Пятая неформальная встреча группы Corporate e-learning Ukraine или куда будет развиваться e-learning в 2016 году?
17 декабря 2015 г состоялась 5-ая неформальная встреча профессиональной группы Corporate e-Learning Ukraine. На этот раз мы задавали много интересных вопросов, рассуждали о развитии отрасли электронного обучения и e-learning специалистов, обсуждали тренды этого года и планы развития на следующий год, послушали 9 докладов и провели практикум в формате фасилитации. Встреча проходила в формате коротких 10-ти минутных выступлений каждого из приглашенных экспертов.
Валерий представил результаты работы нашей группы за этот год. Думаю, мы можем смело говорить о рождении нового образовательного проекта.
Узнать детали лучше всего в презентации:
Я рассказывала о трендах в разработках слайдовых электронных курсов, которые были представлены на конкурс разработчиков. Во время оценки курсов (так как выступала в конкурсе экспертом) я параллельно постаралась выделить основные тренды и приемы. Презентацию в сети интернет разместить, к сожалению, нельзя, в связи с ограничениями на демонстрацию корпоративных курсов. Тем не менее, могу вкратце сказать о том, что в этом году многие курсы были поданы с детальным описанием целей обучения и целевой аудитории, что гораздо упрощало оценку и что говорит о повышении качества разработки. Часто курсы внутренней разработки отличаются от тех, которые сделаны провайдером. Тем не менее, в финал конкурса вышли 10 очень достойных представителей внутренней разработки. И 5 курсов, разработанных внешним провайдером. Что касается трендов, приемов, тенденций, то можно отметить активное использование персонажей, диалогов, элементов игры и соревнования, элементов визуализации и инфографики, реальных фото и видео, создание карт обучения и курсов в формате игры, шоу и даже вебинара, курсов - тренажеров и курсов-инструкций, представление информации блоками и ссылки на материалы, которые можно скачать (рабочие тетради, памятки), так же использовался разветвленный сценарий как в начале, так и далее по курсу. Что касается практической части, то достаточно часто можно было встретить кейсовые задания и развернутую обратную связь (и на верный, и на неверный ответ).
Владимир Кухаренко из Харьковского политехнического института рассказал нам о бесплатных курсах для e-learning специалистов, которые запланированы на 2016 год. Среди них есть такие темы как педагогический дизайн, экспертиза электронного курса, куратор содержания (фильтрация и анализ информации) и другие. Если вы хотите пройти обучение по какой-то из указанных тем, отслеживайте информацию в блоге спикера либо обратитесь лично. Также Владимир удивил и порадовал новостью о том, что в 2016 году в Украине появятся первые дипломированные специалисты - менеджеры e-learning. Группа сформирована из 30-ти магистров с базовым высшим образованием, которые в следующем году пройдут обучение по специальнности "менеджер e-leanring". Есть ли еще места в группе, лучше уточнить у нашего спикера.
Светлана Семенюк из компании Техноматика заметила, что из нашего обихода исчезло слово "кадры". Вместо него появились "персонал" и "человеческие ресурсы". То есть изменился подход к сотрудникам, в том числе, и в обучении. Светлана рассказала об исследовании, по результатам которого гораздо эффективнее вкладывать в развитие персонала, чем в развитие производства (в первом случае эффективность производства вырастает на 8%, во втором - на 4%). Светлана задала вопрос, сможет ли e-learning заменить все другие формы обучения? Донести знания, дать навык, проконтролировать применение - какие из этих трех задач можно эффективно выполнить с помощью e-learning? Мы, в целом, задавали достаточно много вопросов на этой встрече. И пока на многие из них нет окончательного ответа. Среди трендов нового года Светлана ожидает появления новых концептуальных электронных курсов и оригинальных дизайнерских решений.
После доклада Светланы мы обсудили, что можно проверить с помощью тестов? Пока варианта два: знание и понимание. Два уровня по таксономии Блума (вот тут очень хорошо можно вспомнить Блума, с примерами формулирования тестов под каждую из категорий). Думаю, давно назревает пост о тестировании, очень много нюансов постоянно возникают. И, скажу по секрету, мы вскоре ожидаем очень интересную публикацию по теме тестирования.
Александр Слепец из банка Форвард поделился своими планами в развитии e-learning в банке в следующем году, в том числе:
1) активное использование видео-контента с рекомендациями, что просмотреть дальше,
2) для разных целей обучения разные курсы: большие, средние, маленькие,
3) создание процесса постоянного обучения: завершение курса еще не финиш, далее идет обратная связь и рекомендации дальнейшего обучения в зависимости от того, что было пройдено,
4) big data - анализ данных в e-learning стоит вашего внимания,
5) акцент на автоматизации различных процессов,
6) дать возможность сотрудникам "лайкать" и "рекомендовать" определенные курсы.
