экспертом или на его страницу в соц.сетях Еще есть презентации спикеров нашего клуба тут


Я как-то не попадала на мероприятия e-learning сообщества от компании Колорис, но у них есть релизы и там тоже можно поискать фамилии спикеров: http://el.coloris.com.ua/И еще посмотреть экспертов можно в программе конференции от eTutorium, которая прошла в декабре 2012. Там есть представители и академической сферы e-learning. Мой релиз тут. Программа тут.


Добавьте, кого забыла, кого еще в украинском e-learning вы читаете/смотрите/рекомендуете.


Компании, в которых хорошо развивается e-learning, можно отследить по спикерам на мероприятиях. Это будет наиболее показательно.



КЕЙСЫ


Рекомендую знакомиться с кейсами украинских e-learing проектов.

Следите, постоянно публикуются новые.


БЛОГИ


И конечно, уже вполне можно читать не только российские и белорусские, но и украинские блоги:


Не оставляйте без внимание украинские книги и методички (ссылки на реальные книги, можно открыть и читать, бесплатно):

Также можно заглянуть на общую книжную полку e-learning специалиста, которую мы с коллегами из российской ассоциации e-LearningPRO собрали тут.


ПРОВАЙДЕРЫ


Опять же, в списке те, с кем так или иначе знакомы или где-то пересекались. Можете добавить в комментах, кого знаете вы.

  • Техноматика (разработка курсов + LMS Moodle Corporate) Есть блог, правда по датам не ясно, обновляется ли он
  • Collaborator (LMS с акцентом на базу знаний) Есть блог
  • Колорис (WebTutor, решения для HR, разработка эл.контента в виде тренажеров, симуляторов). Есть сообщество.
  • eTutorium (площадка для проведения вебинаров и конференций). Есть блог.
  • PG-Group (HR-решения, курсы в iSpring)
  • Raccoon Gang (сервис-провайдеры, эксперты в Open edX платформе). Есть сайт и англоязычный блог.
Также заинтересованность к украинскому проявляют Гиперметод (eLearning 4G для обучения и HR-решений) и WebSoft (WebTutor и HR-решения). 

Отдельно, пожалуй, можно поискать информацию о вебинарных площадках. Там часто появляются какие-то решения, но в компаниях к вебинарам приходят не сразу, могут пробовать на бесплатной платформе BigBlueButton. Не стоит забывать и о бесплатной LMS Moodle.

Появляются еще небольшие учебные проекты по обучению через онлайн-курсы различных тематик (например, Eduget, That.School) и отдельные проекты по облачным решениям LMS (например, SmartMe). Но я не так часто с ними сталкивалась, так как акцентируюсь на корп.проектах, поэтому пока ничего не комментирую.

В академ.среде следует обратить внимание на деятельность ХПИ, о чем писала ваше (Кухаренко В.Н.) и Сумского гос.университета с собственными разработками онлайн-платформ): https://dl.sumdu.edu.ua/https://examenarium.sumdu.edu.ua/,

https://ocw.sumdu.edu.ua/. Гораздо больше информации про академ.среду e-learning можно найти в группе E-learning in Ukraine.

В общем, впереди, думаю, у нас много чего интересного. 


Посмотрим, с чем мы завершим 2017 год в украинском онлайн-обучении.



П.С. С радостью приму комментарии на тему "забыли добавить про ..." и дополню списки.



понедельник, 6 марта 2017 г.

Особенности онлайн-мероприятий для 500+ участников

Недавно выступала на онлайн-конференции по мотивации и геймификации. Одномоментно там было 500-600 участников. Это был очень интересный опыт. Я рада, что выступала во второй день и что нашла время посмотреть выступления первого дня. Поэтому, понимала, что меня ожидает. Ну и после конференции сделала для себя некоторые заметки, как для спикера, который вещает на такую группу участников.

Особенности онлайн-мероприятий для 500+ участников
(советы для спикеров):

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АУДИТОРИЕЙ

Аудитория такого мероприятия очень и очень разноплановая, не только по уровню профессионализма (от новичков до гуру), но и по сфере деятельности (от учителей школ и преподавателей вузов до сотрудников учебных центров и корпоративных отделов обучения). Тут стоит учитывать и разный уровень компаний, если говорить о корп.сфере. 

Так же стоит учитывать, что как и в любой аудитории (не смотря на добровольное решение принять участие) все равно будут настроенные и ненастроенные на прием информации, скептики и критики, воодушевленные и так скажем не очень. Подстроиться под всех абсолютно нереально. Более того, пытаясь угодить кому-то одному, вы теряете внимание остальных и ход своих мыслей. От этого выступление становится более сложным. 

Поэтому, на мой субъективный взгляд, важны два момента:

1) Договорить с участниками, что вы максимально постараетесь реагировать на их вопросы и комментарии, но если не успели, то пусть они обратятся к вам лично. Постоянно отслеживать чат просто физически невозможно. Кстати, по опыту различных выступлений и мероприятий, с вопросами после самого доклада достаточно редко обращаются, особенно по e-mail, да и в нетворкинге вживую тоже не так часто. Но тут важно не столько, захотят ли обратиться, а то, будет ли такая возможность. Она должна быть.

