пятница, 31 мая 2013 г.

Украинский e-Learning

Что вы знаете про e-learning в Украине?
Какие компании, вузы, провайдеры вам знакомы? 

Этой информации немного, но она есть. И думаю, ее пора собирать воедино, возможно даже формировать нечто похожее на персональную учебную сеть.


Академический сектор сильнее себя проявляет, о чем говорит и конференция MoodleMoot Ukraine 2013


Корпоративное украинское обучение в дистанционном формате, думаю, можно было встретить на eLearning elements 2013 (посмотрим в новостях и отзывах, конференция проходила 29-30 мая в Москве, я к сожалению, не смогла приехать, но Саммит 2012 мне понравился хотя украинских коллег там не помню).

Знаю, что среди банков дистанционное корпоративное обучение, в т.ч. в смешанных формах, представлено в ПриватБанке и банках-партнерах, используемая платформа - Прометей.  В Украинском инновационном банке, PlatinumBank, банке "Кредит-Днепр" внедрен Moodle Corporate. В VAB банке - Moodle, на сколько знаю, обычный.
В Дельта-банке -  Mirapolis. В Укрсиббанке - WebTutor. Из украинских провайдеров LMS знаю компанию "Техноматика", которая некоторое время пробовала вести блог про e-learning в Украине.

Актуальную информацию про развитие e-learning в Украине я получаю из группы UkrEl11 Facebook.  Есть также группа E-learning in Ukraine, хотя мне больше нравится UkrEl11. С тегом #UkrEl11 можно почитать сообщения в twitter. Хороший агрегатор блогов есть на netvibes - http://www.netvibes.com/klbugaychuk#UkrEl11. Коллеги даже рассуждают на тему Как популяризировать e-learning в Украине, но подобные посты встречались мне не часто. Наблюдается также потребность в специалистах из области e-learning, например, педагогический дизайнер. Жаль, что не состоялось в этом году e-Learning Café, хотя на мой взгляд идея хорошая. 


Думаю, нам стоит встречаться очно, общаться, делиться опытом, популяризировать e-learning и развивать его в Украине.  Нам всем: и тем, кто в вузах развивает СДО, и тем, кто в компаниях внедряет e-learning и обучает сотрудников, и тем, кто является провайдерами систем дистанционного обучения. Иногда только на очной встрече, на конференциях, семинарах, выставках, общаясь с коллегами, неожиданно приходят инсайты! Те самые, которые завалены текущими задачами и не могут пробиться сквозь сроки, планы, задачи, отчеты и вопросы. 

Для себя из MoodleMoot Ukraine 2013 я взяла две очень ценные идеи - встроить форму рецензирования электронного курса на портал и уделить бОльшее внимание поддержке и развитию форумов к курсам, а также привлечению экспертов. Чем и пошла заниматься :-)

П.С. И еще после конференции родились сразу три новых поста в блоге, что тоже показатель того, как такие очные мероприятия подталкивают к генерации идей.

Академический + Корпоративный e-learning

Вы замечали иногда тихое, иногда громкое противостояние корпоративного и академического e-learning? 

А ведь если мы прислушаемся друг к другу, то сможем взять гораздо больше для своего развития и развития e-learning, чем упрекая в недостатках.

Как представитель корпоративного сектора я хочу поделиться тем ценным, что дало мне знакомство с коллегами, которые внедряют СДО в вузах.

Я занимаюсь e-learning с 2007 года. Моя сфера - корпоративный сектор, банки. Некоторое время назад академический сектор был от меня очень далек. Благодаря модерированию сообществоа eLearningPRO я смогла познакомиться с  академическими коллегами ближе и проникнуться тем, как же взять лучшее из обеих сфер и использовать в своей работе. 

Обучение для меня началось с Центра e-Learning и курса "Педагогический дизайн", далее была книга "Технологія створення дистанційного курсу", потом - путь к созданию той самой персональной учебной сети, просмотр и участие в вебинарах и конференциях, доклады и посты в своем блоге. 

Благодаря знакомству с коллегами, которые занимаются СДО в вузах, я поняла огромное значение сопровождения процесса обучения (это тот самый преподаватель, тьютор, эксперт, которого часто забывают в корп.секторе), увидела возможности реализации совместного обучения в дистанционном курсе простыми средствами в Moodle, заполнила пробелы в теориях обучения. И увидела очень много общего.

