Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?

Мне нравится, когда люди сами делают записи, “ловят” идеи, осмысливают услышанное и увиденное на конференциях, вебинарах. После своих выступлений я всегда стараюсь перенести информацию из записи вебинара или мероприятия в обычный текст. Потому, что не верю в то, что это пересматривают. А мне хотелось бы, чтобы знания не пропали в архивах записей и папках с презентациями. Чтобы их можно было, по крайней мере, легко найти через поиск в сети. Вероятно, потому мне так близка идея сообществ: объединение единомышленников, развитие отрасли, генерация идей, сбор лучших практик, обучение новичков, использование опыта экспертов, построения базы знаний, самообучение.
Для панельной дискуссии на ELForum 2017 я подготовила много информации на редкую тему о профессиональных сообществах. Что-то осталось за кадром, потому что не поместилось в часовой формат. Что-то осталось в записи, к которой не у всех есть доступ. Поэтому здесь хочу рассмотреть следующие вопросы:
  • Кого объединяют профессиональные сообщества и с какой целью?
  • Чем профессиональное сообщество отличается от группы по интересам или социальной сети?
  • Чем формальное проф.сообщество отличается от неформального?
  • Как сочетать онлайн и оффлайн активности в работе сообщества?
  • Какой должна быть площадка для онлайн-работы сообщества?
  • Как обсуждаются вопросы внутри сообщества онлайн и оффлайн?
  • Что является продуктом деятельности профессионального сообщества?
  • Как и кого привлекать в профессиональное сообщество?
  • Какие задачи составляют регулярную деятельность сообщества?
  • Сколько времени модератор сообщества может выделить на поддержание активности его участников?
  • Как мотивировать участников сообщества проявлять активность?
  • Способы вовлечения и удержания внимания участников проф.сообщества
  • Какие роли могут быть у участников профессионального сообщества?
  • Нужно ли регулировать деятельность проф.сообщества?
  • Почему развиваются и почему исчезают проф.сообщества?
Если нужно найти ответ на какой-то вопрос из этого списка и нет времени читать весь пост, идите сюда: https://etutorium.ru/blog/professionalnye-soobshhestva-onlajn-obucheniya


Я занимаюсь профессиональными сообществами 7 лет. Училась по “хлебным крошкам” в сети, так как не было возможности следовать за каким-то экспертом в этой теме или пройти структурированный курс обучения.
В этой статье предлагаю вам готовую “сдобную булочку”, которая родилась из поисков в сети и моего опыта работы с профессиональными сообществами.

Мой опыт в профессиональных сообществах

Первое внутреннее проф.сообщество разработчиков электронных курсов было образовано в банке в 2011 году. Даже не помню, было ли у меня такое задание или просто хотелось объединить 200 человек единой целью и окунуть в атмосферу e-learning. У нас были внутренние ресурсы, вебинары, курсы, а также внешняя страница корпоративного университета на Facebook. Она еще сохранилась, хотя ее давно никто не ведет.
Второе проф.сообщество специалистов по онлайн-обучению E-learning PRO в 2012 году мне предложила модерировать Елена Тихомирова. C этого момента я всерьез увлеклась темой профессиональных сообществ и стала осваивать этот инструмент. Именно благодаря e-learning PRO — крупнейшему российскому проф.сообществу, я приобрела базовые знания в этой теме. Вы наверняка слышали об этом сообществе.
Третье проф.сообщество родилось в 2015 году. Им стал украинский Corporate e-learning club, в котором я выступила одним из основателей. К этому времени украинский рынок онлайн-обучения начал потихоньку развиваться, и появилась потребность в площадке для взаимодействия с коллегами. Мы основали клуб, у которого появился свой портал для проведения вебинаров, закрытая группа на Facebook и блог. Стали регулярно проводить в Киеве очные мероприятия для участников клуба, чем и продолжаем заниматься.
И четвертое проф.сообщество, которым я решила завершить свою карьеру менеджера и модератора подобных объединений, это закрытая группа для e-learning экспертов Elements experts. Существует она с осени 2017 года и объединяет экспертов корпоративного онлайн-обучения.
На сегодняшний день я остаюсь сооснователем украинского профессионального сообщества e-learning специалистов. И в меру своего ресурса буду принимать участие в работе закрытой группы Corporate e-learning club на Facebook. Но уже подошла к этапу, когда хочется передать накопленные знания и опыт.
В этой статье я отвечу на основные вопросы, которые возникают у основателей и модераторов профессиональных сообществ. Поехали!