2) Договориться с участниками о правилах взаимодействия в группе, как и на любом вебинаре, тренинге. Да, группа большая, но это не означает, что там может происходить что угодно. Важно попросить участников относиться с уважением и к вопросам новичков, и к критике экспертов. Не флудить в чате и не оскорблять друг друга. Чтобы потом не пришлось регулировать эти моменты во время самого выступления.

ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ

Даже если у вас есть техническая поддержка (а обычно в больших мероприятиях она есть), то все равно кто-то задаст вопрос про то, будет ли запись, будет ли презентация. А потом - ой, у меня не скачивается, а у меня скачивается, и т.д. И все это будет сбивать спикера и остальных участников. 

Поэтому лучше сразу озвучить для всех, где находится презентация, как ее скачать и что делать если не получается (какие альтернативные способы получения), где запись (и будет ли она доступна и на каких условиях), кому задавать вопросы если возникают тех.сложности (лучше, если сразу дать контакт тех.поддержки и попросить по тех. вопросам писать не в чат, а туда). 

Да, может быть иногда полезно, что вам как спикеру сообщают "ой, звук пропал", но это может сообщить и тех.поддержка, которая следит за конференцией. И по-хорошему, нужно поддерживать такой уровень интерактивности, в котором вы будете периодически обращаться в чат с вопросами и заданиями, а они будут отвечать. И если вдруг все замолчали - ну тогда точно какая-то тех.проблема у вас (и хорошая тех.поддержка хорошо организованного мероприятия наверняка уже пытается вам дозвониться). 

В общем, максимально отдайте все эти тех.моменты тем, кто с ними может быстро и профессионально справиться, не отвлекаясь от выступления. Потому что вас пришли послушать и увидеть не из-за умения оперативно реагировать на технические сложности, которые могут возникнуть у участников, а именно из-за темы доклада. И если вы не справитесь с первым, вам еще могут просить. А вот если не справитесь со вторым, то вряд ли.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

В презентации следует учесть, что участники могут смотреть данный вебинар или конференцию через смартфоны, планшеты, ноутбуки. Все разного размера с разными возможностями. Хорошо, если платформа, на которой проводится мероприятие, позволяет масштабировать презентацию, но бывает что это невозможно. Или неудобно. Поэтому презентация должна читаться даже с мобильного телефона, если понимаете, что не читается какой-то слайд, то варианта 2 - переделать/разбить на несколько слайдов или тщательно комментировать слайд во время выступления. Лучше, конечно первый вариант. Тоже самое касается фона и шрифта на слайде - не надо создавать участникам лишние сложности в попытках понять, что у вас на слайде. Просмотрите свою презентацию на мониторе смартфона и убедитесь, что она читабельна. Да, и конечно, презентацию нужно конвертировать в pdf, но это уже универсальное правило для такого материала, когда он передается с вашего компьютера на другой.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Учитывая разноуровневую подготовку и разноплановость аудитории, задания должны быть  четко сформулированными и понятными. Можете протестировать на друзьях и знакомых, не в сфере обучения. Ответы на эти задания должны быть такими, чтобы вы как спикер успели дать обратную связь, на сколько это возможно. Например, если вы просите подтвердить что-то плюсиками (+) в чате, и видите гору плюсиков, то это говорит о том, что реакция получена и ответ понятен. Также можно попросить написать "да" или "нет", поставить 1-ку или ответить одним словом (например, с чем у вас сочетается слово "мотивация"). Но, если вы зададите сложный вопрос или вопрос, где несколько вопросительных фраз, большая вероятность, что он может быть не понят или понят не однозначно. Если вы зададите открытый вопрос, который подразумевает развернутый ответ, то это тоже вызовет сложности. Во-первых, потеряете время на то, чтобы участники смогли осмыслить и напечатать в чате, а во-вторых, можете получить огромное количество текста, который просто физически сложно будет читать в чате. В общем, надо тщательно продумать способы поддержания интерактивности и при этом возможность дать обратную связь. 

Иногда может возникнуть некая дискуссия в чате. И это хорошо. Но если в какой-то момент она начинает мешает проведению опроса или выполнению задания, то спикеру позволено ее остановить и переключить на задание. Конечно же, уважительно похвалив за дискуссию по теме. Можно попросить продолжить обсуждение после выполнения задания или в личной переписке.

Что еще можно пробовать в плане заданий:
- организовать групповую работу, правда в очень простом и понятном инструменте, потому что все таки 500 участников для группы это очень много,
- дать задания, над которыми надо будет подумать в перерыве или после мероприятия,
- дать какую-то загадку, которую надо разгадать до конца доклада (или найти это разгадку на каком-то слайде),
- попросить участников вести конспект идей и в конце выступления поделиться одной самой ценной для них идеей. Этот прием всегда отлично работает, так как позволяет каждому участнику, любой, даже самой разнообразной группы, сосредоточиться на своих интересах и найти для себя нечто ценное. И я уверена, что такая возможность есть в любом мероприятий, нужно лишь правильно настроиться и настроить свою группу, если вы - спикер.

Современные подходы для мотивации и вовлеченности в e-learning

С точки зрения разработки контента сейчас стали уделять большое внимание тому, верно ли выбран e-learning инструмент, насколько правильно ...