Я удивляюсь, когда замечаю противостояние академического и корпоративного сектора. Ведь мы можем дать многое друг другу, можем дополнить знания и умения. На самом деле корпоративный и академический e-learning имеют больше точек для соприкосновения, чем кажется. И есть люди, которые уже нашли эти точки и выгодно используют их в своей деятельности.

Что касается корпоратива, ему иногда нужно жертвовать временем, ресурсами и даже правильностью применения теории дистанционного обучения для того, чтобы сохранить темп развития бизнеса. Согласитесь, не всегда теории применяются на 100% так, как написано, и тем не менее приводят к нужному результату. 

Академ.сфера - это кладезь методологии электронного обучения и в целом обучения. Для этой сферы большая сложность в том, что нужно подготовить студента будущего - он будет заниматься той деятельностью, которая возможно еще не появилась с помощью тех инструментов, которые возможно еще не изобретены. Согласитесь, задача глобальна. 

Обе сферы имеют схожие задачи: 
  • мотивация тех, кто пишет курсы (преподаватели, эксперты из бизнеса), а также их обучение, создание шаблонов
  • мотивация тех, кто обучается (студенты, сотрудники компаний)
  • организация процесса дистанционного обучения так, чтобы он был интересен всем участникам, а также эффективен
  • постоянная генерация внутреннего энтузиазма у тех, кто внедряет и развивает СДО (и в вузе, и в компании)
  • контроль технических моментов СДО: установка, внесение и хранение данных, работа со статистикой и прочее
  • восполнение недостатка в ресурсах (тут часто включается творческое славянское мышление:)
  • создание различных нормативных документов, которые поясняют процесс обучения в СДО и роли его участников
  • продвижение СДО, PR, популяризация 
  • и уверена, у вас есть что еще добавить в этот общий перечень наших задач
Если соединить прикладные задачи корпоратива и видение перспективы, а также методологии академ.сектора - это будет невероятно мощный энергетический коктейль! Для меня это стало большим и ценным открытием, которое уже улучшает корпоративный e-learning в банке, где я сейчас внедряю и развиваю СДО. И потому я хочу выразить благодарность моим академическим коллегам, которые приоткрыли завесу вузовского e-learning, а также поблагодарить корпоративных коллег, которые также дали мне очень много для развития. Кстати, некоторые из коллег представляют оба сектора e-learning, с кем-то я знакома лично, с кем-то - не знакома, но читаю блоги, смотрю вебинары, отслеживаю в твиттере или фейсбуке.

Елена Тихомирова
Владимир Николаевич Кухаренко 
Алексей Корольков 
Иван Травкин

Спасибо вам за то, что пишете, рассказываете, показываете, проводите вебинары и открытые курсы, делитесь своим опытом, удивляете и вдохновляете!

MoodleMoot Ukraine 2013


Вчера стартовала первая всеукраинская конференция MoodleMoot Ukraine 2013.

Мне посчастливилось быть на первом дне конференции, лично познакомиться с Владимиром Николаевичем Кухаренко, послушать несколько очень интересных докладов и дискуссий.

В целом конференция проходит в очном и дистанционном форматах (обсуждение докладов на сайте конференции http://2013.moodlemoot.in.ua/). Видео-записи докладов обещают выставить на сайте, там же есть основные тезисы. Можно зарегистрироваться или использовать гостевой вход

Подробнее о других конференциях в мире можно прочитать тут. В Украине такое событие впервые. 


В первый день MoodleMoot Ukraine 2013 обсуждали использование облачных технологий, положение про дистанционное обучение в Украине (принято 25 апреля 2013 г, детали можно почитать в блоге Константина Бугайчука), открытые дистанционные курсы, вопросы аттестации электронных учебных курсов и многое другое. Очень интересные дискуссии разгорелись после обсуждения положения про ДО и доклада об аттестации. В докладе об открытых курсах отмечено, что наша аудитория слушателей пока еще не готова к формату MOOC, т.к. он требует не только самоорганизации и мотивации, но и других важных качеств. Это касается создания и поддержания персональной учебной сети, а также умения пользоваться социальными и другими сервисами для поиска нужной информации.