Кого объединяют профессиональные сообщества и с какой целью?

”Профессиональное сообщество — это группа людей, увлеченных своим делом. Эти люди создают вокруг себя среду, благоприятную для развития в выбранной деятельности. Например, у вас есть отличный фильм, но вам хочется посмотреть его не в одиночестве, а в компании друзей. Тех, которые разделяют ваше увлечение этим жанром и восхищение актерами. Тех, с кем вам интересно было бы обсудить сценарий и поспорить о том, что будет в продолжении. Тех, с кем вам хотелось бы разделить корзину попкорна и приятный воскресный вечер. У настоящего сообщества должна быть “душа” — люди, которые “горят” этой темой!”
Украинское проф.сообщество образовалось из группы людей, влюбленных в онлайн-обучение, разрабатывающих курсы и развивающих LMS. В 2015 году вместе с Валерием Задавысвичкой мы основали Corporate e-learning club. И на этом примере расскажу, как и почему это произошло.
Нам хотелось объединить корпоративных e-learning специалистов единой площадкой для общения, проводить для них мероприятия и способствовать развитию e-learning в Украине. Мы поставили акцент на реальную практику в корпоративном электронном обучении. Нашими задачами стало обучение e-learning специалистов, организация общения с экспертами через очные мероприятия и обмен опытом в закрытой группе.

Причинами возникновения Corporate e-learning club стала возникшая на рынке потребность в поиске и ориентире в профессиональных знаниях, в обмене опытом, в развитии. В 2015 году в Украине было мало очных мероприятий для e-learning-специалистов и не было единой площадки для взаимодействия. При этом происходило активное развитие e-learning индустрии: появлялись эксперты, у которых была потребность делиться накопленным опытом. У нас, основателей клуба, было желание создать среду для развития специалистов, ведь для нашей профессии не существовало последовательных программ обучения.

На своем опыте я ощутила, что поддержание активной деятельности сообщества длительное время — более сложная задача, чем его основание. Сейчас есть множество инструментов для онлайн и оффлайн активности, которые дадут быстрый старт. Например, недавно российские коллеги создали e-learning сообщество в Telegram. Оно буквально за несколько недель набрало более 300 участников и пользуется популярностью. Я пока наблюдаю за его деятельностью и удивляюсь тому, как они “выживают” в этой невероятной активности в рамках одного чата. Мне будет интересно узнать, каким станет это сообщество, рожденное месяц назад, через год или два. Какие инструменты оно будет использовать.
Кстати, Corporate e-learning club вот уже три года развивается на чистом энтузиазме людей, влюбленных в онлайн-обучение. И я хотела бы поблагодарить всех друзей и коллег, которые вкладывают свое время и ресурсы на развитие украинского проф сообщества e-learning специалистов. Спасибо вам за поддержку!

Чем профессиональное сообщество отличается от группы по интересам или социальной сети?

