пятница, 31 мая 2013 г.

Украинский e-Learning

Что вы знаете про e-learning в Украине?
Какие компании, вузы, провайдеры вам знакомы? 

Этой информации немного, но она есть. И думаю, ее пора собирать воедино, возможно даже формировать нечто похожее на персональную учебную сеть.


Академический сектор сильнее себя проявляет, о чем говорит и конференция MoodleMoot Ukraine 2013


Корпоративное украинское обучение в дистанционном формате, думаю, можно было встретить на eLearning elements 2013 (посмотрим в новостях и отзывах, конференция проходила 29-30 мая в Москве, я к сожалению, не смогла приехать, но Саммит 2012 мне понравился хотя украинских коллег там не помню).

Знаю, что среди банков дистанционное корпоративное обучение, в т.ч. в смешанных формах, представлено в ПриватБанке и банках-партнерах, используемая платформа - Прометей.  В Украинском инновационном банке, PlatinumBank, банке "Кредит-Днепр" внедрен Moodle Corporate. В VAB банке - Moodle, на сколько знаю, обычный.
В Дельта-банке -  Mirapolis. В Укрсиббанке - WebTutor. Из украинских провайдеров LMS знаю компанию "Техноматика", которая некоторое время пробовала вести блог про e-learning в Украине.

Актуальную информацию про развитие e-learning в Украине я получаю из группы UkrEl11 Facebook.  Есть также группа E-learning in Ukraine, хотя мне больше нравится UkrEl11. С тегом #UkrEl11 можно почитать сообщения в twitter. Хороший агрегатор блогов есть на netvibes - http://www.netvibes.com/klbugaychuk#UkrEl11. Коллеги даже рассуждают на тему Как популяризировать e-learning в Украине, но подобные посты встречались мне не часто. Наблюдается также потребность в специалистах из области e-learning, например, педагогический дизайнер. Жаль, что не состоялось в этом году e-Learning Café, хотя на мой взгляд идея хорошая. 


Думаю, нам стоит встречаться очно, общаться, делиться опытом, популяризировать e-learning и развивать его в Украине.  Нам всем: и тем, кто в вузах развивает СДО, и тем, кто в компаниях внедряет e-learning и обучает сотрудников, и тем, кто является провайдерами систем дистанционного обучения. Иногда только на очной встрече, на конференциях, семинарах, выставках, общаясь с коллегами, неожиданно приходят инсайты! Те самые, которые завалены текущими задачами и не могут пробиться сквозь сроки, планы, задачи, отчеты и вопросы. 

Для себя из MoodleMoot Ukraine 2013 я взяла две очень ценные идеи - встроить форму рецензирования электронного курса на портал и уделить бОльшее внимание поддержке и развитию форумов к курсам, а также привлечению экспертов. Чем и пошла заниматься :-)

П.С. И еще после конференции родились сразу три новых поста в блоге, что тоже показатель того, как такие очные мероприятия подталкивают к генерации идей.

Академический + Корпоративный e-learning

Вы замечали иногда тихое, иногда громкое противостояние корпоративного и академического e-learning? 

А ведь если мы прислушаемся друг к другу, то сможем взять гораздо больше для своего развития и развития e-learning, чем упрекая в недостатках.

Как представитель корпоративного сектора я хочу поделиться тем ценным, что дало мне знакомство с коллегами, которые внедряют СДО в вузах.

Я занимаюсь e-learning с 2007 года. Моя сфера - корпоративный сектор, банки. Некоторое время назад академический сектор был от меня очень далек. Благодаря модерированию сообществоа eLearningPRO я смогла познакомиться с  академическими коллегами ближе и проникнуться тем, как же взять лучшее из обеих сфер и использовать в своей работе. 

Обучение для меня началось с Центра e-Learning и курса "Педагогический дизайн", далее была книга "Технологія створення дистанційного курсу", потом - путь к созданию той самой персональной учебной сети, просмотр и участие в вебинарах и конференциях, доклады и посты в своем блоге. 

Благодаря знакомству с коллегами, которые занимаются СДО в вузах, я поняла огромное значение сопровождения процесса обучения (это тот самый преподаватель, тьютор, эксперт, которого часто забывают в корп.секторе), увидела возможности реализации совместного обучения в дистанционном курсе простыми средствами в Moodle, заполнила пробелы в теориях обучения. И увидела очень много общего.

Я удивляюсь, когда замечаю противостояние академического и корпоративного сектора. Ведь мы можем дать многое друг другу, можем дополнить знания и умения. На самом деле корпоративный и академический e-learning имеют больше точек для соприкосновения, чем кажется. И есть люди, которые уже нашли эти точки и выгодно используют их в своей деятельности.