Некоторые тезисы конференции, которыми хочу поделиться:
  • Поддержка курса (его сопровождение тьютором) - это не менее важная часть работы, чем затраты ресурсов на его создание 
  • Мотивация тех, кто пишет и тех, кто изучает курсы - общая задача в корпоративном, и в академическом секторе. Мы ближе, чем кажется
  • В e-learning быть самодостаточными и не смотреть, как развивается обучение в др. организациях - рискованно.
  • Интернет не такой доступный, как нам кажется. Только благодаря поиску найти нужную информацию сложно.
  • Проблема открытых курсов - мало кто хочет что-то создавать, большинство хотят понаблюдать и установить связи.
 

вторник, 28 мая 2013 г.

Сможем ли мы обучаться как в фильме Матрица?


Сможем ли мы обучаться как в фильме Матрица?

"Наш  мозг самостоятельно обучается исправлять прошлые ошибки", поэтому вариант загрузки знаний в мозг как в компьютер не подойдет. Мозг (наша операционная система если хотите), еще слишком мало изучен для этого.

вторник, 21 мая 2013 г.

"E-learning, который работает. Как интегрировать электронное обучение в повседневную жизнь компании" (о вебинаре Елены Тихомировой)

Запись вебинара

Основные идеи:

Для СДО важна внутренняя информированность: знают ли о системе обучения в компании, пользуются ли, как получают информацию о том, что что-то появилось/изменилось?

СДО - это система, которая должна быть удобна и всегда под рукой. Тогда ее будут использовать.

Все должно быть предусмотрено: работа СДО в разных браузерах, вход из внешней сети, открытая навигация в курсах, возможность задать вопрос и получить обратную связь и т.д.

e-learning должен обвить рабочий процесс, тогда обучение в СДО будет эффективным и востребованным.

Внутренними заказчиками обучения являются руководители подразделений компании, они должны быть мотивированы и понимать, в чем "выхлоп" от их вклада в СДО, как они могут использовать систему обучения.

Обучение - это не информирование. Если помнить об этом, тогда все будет эффективно!

понедельник, 20 мая 2013 г.

"5 простых шагов, чтобы внедрить СДО" (о докладе Александра Беляшина, Банк Русский Стандарт)






В докладе - хороший комплексный подход к внедрению и развитию СДО. 
Рекомендую к просмотру.


Очень понравилось красивое выражение «архитектор системы дистанционного обучения»…Именно он и является рук-лем проекта, тем самым "главным шаманом", который определяет, как и что происходит в СДО, кто и когда это выполняет, учитывая возможный «а что если». И еще он прописывает весь процесс в нормативном документе, который утверждается в компании.


Оптимальное и эффективное решение для контента СДО – активно привлекать бизнес к разработке курсов. Но это такая тонкая грань между «да, нам нужно запустить этот продукт» и «у меня нет времени создавать курс». Хотя… она решается) теми же стандартами и шаблонами, которые так любят спрашивать особенно на этапе внедрения СДО. Правда шаблон придется создать свой для своей компании. И его внедрение будет непростым. Еще сложнее будут вопросы мотивации разработчиков курсов-экспертов из бизнеса. Им нужно видеть реальный результат своих усилий – это самое важное. И плюс немного административного ресурса для порядка.

Очень хорошо отметил Александр, что «разработка курсов – это усовершенствование бизнес-процесса, за который ответственен ваш эксперт. И этот момент входит в его функциональные обязанности.


Важен вопрос стоимости внешней разработки курсов. Не секрет, что до сих пор многие компании придерживаются мнения, что внедрить СДО может один человек, курсы как-то будет он же или сами внутри компании, про сервер вспоминают поздно, про резервные копии - тоже, и это только часть проблем.


НО понимает ли топ-менеджмент, сколько реально стоит электронный курс, в деньгах и времени, на что подписывается компания, покупая СДО, какие это затраты на наполнение и актуализацию контента?

Александр в своем докладе называет цифру от 100 тыс. руб и от 1 мес. на разработку электронного курса (тут же перевела в гривне это от 26 тыс. и цифра показалась мне завышена для "от"). Возможно, я последний год мало анализировала стоимость, т.к. разработка внутренняя и вопрос покупки даже не возникал.