Профессиональное сообщество может развиться из группы по интересами или социальной сети. А также из команды, работающей над общим проектом. Или туристического клуба. Из чего угодно. Только для этого нужно не просто объединиться с определенной целью. Не только привлечь экспертов. Но и планомерно развиваться.
Пример профессионального сообщества не из e-learning сферы: клуб фотографов в Днепре, который вырос из клуба по интересам в профессиональное сообщество. Я там проходила обучение несколько лет назад. У нас были живые лекции в виде презентаций с практическими занятиями. Все мы вели конспекты, так как в презентации были лишь идеи или фотографии, а все самое ценное было в словах преподавателя — фотографа, который передавал нам свой опыт. В программе обучения были консультации с нашим преподавателем, выездные фотосъемки и неформальные чаепития с демонстрациями достижений участников клуба. Обучение завершилось торжественным вручением сертификатов, но каждый из нас остался участником этого сообщества. Позднее у фотоклуба появился сайт, профессиональные статьи, группа на Facebook. И, что самое важное, у фотоклуба был и есть основатель — “душа” профессионального сообщества и его главный представитель для всех участников.

Чем формальное проф.сообщество отличается от неформального?

Если есть только некие рамки, которые направляют деятельность сообщества, то внутри них может функционировать самоорганизованная система. Даже неформальное сообщество может иметь границы.
Бывает так, что изначально сообщество организовано формально (компанией), а участники приглашены добровольно-настоятельно. Тогда на начальных этапах развития можно наблюдать низкую активность участников. Пока не проявятся творцы и активисты. Пока наладится атмосфера доверия. Возможно, первые совместные мероприятия растопят лед.
И неформальные и формальные сообщества могут быть одинаково эффективны, если соблюдать баланс правил и внутренних ценностей. Тут многое зависит от уровня доверия между участниками и полезности работы сообщества.

Как сочетать онлайн и оффлайн активности в работе сообщества?

Профессиональные сообщества существовали ранее, и, конечно, использовали они только активности вживую. Люди могли собираться у кого-то дома для посиделок книжного клуба. А сейчас появились целые социальные сети для любителей чтения.
Современные сообщества часто используют смешанный формат. И по моему опыту он эффективнее, чем исключение общения вживую. Да, можно и полностью уйти в онлайн. Но очные встречи выступают своего рода связующей атмосферой для всех участников сообщества, стимулируют онлайн коммуникации и обмен опытом, повышают уровень доверия в группе. Например, конференция это тоже community, в рамках которого из года в год собираются одни и теже люди.

“Оффлайн активности хороши для сплочения команды, совместных планов, празднований. Онлайн активности подойдут для кропотливой деятельности по аккумуляции знаний, накопленного участниками опыт, который нужно систематизировать и формализовать.“

Любой инструмент, который используется для работы профессионального сообщества, будет иметь свои “плюсы” и “минусы”. Например, в группе Facebook можно отфильтровать состав сообщества через рассмотрение заявок на участие и обсудить вопросы с помощью форума или опросника. И, в тоже время как база знаний этот инструмент неудобен, так как сложно искать, нельзя разбить по категориям те же форумы с вопросами.
В мессенджерах типа Viber, Telegram хорошо обсудить конкретную тему или организовать еженедельный дайджест новостей. Но использовать мессенджер по аналогии с группой в Facebook и разнообразными темами в одном чате — очень неудобно. Необходимо придумывать способы модерации контента и управления участниками. Родительские чаты для садиков и школ в Viber — пример использования мессенджера как инструмента, в котором нет оговоренных правил и назначенного модератора. Какой хаос там возникает — знает каждый родитель.

Какой должна быть площадка для онлайн-работы сообщества?

Обычно у проф.сообщества есть основной ресурс или несколько ресурсов для своей деятельности. Главное требование — простота и удобство как для участника, так и для администратора (модератора).
Что важно участнику:
  • просто пройти регистрацию,
  • быстро что-то найти в ресурсах сообщества,
  • самостоятельно загрузить материалы,
  • задать вопросы или прокомментировать,
  • поделиться новостями и публикациями,
  • создать обсуждения в формате комментариев или форума,
  • подписаться на уведомления,
  • быть в курсе, какие мероприятия проводятся в сообществе.
Стать частью профессионального сообщества для участника — значит, получить возможности для личного управления знаниями и обмена опытом. Вот на эти 2 задачи и должен быть рассчитан сервис онлайн-активностей сообщества.
Что важно модератору:
  • организовать определенную активность для привлечения новых участников и поддержания интереса существующих,
  • проанализировать статистику для повышения эффективности работы сообщества,
  • интересно представить результаты работы для дальнейшего развития проф.сообщества.
В Corporate e-learning club для работы проф.сообщества мы используем такие ресурсы:

