Ошибки при внедрении корпоративного e-learning
Основные критические моменты при внедрении электронного обучения.
Ошибка 2. Сотрудники не готовы к новому формату обучения
Ошибка 1.
Компания не готова к внедрению e-learning (СДО, LMS)
Как выглядит:
- идея внедрения
e-learning пришла от HR без согласования со стратегиями развития компании
- топ-менеджеры не
понимаю, зачем купили СДО и что там происходит
- бизнес не понимает,
какое отношение они имеют к СДО
- руководители не хотят
принимать участие в формировании программ обучения и контроле результатов
- курсы внутри компании
создают хаотично, без стандартов и ответственных
- система похожа на
запыленную библиотеку, а не на базу знаний
Как исправить:
- заручиться поддержкой
топ-менеджмента до внедрения
- запустить пилотный
проект, желательно на подразделении, сотрудники которого будут активными
пользователями СДО
- наладить тесную
взаимосвязь с бизнесом
- показать руководителям
выгоду и удобство от использования СДО
- изначально разработать
стратегию внедрения СДО, учитывая корпоративную культуру и существующую систему
обучения
Ошибка 2. Сотрудники не готовы к новому формату обучения
Как выглядит:
- сотрудникам, которые
привыкли к тренингам, навязывается незнакомый дистанционный формат
- у пользователей СДО
отсутствует мотивация, возникает сопротивление изменениям, иногда не хватает
знаний для обучения в дист.формате
- сотрудников впервые
заставляют обучаться самостоятельно без тренера и группы
- обучающий материал не
интересен, не практичен, перегружен
- бойкотирование, обучение
"для галочки", негативное отношение к обучению
Как исправить:
- подготовить морально
(реклама, пояснения, анонсы) и технически (как пользоваться, кому задавать
вопросы, что если я не сдал, сделать мини-инструкции, ответы на наиболее часто
задаваемые вопросы)
- показать хорошие
примеры (отзывы сотрудников, которые проходили ранее какие-то эл.курсы,
вебинары, еще лучше - отзывы топов, которые учились онлайн)
- формировать программы
обучения на основе функционала сотрудника
- создавать культуру
обучения, самообучения и развития
Ошибка
3. Не проведен тщательный анализ провайдера
Как выглядит:
- компания не понимает,
почему провайдер задерживает сроки настройки СДО, а провайдер не понимает, как
вам эту СДО надо настроить
- не четко прописанное
тех.задание
- не проанализированы
возможности помодульного внедрения СДО
- вместо с СДО куплено
все и сразу и никто не понимает, что с этим делать
- после настройки СДО
выглядит совсем не так, как должно было быть
- просто или компания и
провайдер друг другу не подходит или они не договорились в самом начале о том,
как будут сотрудничать
Как исправить:
- задавать провайдеру
правильные вопросы, много вопросов, анализировать ответы (работали в похожей
ситуации, а можем сейчас только модуль тестирования настроить, какие сроки
оказания тех.поддержки, какие тех требования к рабочему месту пользователя СДО
и т.д.)
- договориться о
правилах взаимодействия
- совместно разработать
техническое задание, в котором и компания, и провайдер понимают прописанные
шаги для внедрения и развития
- внимательно
ознакомиться с основным функционалом СДО, какие модули, какие возможности,
форматы закачки курсов, выгрузки данных, визаулизация, удобство формирования
программ обучения, связь с системами учета персонала, построение дерева
орг.структуры компании и т.д. в зависимости от ваших требований к СДО
Ошибка
4. Не рассчитаны необходимые ИТ-ресурсы
Как выглядит:
- СДО плохо загружается,
нет бэкапов, некому поддерживать ее на стороне ИТ в компании
- в неожиданный момент
заканчивается место для хранения обучающего контента или заканчивается
оперативная память для обработки, допустим, большой выборки статистики
- никогда не знаешь, как
и у кого будет отображаться электронный курс (не стандартизировано рабочее
место пользователя)
Как исправить:
- подружиться с направлением ИТ в вашей компании и
плотно обсудить, какие ИТ-ресурсы они могут дать для поддержки проекта, в т.ч.
