Инсайты ELFORUM 2017 Киев

Поделюсь идеями из тех докладов, которые мне больше всего запомнились по итогам просмотра записей конференции. На самом мероприятии я тоже была, но в роли спикера и успела только за кулисами пообщаться.


Обратите внимание на кейс Новой почты - хороший пример продуманного корпоративного проекта онлайн-обучения. И не пропустите идеи из доклада Виктории Олешко про управление знаниями с опорой на зарубежный опыт. У этой темы, на мой взгляд, будет значительное развитие в ближайшее время.


На конференции много говорили о различных ошибках в разработке контента и при внедрении проектов. О том, как их избегать и какой опыт получили те, кто уже наступил на “грабли”. Мне понравились дискуссии экспертов. Вначале я ловила смысл: какие у этих людей есть ответы на актуальные для меня вопросы. А потом стала смотреть глубже: о чем они думают, как они думают, какие слова используют, какие темы параллельно возникают. Стало еще интереснее. Например, обе дискуссии, о геймификации и об искусственном интеллекте, перешли в тему мотивации. Попробуйте как-нибудь не просто послушать дискуссию, а проникнуть в нее, почувствовать, как она перетекает из одной темы в другую, какие идеи характерны для каждого из участников. Это новые пазлы знаний, которые создаются прямо на ваших глазах, когда эксперты обмениваются своим опытом и мнениями.


Идеи из дискуссий:
  • Мы приходим в сферу обучения с разным образованием, знаниями и умениями. И пробуем расширить свой опыт: с помощью открытых источников, традиционных учебных курсов или тренингов, общения с экспертами.
  • Обучение через общение, через действия, наблюдение, размышление, свои выводы. Это не вузовское обучение. Но классическое школьное и вузовское обучение уже все равно не отвечает вызовам нашего мира.
  • Мы учимся выстраивать индивидуальные траектории обучения, переключаясь от одного преподавателя к другому, общаясь с коллегами, консультируясь с менторами
  • Сторителлнинг прячет то, что за обучением стоит труд, это не всегда просто и легко. Полезно бегать по утрам? А бегаешь? То есть мы можем понимать, что обучение важно и нужно, но все равно не учиться. 
  • Большое значение сиюминутного результата, а не отложенного. Игры, короткое действие с быстрым результатом. В обучении тоже важно чувствовать результат после небольшого этапа проделанной работы, а не только где-то на финише.
  • Рутинные операции и декомпозиция - что могут сделать роботы: доставка контента, обратная связь, оценка. НО это много данных, хватит ли мощности компьютеров
  • Задача - бороться с ленью, прокрастинацией, выгоранием, помогать преодолевать лень. Параллельно с учебными задачами.
  • Все сервисы по обучению делают люди, способные к самообучению. И ориентируются на свой опыт, думая, что другие тоже готовы сами учиться.