>> https://www.youtube.com/channel/UCJ2dUYYRpqPSl9GWf64XLPQ

Как обсуждаются вопросы внутри сообщества онлайн и оффлайн?

В онлайн формате собирают мнения участников в виде комментариев или с помощью голосования. Происходит это через форумы на сайтах, в соц.сетях или через мессенджеры. Типичные вопросы для нашей сферы: “где найти тренинги по педагогическому дизайну” или “как упростить контекстное меню в этом электронном курсе”.
Может обсуждаться конкретный кейс, книга, новость или мероприятие. Профессиональные сообщества — это отличный вариант для краудсорсинга (решения задач с использованием ресурса толпы (коллективного обсуждения и поиска оптимального решения).
Обсуждение — не самоцель. Даже если тот, кто задал вопрос, получил свой ответ или пул ответов, профессиональное сообщество проделывает дальнейшую работу с полученным контентом:
  • переводит дискуссии из форумов в базу знаний, если они содержат ответы на наиболее часто задаваемые вопросы или могут стать основой для инструкций, советов,
  • формирует лучшие практики,
  • проводит дополнительное исследование, если вопрос не получил ответ или комментарии спорные.
В этом плане инструмент закрытой группы не самый удобный. Обсудить и проанализировать можно, а вот сохранить информацию нужно там, где ее будет удобно найти. Мы в клубе используем Блоггер и Учебный портал. На первом статьи, на втором — записи вебинаров.
Оффлайн обсуждение может происходить в формате конференций (доклад — вопросы, мозговой штурм, дискуссия, соревнования с целью доказать свою точку зрения), кулуарные посиделки в кафе, завтраки. Последние варианты подходят для более опытных участников проф.сообщества, первые — для новичков.

Что является продуктом деятельности профессионального сообщества?

Продукт сообщества — это полезные результаты его деятельности: мероприятия, активности, наполнение и развитие базы знаний. Возможно, даже защита интересов участников в государственных органах, участие в законопроектах. Во внутреннем или проектном сообществе это может быть решение конкретной задачи, создание базы практик или ТОП-100 советов.
Например, в украинском профессиональном сообществе могу выделить такие наши продукты и достижения:
Можно считать количество вопросов, скорость получения ответов, количество форумов, которые были переведены в базу знаний, количество экспертов и созданного проф.сообществом уникального контента.
Будет логично, если следующим этапом развития нашего проф.сообщества станет переход от базы знаний в Blogger и Facebook к синхронизации всех материалов все на учебном портале. Так, чтобы сами участники могли оценивать и наполнять базу знаний.

>> http://elearncorpua.blogspot.com/2016/12/corporate-e-learning-club-2016.html

Как и кого привлекать в профессиональное сообщество?

“Привлекать участников не так сложно, как удерживать. Генерируя полезный контент, профессиональное сообщество зарабатывает авторитет. Репутация, регулярная активность и отзывы участников привлекают новичков. “
А вот для того, чтобы удержать актив сообщества, важно демонстрировать значимость вклада этих людей. Например, дать возможность пообщаться с людьми своего уровня профессионализма, передать накопленный опыт новичкам. Таким людям не нужны мотиваторы в виде пряников или уловок для привлечения. Гораздо больше внимания они увидят через профили экспертов (подтверждение навыков экспертов по аналогии с LinkedIn). Также это могут быть встречи в узком кругу, закрытые группы и чаты в мессенджерах.
“Мне нравится идея мотивации через истории успеха. 
Думаю, многим активистам и экспертам приятно рассказать о своих достижениях. Новичкам будет интересно прийти в сообщество, если они увидят схожие мнения и ценности, впечатлятся успешными историями, “заразятся” увлечением этой темой.“

Какие задачи составляют регулярную деятельность сообщества?

