Непопулярный корпоративный e-learning
Когда приглашают выступать на
конференциях, я сейчас не знаю, о чем рассказать. Чтобы полезно. Чтобы новое.
Чтобы тренд, но реальный, а не дань моде. Многие темы и так уже давно обсудили
на самых разных мероприятиях, написали об этом книги, наполнили блоги и провели
вебинары. К этому есть доступ.
Что особенного тогда можно дать в выступлении.
Того, чего не найти в сети интернет. Свой взгляд, что-то проанализировать,
сравнить, структурировать, вдохновить на что-то. А с этим сложнее, чем с
актуальными темами.
Стоит включить в название темы слово "мобильный",
сразу большая заинтересованность. Тоже самое с "база знаний",
"видео-контент", "микрообучение",
"интерактивность", "юзабилити".
Я бы говорила о непопулярных подходах в
корпоративном обучении:
- вместо попыток искать мотивацию, надо
уволить тех, кто не хочет учиться и не принимать на работу неспособных к развитию, пусть заранее обретут этот навык, потом приходят работать,
- вместо внедрения крутых фишек типа
геймификации, надо дать качественный простой быстрый удобоваримый контент, а
еще лучше, научить самому искать этот контент,
- вместо проверок "списывания" тестов, надо организовать обучение, результаты которого будут проверяться
в деятельности сотрудника, а другого обучения не проводить, для
общего развития и повышения лояльности к компании ничего не проводить; это надо
воспитывать на примерах топов и взращивать культуру самообучения,
- вместо вкладывания денег в
визуализацию и юзабилити учебного портала с целью привлечь на него сотрудников,
вкладывать усилия в полезный контент, за которым они сами придут, без спам-рассылок и
pr-тиззеров, и научиться анализировать много-много цифр из статистики портала.
В корпоративном e-learning столько сил
вкладывается в то, чтобы переучить тех, кто не хочет переучиваться. Чтобы замотивировать учиться тех, кто не хочет потратить на это свое время.
Или представляю картину: прихожу я в
компанию на собеседование на позицию менеджера e-learning проекта.
Меня спрашивают: "Как вы будете
мотивировать сотрудников учиться в СДО?"
Я отвечаю: "Проанализируем, кто не
учится, почему, и заменим этих людей через увольнение"...
...
Мне говорят: "Но вдруг им материал
в СДО не нравится, неактуальный, некрасивый".
Я поясняю: "А материал мы
предварительно проанализируем, удалим все несоответствующее требованиям функций
сотрудника и правилам пед дизайна и создадим новый, нужен штат для разработки
или бюджет на курсы"
...
Мне говорят: "Что вы, какой штат, у
нас по штату один специалист на СДО" ..
И мне захочется ответить, о каком тогда
качестве обучения можем мы говорить.
Но скорей всего на этом собеседование
завершится. Не в мою пользу.
А может, они тоже захотят взглянуть на корпоративное обучение с другой стороны? Со стороны самих людей, их желания учиться и получать те знания, которые действительно необходимы им. И на основании этого создавать культуру самообучения. Среди тех, кто готов стать частью этой культуры.
Корпоративное обучение без кнутов и приказов, без обязательной программы и нормативов, без необходимости выдумывать мотивационные "фишки"...