А эти цифры "от" и "до" по стоимости и срокам разработки курсов нужно донести до топ-менеджмента и на этапе внедрения, и на этапе "а давайте мы сами" или "вы что, это дорого, столько же тренинг стоит" и т.д.



Краткая памятка по тому, как избежать ошибок при внедрении (из доклада):

Шаг 1. До внедрения СДО нужно определить, какие вопросы/проблемы будет решать система и какие возможности для этого она должна иметь.

Шаг 2. До выбора СДО нужно определить, где именно будет находиться система (облако, сервер – свой или провайдера).

Шаг 3. Для внедрения СДО нужна команда, а не один человек. Учитывайте, что на внутреннюю разработку курсов нужен выделенный специалист, который будет выполнять только эту функцию. А эксперт в очном обучении не всегда сможет создавать дистанционные курсы.

Шаг 4. Регламент СДО – кто и как будет использовать систему обучения? Утвердите это до внедрения СДО. Не забудьте про интеграцию других систем компании в СДО.

Шаг 5. Подготовку ТЗ для внедрения СДО доверьте профессионалу, будет быстрее и дешевле.

П.С. И помните, СДО - это не только "шаман" :), это - команда.

 


Почему словари должны быть немного консервативными?


Интересные для себя сделала заметки о том, какие правила появились, и какие могут появиться в ближайшее время, а также почему словари должны быть консервативными:
- "интернет" можно писать с маленькой буквы;
- "звОнит" скорее всего придет на замену "звонИт", как когда-то случилось с "кАтит"и "катИт" (про снег, который катит в глаза);
- "мАркетинг" и "маркЕтинг" - сейчас допускаются в обоих вариантах;
- возможны оба варианта — мЕнеджер и мЭнеджер, а какой из них закрепится — покажет время;
- в Англии, если у вас нет оксфордского или кембриджского произношения, вы никогда не сделаете государственной карьеры;
- сами словари нельзя слишком часто менять, ведь тогда мы не сможем наслаждаться классикой, язык станет слишком непривычным..


Детальнее в статье Harvard Business Review "Речь выдает нас с головой"
 

пятница, 17 мая 2013 г.

Сборник постоянно обновляемых e-learning ресурсов


Делюсь сборником моих подписок, сайтов и блогов, которые читаю, а так же страниц видео- и презентационных материалов по e-learning. Благодаря сервису netvibes, который освоила в курсе "Куратор содержания" я наконец-то собрала все свои RSS-ленты, вкладки и закладки в браузере в единую страницу со всеми ресурсами, которыми я регулярно пользуюсь:

http://www.netvibes.com/marilitv

Пятничные находки 17.05.2013: netvibes, агрегатор блогов и др.ресурсов от UkrEl11


Замечательный агрегатор блогов и др.ресурсов от UkrEl11.

Автор - Константин Бугайчук.

http://www.netvibes.com/klbugaychuk#UkrEl11

четверг, 16 мая 2013 г.

Открытый курс "Куратор содержания"

1. Отчет о первой неделе

Сосредоточилась на практике: 

- настроила учетную запись своего твиттер (marilitv) на телефон для удобства, добавила пару человек в твиттере, использовала в нескольки твиттах хештег курса #qr8-13, 
- познакомилась с участниками курса, представилась и пообщалась на самом курсе (отметила для себя: очень помогло быстро ориентироваться в курсе то, что настраиваю сейчас в банке Moodle  и параллельно смотрю различные видео о том как использовать функционал системы) 
- приняла участие в вебинаре 20 марта, сам вебинар был больше установочным
- создала газету на paper.li
- перенесла свой блог на блоггер наконец-то
- сделала подборку информации по своей теме курирования.

Курировать буду тему e-learning проектов, то есть того, что нужно для создания и развития проектов, какие есть примеры, рекомендации, инструкции, практики, удачные и неудачные проекты. То есть все то, во что складываются электронные курсы, о которых говорят больше, чем о проектах, хотя на мой взгляд должно быть наоборот. 

Очень мало времени было на теорию. Себе в задачах оставляю внимательнее прочитать ресурсы первой недели и заглянуть в пост Кости  Бугайчука.