Львиная доля ответственности за сохранение активности в рамках группы лежит на плечах администратора (он же организатор, модератор):
  • быстро обрабатывать заявки от новых участников, в течение того же дня или быстрее,
  • тщательно и грамотно модерировать форумы один-два раза в день,
  • сохранять регулярную активность работы проф.сообщества благодаря качественному контенту,
  • переводить результаты деятельности проф.сообщества в элементы базы знаний.
Сейчас набирает популярность тема курирования онлайн-контента. Это очень полезный навык для модератора сообщества. Он заключается в умении искать и структурировать актуальную информации, прорисовывать траектории обучения, отфильтровывать релевантные данные от сетевого “мусора”.

>> http://elearnlmp.blogspot.com/2017/10/20-e-learning.html

Сколько времени модератор сообщества может выделить на поддержание активности его участников?

Если у вас всего 10 минут в день:

  • анализируйте статистику по контенту и авторам постов,
  • один раз в неделю общайтесь с одним из активистов и благодарите,
  • один раз в неделю запускайте дискуссию и просите об этом участников.

Если можете выделить 1 час в день:

  • анализируйте что ищут люди, изучайте тренды и пики,
  • определите 10 самых активных участников и регулярно поддерживайте с ними отношения,
  • составьте расписание публикаций и индивидуально приглашайте участников в дискуссии.

Если 100% своего времени вы посвящайте проф.сообществу:

  • проводите регулярные опросы в группе и лично,
  • организуйте очные/онлайн мероприятия и встречайтесь с экспертами лично,
  • составляйте план активностей на месяц и постепенно уходите “в тень” для того, чтобы основной вклад делали участники.
Эту информацию я нашла в группе Управление знаниями в Украине.

Как мотивировать участников сообщества проявлять активность?

На успех профессионального сообщества влияют 2 фактора: вовлеченные люди и спрос на тему. Например, в нашем случае, рынок растет — растет потребность в e-learning специалистах, которым нужна среда для профессионального развития.
Среди вовлеченных людей можно выделить организаторов, активистов и фолловеров, которые следуют за первыми двумя.
Организаторы вкладывают свои ресурсы, в том числе, денежные, для того, чтобы спланировать и провести очные встречи, распечатать полезные материалы, оплатить хостинг ресурсов. Активисты (участники и партнеры профессионального сообщества) поддерживают регулярную деятельность сообщества. Фолловеры комментируют, коллекционируют, расшаривают мероприятия и публикации.
Организаторы и активисты — те, кто генерирует полезный контент и задает темп активности профессионального сообщества. Фолловеры — те, кто оценивает этот контент и своими реакциями, комментариями дает ему дальнейшее развитие.

Способы вовлечения и удержания внимания участников проф.сообщества:

  • разнообразие и актуальность тем,
  • сбор обратной связи, опросы, анкеты,
  • различные форматы подачи контента: текст, видео, инфографика, опрос, кейс, дискуссия,
  • создание дайджестов, новостей или ведение журнала проф.сообщества,
  • информация, которая свидетельствует о развитии рынка и спросе на специализацию участников сообщества,
  • создание рейтингов и профилей участников,
  • просьбы к участникам делать публикации,
  • поощрение полезной активности участников, проведение конкурсов,
  • проведение очных встреч, размещение релизов, фото и видео материалов,
  • немного человечности (юмор в меру, поздравления с достижениями и профессиональными праздниками),
  • личные обращения к участникам с просьбой высказать мнение по определенной теме.