дадут ли администратора, за которым четко закрепятся функции поддержки СДО
- узнать у провайдера,
какие у них условия и цены на то, чтобы использовать их ресурс. Возможно, проще
это будет организовать вне компании (если опять же позволит направление
безопасности, с которым тоже надо пойти подружиться)
- предусмотреть правила
разработки обучающего контента, которые могут влиять на скорость загрузки и
отображения, а также на место для хранения контента (например, указать
допустимые форматы и размеры для фото, видео-файлов)
Ошибка
5. Заставлять изучать то, что не нужно в работе
Как выглядит:
- реакция похожа на ту,
которая возникает при внедрении СДО для неподготовленных сотрудников:
демотивация, протест, непонимание, нежелание проходить курсы
- обучающие материалы и
программы, назначенные сотрудникам, не согласованы с подразделением, в котором
работают эти сотрудники
- не согласовано время
обучения (приходится изучать продукт, который еще не внедрен или материал,
который сотрудник уже знает)
Как исправить:
- анализировать целевую
аудиторию учебного контента ДО разработки курс
- проводить пилотный
запуск курса
- проводить анализ
функционала сотрудника
- делать курсы отдельно
для новичков и более опытных сотрудников
- согласовывать
программы обучения в руководителями сотрудников (например, программы кассиров
согласовать с направлением розничного бизнеса)
- не перегружать тем,
что "тоже не помешает", если это не надо в работе
- помнить о том, что
часто единственная мотивация на изучение курса у сотрудника - это найти там то,
что упростить/ускорит его работу
Ошибка
6. Не давать и не получать обратную связь
Как выглядит:
- сотрудники
(пользователи СДО) не имеют возможности рассказать о том, что им понравилось
(или чаще не понравилось) в курсе или на портале обучения. Если понравилось, то
вроде бы все ок. НО ведь это знает только сотрудник, а менеджер СДО не в курсе
- менеджер СДО не
владеет информацией о том, на сколько удобны. интересны, полезны, практичны
курсы с точки зрения конечного пользователя - сотрудника, учащегося
- не используются
возможности для совершенствования СДО
- портал обучения не
удобен, но время идет, а ничего не меняется
Как исправить:
- сделать анкеты обратной связи после курса, теста,
вебинара
- сделать анкеты/опросы
для оценки юзабилити портала обучения
- спрашивать!
сотрудников - о том, какие темы/книги им интересны, рук-лей - о том, чему нужно
обучить их сотрудников, топ-менеджеров - о том, какую системную информацию про
СДО они хотят видеть
- учитывать то, что
большинство людей привыкли учиться в группах и с преподавателем и получать
быструю обратную связь, а в СДО они часто не получают никакую и не имеют
возможности оставить свой комментарий
Ошибка
7. Забыть о PR-поддержке проекта
Как выглядит:
- СДО похожа на
затерянный город, о котором знают лишь избранные либо наказанные за плохое
обучение
- менеджер проекта и
разработчики курсов изо всех сил стараются сделать портал интересным, наполнить
его множеством обучающего контента, но информация об этом известно только им
самим
- прохождение курсов и
тестов связано лишь с обязательными приказами
- корпоративная газета
читается гораздо активнее, чем новости на портале обучения и т.д.
Как исправить:
- удивлять (трейлер курса, новая оригинальная книга)
- информировать
(рассылки, анонсы, красиво, визуализированно, кратко)
- использовать различные
ресурсы для того, чтобы рассказать про СДО
- устраивать
соревнования (рейтинги, лидеры, бейджи)
- награждать, хвалить,
писать о лучших учащихся
- почему бы не
поздравить с успешным завершением программы обучения и не сделать электронный
сертификат?
Ошибка
8. Забыть об оценке эффективности обучения
Как выглядит:
- сложно ответить на
вопрос, сэкономили ли в компании бюджет за счет внедрения дист.форм обучения
- оценка результатов
обучения не идет дальше, чем кол-во баллов за тест
- в компании существуют
сомнения в отношении эффективности электронных курсов, тестов, вебинаров.
- нет анализируется
статистика обучения в разрезе групп должностей, подразделений, стажа работы
сотрудников
- отсутствует сводный
анализ по СДО: кол-во обучающего контента, динамика обучения, кол-во учащихся,
успеваемость, затраты на обучение
Как исправить:
- начать с курсов, в которых можно измерить ошибки до и
после проведения обучения (например, ошибки при заполнении некого полиса при
работе в ПК)
- изначально узнать о
возможностях СДО в плане сбора, анализа и визуализации статистических данных
- планировать бюждет на
развитие СДО: закупка курсов, расширение ИТ-мощностей, расширение штата
сотрудников обучающего центра
- сравнивать затраты на очное (з/п тренеров,
командировки, конференц-сервис, распечатка презентаций) и
дистанционное обучение (з/п участников проекта, стоимость разработки контента и
поддержания СДО)
- оценивать расширение
аудиторию учащихся за счет внедрения СДО