Идеи из докладов


Виктория Олешко про управление знаниями
  • Если вы создаете базу знаний, предусмотрите, чтобы она не превратилась в свалку контента через несколько лет. Краудсорсинг быстрее создаст свалку. 
  • Знания стало легко найти, создать и хранить. Но информация превращается в свалки мусора и потребляет огромное количество энергет ресурсов и станет экол проблемой. Не осознаем, не видим. Глобальная проблема. Локальная проблема - в поиске информации в базе знаний. 
  • Три составляющие базы знаний: Технологии, Контент, Процессы (это то что лучше настроено у тех компаний, где классные базы знаний, не технологии делают базу классной, а процессы). 
  • Залить контент в базу знаний должно быть проще, чем отправить письмо.  Правда надо учитывать, как потом это найти. 
  • Контент от экспертов должен быть отмечен в базе знаний, должен выделяться от контента рядовых пользователей базы знаний.
  • Фейсбук -> Блог -> Эл книга  - Пример жизненного цикл знания.
  • Привлекайте маркетологов для разработки способов привлечения в базу знаний
  • Истории успеха мотивируют использовать базу знаний. История про ксерокс, 40 тыс против 90 ментов.
  • Сообщество практиков - основа базы знаний, создание, проверка и распространение знаний.
  • Задайте себе вопрос: становится ли новые знания в базе знаний частью бизнес процессов?
  • У немногих компаний есть база знаний. В основном они работают централизованно, есть краудсорсинг. Нет проф сообществ практиков!
  • Нужны разные триггеры для обновления разного типа контента, сроки разные, способы и критерии оформления в т ч на основе обратной связи. 
  • Таксономия базы знаний, должна быть похожа на логику пользователя базы, им тогда легко будет находить информацию.
  • Как вовлечь экспертов к работе в базе знаний? Ищите людей у которых есть внутренний призыв делиться знаниями, проводите встречи, подавайте пример свой, обращайтесь с просьбами, используйте геймификацию.
Елена Локтева о причинах провалов в проектах
  • Ищите компромиссы при планировании проекте. Матрица компромиссов, какие альтернатива по факторам: ресурсы (бюджет), время, функции. Один параметр неизменно. Второй согласуется. Третий принимается как получится.
  • Узнайте правила бизнеса внутри которого будет развиваться проект
  • Договоритесь о терминах проекта
  • Изучите проекты, аналогичные вашему, и анализируйте их.
  • Составь CJM Карта путешествия потребителя (англ. customer journey map, experience map)
  • Сформируйте образ решения: что за продукт,  для кого, отличие от аналогов, преимущества, какую проблему решает
Александр Орлов про обучение взрослых онлайн
  • Статистика проекта обучения менеджеров: сотрудники одинаково учатся если сами платят или компания оплачивает
  • Важно отслеживать когда спадает активность учеников в выполнении дз
  • Все допускают ошибки, но не все анализируют. Анализируйте!
  • Как выглядит учебный курс: не больше 10 минут теории, 60% практики, разная подача контента, разная учебная активность, смена фокуса внимания
  • Давайте возможность непрерывной обратной связи в процессе обучения 
  • Икеа образовательных проектов как идея: супермаркет курсов, большой выбор под разные потребности. Но был нюанс: сложность в выборе из за большого количества вариантов 
  • Как выглядит видео-курс: из моделей и подмодулей коротких видео роликов 3-10 минут логически законченных + выводы + интрига следующего видео 
  • Должно быть ощущение прогресса после каждого мини модуля
  • Онлайн курс дает в прибыли 70% продаж, записи этого курса - 30% продаж 
  • Плюсы видео формата для обучения: ставить на паузу записать мысль, промотать выступление спикера, очень важно вести тезисный конспект
  • Обучение исходя из психотипа, проф ориентации и целей, по тестам это своя инд траектория обучения
  • Людям тяжело учиться в нересурсном состоянии, на обучение приходят усталые менеджеры. Тяжело учиться впрок
  • Мало вопросов задают после самостоятельного просмотра видео курсов
  • Вместо записи живые вебинары по той же программе
  • Вред эксперта во время обучения: те кто медленно думают и пишут, не успевают подумать сами а эксперт уже начинает комментировать решение какого то кейса
  • Замена эксперта куратором фасилитатором, группа в основном работает сама (другая роль преподавателя)
Александра Гнитий о системе онлайн-обучения в компании “Новая почта”
  • Как готовились к внедрению проекта? У сотрудников все равно возниклоа сопротивление изменениям при внедрении онлайн-обучения. Не смотря на удачный пилот, пиар, предварительно готовили. И все равно три месяца сопротивления. 
  • На что влияют тесты? Результаты тестирования руководителя и его сотрудников отображаются в ежемесячном рейтинге руководителя. Для сотрудников в ежегодной аттестации, влияет на зарплату
  • Как проводят тестирование? В проверке знаний существует перекрестный контроль. Также практикуют накопительное тестирование с включением вопросов прошлых моделей, для профилактики списывания. В тестах по 10-20 вопросов. 
  • Что отображается в системе обучения? Все результаты обучения фиксируются в СДО: курсы, тесты, тренинги, вебинары, мастер классы, домашние задания.
  • Как еще используется система обучения? Помимо обучения в СДО (доработанный Moodle) делают опросы, информирование, проводят вебинары для разных рабочих целей, есть корп библиотека, статьи/рассылки и другой полезные контент для сотрудников и членов их семей, обращения руководителей компании.
  • Какой контент в СДО? Очень много контента разрабатывают. 19 курсов в месяц. Постепенно пришли к стандартам шаблонам единому стилю для курсов специалистов. 20-25 минут один курс занимает. Активно видео уроки по 5 минут. Анимированные памятки. Внешняя разработка только длительные видео. Высокая скорость разработки курсов за счёт унификации ролей.
  • Кто создает курсы? Команда разработчиков из 8-ми человек:
Рук проекта 1, коммуникации с заказчиком
Методолог (пед дизайн) 3
Дизайнер 1
Сборщик курсов (только сборка) 1
Админ СДО 1
Аналитик 1
  • Три "С" для курса: Содержание, Структура, Стиль
  • Экспресс курс: просто, минимум анимации, шаблоны, пиктограммы.
  • Лонг курс: глубокая разработка, длительно.
  • Как взаимодействуют с бизнесом? Плотная работа с заказчиком. Разработка контента идёт в отделе обучения, но методологи в команду пришли из руководителей отделений, с пониманием бизнес-процессов.
  • Отношения с Бизнесом как с внешним участником: интервью, тех задание, критерии эффективности. Например, снижение уровня увольнений и сколько обращений сотрудников по вопросам, которые не разъяснил руководитель. Это важно чтобы иметь обоснование большого штата и затрат на отдел обучения.
  • У HR есть CSA показатели качества, и там в том числе % влияния результатов обучения на бизнес.
  • Есть внутренний рейтинг методологов, разработчиков курсов, по количеству лайков от учащихся. 
  • Обучение для тех у кого нет компов идет через назначения обучения руководителю, он проводит аудиторно своих сотрудников , после чего рук вносит результаты в СДО. 
  • Моб обучение планируется. По спец смартфонами курьеры смогут учиться, сейчас разрешают вопросы с безопасностью. 
  • Когда проблема не в обучении? Пример: процесс не работает, но не потому, что люди не знали как принимать в программе посылки, а потому что не понимали, зачем делать специальную отметку в программе.
  • Обучение в рабочее или во время очень время? В рабочее. Но декабрь - мораторий на обучение из-за рабочей нагрузки сотрудников.
Кира Гусева про понятную структуру курсов


