Особенности онлайн-мероприятий для 500+ участников
Особенности онлайн-мероприятий для 500+ участников
(советы для спикеров):
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АУДИТОРИЕЙ
Аудитория такого мероприятия очень и очень разноплановая, не только по уровню профессионализма (от новичков до гуру), но и по сфере деятельности (от учителей школ и преподавателей вузов до сотрудников учебных центров и корпоративных отделов обучения). Тут стоит учитывать и разный уровень компаний, если говорить о корп.сфере.
Так же стоит учитывать, что как и в любой аудитории (не смотря на добровольное решение принять участие) все равно будут настроенные и ненастроенные на прием информации, скептики и критики, воодушевленные и так скажем не очень. Подстроиться под всех абсолютно нереально. Более того, пытаясь угодить кому-то одному, вы теряете внимание остальных и ход своих мыслей. От этого выступление становится более сложным.
Поэтому, на мой субъективный взгляд, важны два момента:
1) Договорить с участниками, что вы максимально постараетесь реагировать на их вопросы и комментарии, но если не успели, то пусть они обратятся к вам лично. Постоянно отслеживать чат просто физически невозможно. Кстати, по опыту различных выступлений и мероприятий, с вопросами после самого доклада достаточно редко обращаются, особенно по e-mail, да и в нетворкинге вживую тоже не так часто. Но тут важно не столько, захотят ли обратиться, а то, будет ли такая возможность. Она должна быть.
2) Договориться с участниками о правилах взаимодействия в группе, как и на любом вебинаре, тренинге. Да, группа большая, но это не означает, что там может происходить что угодно. Важно попросить участников относиться с уважением и к вопросам новичков, и к критике экспертов. Не флудить в чате и не оскорблять друг друга. Чтобы потом не пришлось регулировать эти моменты во время самого выступления.
ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ
Даже если у вас есть техническая поддержка (а обычно в больших мероприятиях она есть), то все равно кто-то задаст вопрос про то, будет ли запись, будет ли презентация. А потом - ой, у меня не скачивается, а у меня скачивается, и т.д. И все это будет сбивать спикера и остальных участников.
Поэтому лучше сразу озвучить для всех, где находится презентация, как ее скачать и что делать если не получается (какие альтернативные способы получения), где запись (и будет ли она доступна и на каких условиях), кому задавать вопросы если возникают тех.сложности (лучше, если сразу дать контакт тех.поддержки и попросить по тех. вопросам писать не в чат, а туда).
Да, может быть иногда полезно, что вам как спикеру сообщают "ой, звук пропал", но это может сообщить и тех.поддержка, которая следит за конференцией. И по-хорошему, нужно поддерживать такой уровень интерактивности, в котором вы будете периодически обращаться в чат с вопросами и заданиями, а они будут отвечать. И если вдруг все замолчали - ну тогда точно какая-то тех.проблема у вас (и хорошая тех.поддержка хорошо организованного мероприятия наверняка уже пытается вам дозвониться).
В общем, максимально отдайте все эти тех.моменты тем, кто с ними может быстро и профессионально справиться, не отвлекаясь от выступления. Потому что вас пришли послушать и увидеть не из-за умения оперативно реагировать на технические сложности, которые могут возникнуть у участников, а именно из-за темы доклада. И если вы не справитесь с первым, вам еще могут просить. А вот если не справитесь со вторым, то вряд ли.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
В презентации следует учесть, что участники могут смотреть данный вебинар или конференцию через смартфоны, планшеты, ноутбуки. Все разного размера с разными возможностями. Хорошо, если платформа, на которой проводится мероприятие, позволяет масштабировать презентацию, но бывает что это невозможно. Или неудобно. Поэтому презентация должна читаться даже с мобильного телефона, если понимаете, что не читается какой-то слайд, то варианта 2 - переделать/разбить на несколько слайдов или тщательно комментировать слайд во время выступления. Лучше, конечно первый вариант. Тоже самое касается фона и шрифта на слайде - не надо создавать участникам лишние сложности в попытках понять, что у вас на слайде. Просмотрите свою презентацию на мониторе смартфона и убедитесь, что она читабельна. Да, и конечно, презентацию нужно конвертировать в pdf, но это уже универсальное правило для такого материала, когда он передается с вашего компьютера на другой.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Учитывая разноуровневую подготовку и разноплановость аудитории, задания должны быть четко сформулированными и понятными. Можете протестировать на друзьях и знакомых, не в сфере обучения. Ответы на эти задания должны быть такими, чтобы вы как спикер успели дать обратную связь, на сколько это возможно. Например, если вы просите подтвердить что-то плюсиками (+) в чате, и видите гору плюсиков, то это говорит о том, что реакция получена и ответ понятен. Также можно попросить написать "да" или "нет", поставить 1-ку или ответить одним словом (например, с чем у вас сочетается слово "мотивация"). Но, если вы зададите сложный вопрос или вопрос, где несколько вопросительных фраз, большая вероятность, что он может быть не понят или понят не однозначно. Если вы зададите открытый вопрос, который подразумевает развернутый ответ, то это тоже вызовет сложности. Во-первых, потеряете время на то, чтобы участники смогли осмыслить и напечатать в чате, а во-вторых, можете получить огромное количество текста, который просто физически сложно будет читать в чате. В общем, надо тщательно продумать способы поддержания интерактивности и при этом возможность дать обратную связь.
Иногда может возникнуть некая дискуссия в чате. И это хорошо. Но если в какой-то момент она начинает мешает проведению опроса или выполнению задания, то спикеру позволено ее остановить и переключить на задание. Конечно же, уважительно похвалив за дискуссию по теме. Можно попросить продолжить обсуждение после выполнения задания или в личной переписке.
Что еще можно пробовать в плане заданий:
- организовать групповую работу, правда в очень простом и понятном инструменте, потому что все таки 500 участников для группы это очень много,
- дать задания, над которыми надо будет подумать в перерыве или после мероприятия,
- дать какую-то загадку, которую надо разгадать до конца доклада (или найти это разгадку на каком-то слайде),
- попросить участников вести конспект идей и в конце выступления поделиться одной самой ценной для них идеей. Этот прием всегда отлично работает, так как позволяет каждому участнику, любой, даже самой разнообразной группы, сосредоточиться на своих интересах и найти для себя нечто ценное. И я уверена, что такая возможность есть в любом мероприятий, нужно лишь правильно настроиться и настроить свою группу, если вы - спикер.