Поборка информации по теме e-learning проекта:

Видео "e-Learning Project Management"

 

Статьи, публикации
Мои посты по теме KPI, управлению проектом и эффективности СДО:


2. Отчет о второй неделе

Пошла вне плана обучения курса, провела вебинар по теме курирования - e-learning-проекты.



e-learning kitchen II, Marina Litvinova from Marina Litvinova

Дополнения:

С Diigo, к сожалению, знакомство не состоялось: на этапе регистрации через аккаунт facebook, несколько раз уговаривая сервис все же меня зарегистрировать, забросила это дело.

А вот Evernote заинтересовал. Читала про приложение Evernote для Андроида, даже устанавливала себе, но пока не использовала. Сейчас как раз есть возможность попробовать его, комбинируя возможности телефона и компьютера. Поняла, в чем же плюс именно аккаунта для этого сервиса (ранее хотелось просто блокнот и смысла регистрации не видела). Внешне очень приятный дружелюбный интерфейс. 

Интересная статья для освоения ресурса - 20 Evernote Search Features You Should Be Using (нашла тут

Вне тем недели вспомнила про pinterest, нашла у Константина Бугайчука несколько интересных материалов. 

Хочу поблагодарить всех коллег за отчеты в ваших блогах. Благодаря им удалось компенсировать упущенное на второй неделе обучения. Подписалась читателем на некоторые блоги коллег.

Также пришла к мысли, что деятельность куратора контента занимает невероятно много времени, и даже в процессе обучения тяжело совмещать эту деятельность с работой над своими текущими проектами. Очень интересные рассуждения на похожую тему тут, особенно на тему, кто может быть куратором и кто/сколько за эти услуги сможет заплатить

Еще полезными статьями по теме курирования для меня стали:
Открыла для себя Google Академия: результаты по поиску "e-leanring project"

Запись вебинара "Куратор содержания и электронная библиотека"


3. Отчет о третьей неделе

Приняла участие в вебинаре. Ценные мысли\идеи вебинара от 3.04.2013г.:
  • Замените перепосты "пятничными находками" - отчетами о наиболее интересных материалах со своим комментарием
  • Сетевое сообщество и социальная сеть - это разные понятия. PLN - где-то посередине
  • Практикуйте активное слушание
  • Воздерживайтесь задавать экспертам вопросы, ответы на которые вы можете найти в Википедии
  • Обмен информацией без обсуждения лишь создает дополнительный шум Ссылка на вебинар по инфографике "Визуализируй это!" - http://www.youtube.com/watch?v=Jaq108y_TJU&feature=youtu.be
  • Как построить персональную учебную сеть, шаги от Рейнгольда:



Моя страничка, наполнила совсем немного, осваиваю:
http://pinterest.com/marilitv/

Оставила себе в задачах то, что не успела на третьей неделе:
  • Попробовать http://popplet.com/ для создания своей персональной среды
  • Прочитать про pinterest тут
  • Попробовать NETVIBES (для знакомства инф - тут
  • Задание большое по затратам времени - Используя облачные технологии http://screenr.com, http://www.techsmith.com/jing.html, создать видео фрагмент об особенностях Вашего направления, разместить на YouTube и интегрировать в Форум. Оцените работы Ваших коллег, выберите три лучшие работы.

4. Отчет о четвертой неделе.

Запись вебинара "Функции куратора контента" (В.Н.Кухаренко)

"Куратор содержания не заботится о вечности. Его предложения используются прямо сейчас - чем скорее куратор разместит свою коллекцию в Интернете, и тем чаще он может обновить ее, тем лучше. "


5. Отчет о пятой неделе.

К сожалению, на вебинары по вторникам не попадаю, смотрю записи. Из самого курса куратора практически выпала на две недели. За это время официально внедрила в банке систему обучения, так что все силы шли на утверждение этого проекта документально. В то же время данный курс для меня важен. Хотя бы в тезисах хочу оставить информацию о ключевых моментах этой недели.
Запись вебинара "Методы работы куратора содержания" (Владимир Нюренберг)
Вторая часть вебинара

"Самое важное в освоении любой деятельности - почувствовать возможность".

5.1. Успела познакомиться с klout. Приятный, красиво визуализированный сервис.
А вся моя активность сосредоточилась сейчас на facebook. Очень интересно отслеживать активность друзей в разных соц.сетях.