Что касается корпоратива, ему иногда нужно жертвовать временем, ресурсами и даже правильностью применения теории дистанционного обучения для того, чтобы сохранить темп развития бизнеса. Согласитесь, не всегда теории применяются на 100% так, как написано, и тем не менее приводят к нужному результату. 

Академ.сфера - это кладезь методологии электронного обучения и в целом обучения. Для этой сферы большая сложность в том, что нужно подготовить студента будущего - он будет заниматься той деятельностью, которая возможно еще не появилась с помощью тех инструментов, которые возможно еще не изобретены. Согласитесь, задача глобальна. 

Обе сферы имеют схожие задачи: 
  • мотивация тех, кто пишет курсы (преподаватели, эксперты из бизнеса), а также их обучение, создание шаблонов
  • мотивация тех, кто обучается (студенты, сотрудники компаний)
  • организация процесса дистанционного обучения так, чтобы он был интересен всем участникам, а также эффективен
  • постоянная генерация внутреннего энтузиазма у тех, кто внедряет и развивает СДО (и в вузе, и в компании)
  • контроль технических моментов СДО: установка, внесение и хранение данных, работа со статистикой и прочее
  • восполнение недостатка в ресурсах (тут часто включается творческое славянское мышление:)
  • создание различных нормативных документов, которые поясняют процесс обучения в СДО и роли его участников
  • продвижение СДО, PR, популяризация 
  • и уверена, у вас есть что еще добавить в этот общий перечень наших задач
Если соединить прикладные задачи корпоратива и видение перспективы, а также методологии академ.сектора - это будет невероятно мощный энергетический коктейль! Для меня это стало большим и ценным открытием, которое уже улучшает корпоративный e-learning в банке, где я сейчас внедряю и развиваю СДО. И потому я хочу выразить благодарность моим академическим коллегам, которые приоткрыли завесу вузовского e-learning, а также поблагодарить корпоративных коллег, которые также дали мне очень много для развития. Кстати, некоторые из коллег представляют оба сектора e-learning, с кем-то я знакома лично, с кем-то - не знакома, но читаю блоги, смотрю вебинары, отслеживаю в твиттере или фейсбуке.

Елена Тихомирова
Владимир Николаевич Кухаренко 
Алексей Корольков 
Иван Травкин

Спасибо вам за то, что пишете, рассказываете, показываете, проводите вебинары и открытые курсы, делитесь своим опытом, удивляете и вдохновляете!

MoodleMoot Ukraine 2013


Вчера стартовала первая всеукраинская конференция MoodleMoot Ukraine 2013.

Мне посчастливилось быть на первом дне конференции, лично познакомиться с Владимиром Николаевичем Кухаренко, послушать несколько очень интересных докладов и дискуссий.

В целом конференция проходит в очном и дистанционном форматах (обсуждение докладов на сайте конференции http://2013.moodlemoot.in.ua/). Видео-записи докладов обещают выставить на сайте, там же есть основные тезисы. Можно зарегистрироваться или использовать гостевой вход

Подробнее о других конференциях в мире можно прочитать тут. В Украине такое событие впервые. 


В первый день MoodleMoot Ukraine 2013 обсуждали использование облачных технологий, положение про дистанционное обучение в Украине (принято 25 апреля 2013 г, детали можно почитать в блоге Константина Бугайчука), открытые дистанционные курсы, вопросы аттестации электронных учебных курсов и многое другое. Очень интересные дискуссии разгорелись после обсуждения положения про ДО и доклада об аттестации. В докладе об открытых курсах отмечено, что наша аудитория слушателей пока еще не готова к формату MOOC, т.к. он требует не только самоорганизации и мотивации, но и других важных качеств. Это касается создания и поддержания персональной учебной сети, а также умения пользоваться социальными и другими сервисами для поиска нужной информации.

Некоторые тезисы конференции, которыми хочу поделиться:
  • Поддержка курса (его сопровождение тьютором) - это не менее важная часть работы, чем затраты ресурсов на его создание 
  • Мотивация тех, кто пишет и тех, кто изучает курсы - общая задача в корпоративном, и в академическом секторе. Мы ближе, чем кажется
  • В e-learning быть самодостаточными и не смотреть, как развивается обучение в др. организациях - рискованно.
  • Интернет не такой доступный, как нам кажется. Только благодаря поиску найти нужную информацию сложно.
  • Проблема открытых курсов - мало кто хочет что-то создавать, большинство хотят понаблюдать и установить связи.