>> http://elearncorpua.blogspot.com/2015/09/corporate-e-learning-ukraine.html

Периодически происходит естественное угасание интереса к некоторым темам. Тогда нужны новые подходы. Важна обратная связь: спросить участников, что им нравится и не нравится, какие активности они хотели бы видеть.

Какие роли могут быть у участников профессионального сообщества?

В сообществе есть организатор, который поддерживает основную стратегию существования этой группы. Иногда может быть еще модератор, который рассматривает заявки на вступление, модерирует контент, задает тон дискуссиям. Последний вариант нужен для групп, в которых активность выше, чем может поддержать организатор (основатель) своими ресурсами. Остальные роли распределены между участниками.
Когда я начинала заниматься проф.сообществами, меня удивляло то, что среди большого количества участников так мало активистов. Позднее наткнулась на интересные цифры про распределение участников:
  • Творцы 5%
  • Критики 10%
  • Коллекционеры 15%
  • Наблюдатели 50%
  • Неактивные 20%
То есть 50% наблюдателей в проф.сообществе — обычная ситуация. И 5% творцов — тоже. В другой классификации можно было бы выделить:
  • новичков и профи,
  • открытых к знаниям и скептиков,
  • оптимистов и хорошо информированных реалистов,
  • тех, кто готов вести за собой, и тех, кто ждет, пока другие объявят какую-то тусовку, чтобы прийти и поучаствовать.
В зависимости от профиля сообщества можно создать свою собственную ролевую модель.

>> https://www.facebook.com/groups/836080346468669/permalink/1513673465376017/

Нужно ли регулировать деятельность проф.сообщества?

Профессиональное сообщество нуждается в регулировании своей работы в таких моментах:
  • направление деятельности и внутренние ценности (задать тон публикаций, показать примеры дискуссии, пояснить правила, поддержать диалог для стимулирования активности),
  • отношение к рекламе (чтобы не превратить проф.сообщество в доску для объявлений),
  • исключение троллинга, то есть появления людей, которые ведут себя неконструктивно.
Наш Corporate e-learning club закрытый: все запросы на вступление рассматриваются администратором закрытой группы. Возможно, поэтому у нас не возникало проблем с троллями. В другом проф.сообществе мне приходилось бороться с троллингом и флудом. Редко когда человек исправлял свое поведение в дискуссиях. Либо в итоге он снижал свою активность в сообществе, либо был удален из числа участников.
Следует отличать троллинг и флуд от критики. Последнее — важно. Дискуссии с критическими комментариями и непохожими мнениями сложнее модерируются, но гораздо активнее читаются. И могут привести в итоге к интересным результатам.

Почему развиваются и почему исчезают проф.сообщества?

Профессиональное сообщество будет работать до тех пор, пока есть потребность в его существовании у специалистов и рынка. Сейчас уже нет смысла собирать уникальные знания. Нужно генерировать новые знания на основе полученного опыта и переводить их в реальные проекты. Если сообщество способно поддерживать эту генерацию, распространение знаний и их дальнейшее использование участниками, то оно будет существовать.
Еще могут быть факторы успешности, связанные с выгодами для самого участника:
  • быстрый поиск работы и поиск людей с общим интересами для совместных проектов,
  • развитие личного бренда и бренда компании,
  • состояние потока, когда движение сообщества несёт за собой.
Я думаю, что настоящие сообщества не исчезают, а перерождаются. Они становятся базой знаний, основой для нового проекта или новой команды из числа участников. В любом случае, находясь внутри сообщества, используйте его ресурсы для формирования личной базы знаний и освоение навыков сетевого взаимодействия. Это полезные навыки для современного человека.
Подготовлено для eTutorium

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Что нужно знать менеджеру проекта про e-learning?

Как собрать и оформить курс: 7 уроков + методичка в pdf

Как развивается e-learning в Украине: сообщества, провайдеры, эксперты, проекты, блоги, инструменты, мероприятия и тренды