  • Структура курса помогает учиться удобно и понятно. Карта курса, иногда в реальном офисе, вместо стандартного меню: где я, что изучил, с каким результатом, что еще впереди,
  • Когда в карте курсе открываешь раздел, то там тоже нужна понятная навигация, Счетчик слайдов, чтобы снова же понять где находишься, куда идти и как вернуться к изученному. Вместо счетчика может быть шкала продвижения по разделу, по курсу. Счетчик слайдов, делать даже если нет встроенного счетчика в средстве для разработке
  • Содержание курса всегда должно быть, с отображением пройденных разделов
  • взаимосвязь: что внутри курса и как эти элементы связаны между собой (например, тестирование не откроется пока не изучу теорию, а после тестирования получу доступ к игре практике с реальными клиентами)
  • Собирать обратную связь и анализировать статистику на каком этапе обучения человек остановился, разбираться почему. 
  • претест и промежуточный тест (до и во время) помогает дать человеку именно ту часть структуры курса, которая отвечает его потребностям и имеющимся знаниям
  • Как учиться на чужих примерах: смотрите портфолио на сайте компаний-разработчиков

Александр Ларьяновский про онлайн-школу английского языка
  • Преподавателю нужно понимать своего ученика. Например, в школе Skyeng преподаватель подбирается после вводного собеседования, по темам, темпераменту, психотипу.
  • Slack удобный инструмент для корп общения сотрудников, особенно удаленных.
  • Таня Старикова рассказывает реально нескучные вещи про английский на Youtube.
  • Удаленный сотрудник - не способ сэкономить, а способ найти более уникального хорошего специалиста.
  • Менторинг имеет большое значение для того, чтобы сейчас учиться. У вас должен быть список людей, у которых вы можете получить ответ на вопросы. 
  • Человека мотивирует учиться четкая цель, неминуемая и конкретная, как каток который на тебя едет.
  • Концепция “Вокруг мира за 80 дней” больше не интересна, так как вы можете просчитать свой маршрут и даже заранее купить билеты. Хорошо, если и в обучении у нас будут понятные сроки приобретения нужных нам навыков. 

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?