2) для разных целей обучения разные курсы: большие, средние, маленькие,
3) создание процесса постоянного обучения: завершение курса еще не финиш, далее идет обратная связь и рекомендации дальнейшего обучения в зависимости от того, что было пройдено,
4) big data - анализ данных в e-learning стоит вашего внимания,
5) акцент на автоматизации различных процессов,
6) дать возможность сотрудникам "лайкать" и "рекомендовать" определенные курсы.
6 вещей, которые стоит внедрить в e-learning в 2016 году. Александр Слепец from Corporate_E-Learning_UA
Алексей Кривопишин из компании Техноматика рассказал об использовании шаблонов и интерактивов в разработке электронных курсов и анонсировал запуск канал обучающих роликов. Первыми будут ролики по Articulate Storyline, их уже можно посмотреть тут. Обсудили лицензии на стоковые элементы и стоимость разработки одного визуального элемента.
Татьяна Гончарова из компании IDS Aqua Servis рассказала о развитии специалиста e-learning и поделилась мыслями о том, что будет представлять будущее дистанционного обучения. Как думаете, можно ли соединить специалиста по e-learning и специалиста по внутренним коммуникациям? Что общего у этих профессий? Как использовать тренд социальных сетей в корпоративном обучении? Почему портал обучения часто замыкается только на электронных курсов?
Мы обсудили на стыке каких категорий можно увидеть дальнейшее развитие дист.форм обучения? То есть E-learning + что? Как вариант: внутренние коммуникации, бизнес-аналитика, big data, управление знаний. Что добавите?
Андрей Кубай из компании SweetRush рассказал о трендах корпоративного дистанционного обучения за рубежом. Конечно же, среди них mobile learning, gaming & gamification, актуальный вопрос основного стандарта в e-leanring (SCORM, Tin Can, CMI5 или что-то другое), дополненная реальность, образовательные стартапы (в частности? стартапы под небольшие конкретные задачи, например, внедрение в LMS элементов геймификации).
Елена Черныш из компании PG Group поделилась опытом того, как сделать мелкие курсы. Не разделы внутри курса, а именно полноценные небольшие курсы с логическим завершением. Вопрос мини-курсов особенно актуален, если учесть, что, согласно опросам, большинство пользователей хотят пройти курс до конца. Елена пояснила, что scorm-пакет позволяет сделать многомодульный пакет с отдельным оглавлением для каждого модуля. Детальное оглавление, кстати, будет способствовать тому, что пользователь не тратит время на поиск информации, а сразу по названиям в оглавлении находят то, что нужно. Елена объяснила, как сделать такой scorm пакеты для различных ПО по разработке курсов. В целом, это можно сравнить с матрешкой, каждая из которых представляет собой полноценную единицу, и в тоже время составляющую целого. Детали смотрите в презентации, так, наверное понятнее будет.
Также Елена поделилась мыслями о том, что в проф.группах и всевозможных профессиональных объединениях мы слишком много внимания уделяем развитию внутри нашей области, в данном случае e-learning, и не говорим о другие важных моментах, которые помогают развиваться профессионально. Например, о художественной литературе. Хм ... а и правда, надо бы это исправить) Елена также рассказала, что наметила для себя список художественных книг, которые хочет прочитать. Ведь чтение - это наиболее простой способ улучшить язык, стиль рассуждения и написания для того, чтобы создавать хорошие электронные курсы. А вы что будете читать в следующем году?
Также Елена поделилась мыслями о том, что в проф.группах и всевозможных профессиональных объединениях мы слишком много внимания уделяем развитию внутри нашей области, в данном случае e-learning, и не говорим о другие важных моментах, которые помогают развиваться профессионально. Например, о художественной литературе. Хм ... а и правда, надо бы это исправить) Елена также рассказала, что наметила для себя список художественных книг, которые хочет прочитать. Ведь чтение - это наиболее простой способ улучшить язык, стиль рассуждения и написания для того, чтобы создавать хорошие электронные курсы. А вы что будете читать в следующем году?
В конце мероприятия Валерий провел практикум в формате фасилитации на тему "Развитие e-leanring специалиста". Вместе мы подвели итоги наиболее важных моментов, изученных и реализованных каждым из нас в этом году. Кстати, возник небольшой спор на тему, что же такое Scrum? Об этом подходе в разработке эл. курсов можно посмотреть и послушать тут, а также заглянуть в Википедию. И также наметили планы на будущее. Кстати, в 2016 году, достаточно много планов начиналось с "внедрить" и "реализовать". Такая нацеленность на действие очень вдохновляет!
Спасибо, что провели с нами время на этом мероприятия. И за то, что провели с нами этот год. С вами очень интересно, дорогие спикеры и участники! Надеемся, что и вам с нами - также ) Будем благодарны за идеи, предложения и обратную связь.
P.S. До новых встреч и с наступающим новым 2016 годом, друзья!
Желаем вам легкости и вдохновения во всех ваших проектах!
основатели Corporate e-learning Ukraine