5.2. Попрактиковала совет одного из вебинаров для кураторов - не делать перепосты, а собирать пятничные находки.
   

"Хвостики"

Думала, что совсем запустила курс, но очень обрадовало меня сообщение от Владимира Николаевича о том, что еще четыре задания мне нужно выполнить для минимума. Их и выполнила. Краткие итоги внизу:

1. Моя персональная учебная среда

Наконец-то добралась нарисовать - http://www.mindmeister.com/293683141/_
Спасибо курсу, что наконец-то подтолкнул создать ПУС, а то так и не нашла бы время.

В случае, если с доступом будут проблемы - рисунок вложен ниже.


2. О функциях куратора содержания:

Для меня суть того, кто такой куратор, что он делает и примеры кураторства сейчас сосредоточены в моем посте после прослушивания вебинара Владимира Нюренберга и в двух презентациях: how-to-be-an-awesome-community-manager how-to-be-awesome-on-twitter.

Думаю, что самое важное для куратора - постоянно помнить о том, какая информация нужна, для кого и как эту инф-цию можно интересно преподнести и найти ей развитие. Инструментов для этого существует множество. А написать лучше и понятнее о функциях, чем написал Константин Бугайчук, у меня не получится) Замечательный пост - http://bugaychuk.blogspot.com/2013/04/4_11.html 



3. netvibes- замечательный сервис.

Сервис netvibes понравился, правда с публичной доской у меня не сложилось, сделала персональную, не смогла ее открыть для всех, потому даю скриншот (файл под публикацией).

Сам инструмент удобен для меня как замена рсс-лент, более наглядно и все в одном месте:




4. Мои методы работы куратором содержания:

Невероятно мне не хватает визуализации для этого задания, но как говорится, простите, что пишу много, нет времени на визуализацию(

При работе с источниками инф-ции использую: твиттер, фейсбук (именно настроенные под себя ленты подписок), блоги, сайты, рсс-ленты, вот понравился netvibes тоже. slideshare - источник инф-ции и вдохновения. youtube удобно для обучающих уроков.

Но стоит помнить о том, что не только информация является источником, но и человек, генерирующий ее. Потому я просто общаюсь с людьми, которые мне интересны. В процессе будничных дружеских коммуникаций иногда рождаются потрясающие новые фрагменты информации, новые идеи, инсайты. Поддерживая контакты с экспертами, можно узнать то, что еще нигде не выложено в блоге или твиттере.

Так же не стоит забывать о пользе проф.сообществ. Как менеджер eLearningPRO я постоянно нахожусь в курсе всех актуальных новостей, событий, трендов, запланированных вебинаров - это позволяет держать руку на пульсе eLearning.

Я редко использую почту, этот инструмент для меня не очень удобен, т.к. часто нужен мгновенный ответ, для которого лучше скайп или чат google talk.

Часто толчком для идей и способом структурировать инф-цию для меня служат вебинары. Во время прослушивания записей я делаю пометки, анализирую, ставлю на паузы - так рождаются целые посты.

Для того, чтобы структурировать инф-цию, я пользуюсь тезисами и твиттер-стилем, иногда рисую интеллект-карты (их использую для чего-то более масштабного, например описать все составляющие СДО, зоны ответственности и развития). Очень удобны для меня презентации.

Некоторые мои примеры работы с инф-цией (тезисы, визуализация, подведение итогов дискуссий:

П.С. Благодарю организаторов и участников курса! Получила массу полезной информации и от вебинаров, и от чтения постов, и от форумов и отчетов коллег. Получила знания, благодаря выполнению практических заданий. Все же тема e-learning - проектов свелась к курированию контента сообщества e-LearningPRO. К сожалению, не смогла полноценно уделить время курсу. Зато успела создать свой блог (перенести в блоггер), провести вебинар e-learning-проекты и внедрила в банке СДО. Здесь в блоге остались мои отчеты и впечатления, а также достижения прак.заданий и мысли по поводу курса.  

Современные подходы для мотивации и вовлеченности в e-learning

С точки зрения разработки контента сейчас стали уделять большое внимание тому, верно ли выбран e-learning инструмент, насколько правильно ...