Адаптивный образовательный трек

Подготовлено в EdMarket

Адаптивное обучение стало трендом на рынке онлайн-образования. Все больше компаний планируют внедрять его, рассчитывая, что персональные образовательные траектории помогут им сократить издержки, увеличить эффективность обучения и повысить экономические показатели.Однако пока на рынке немного реальных кейсов, и эти примеры чаще всего демонстрируют адаптивное обучение в пилотном варианте, на начальных этапах или рассчитанное на небольшую аудиторию.
Сложность заключается и в том, что часто за адаптивное обучение принимаются формы, которые им не являются:
  • разветвленные сценарии (если курс разделен входным тестированием на контент для новичков и опытных, это не делает его адаптивным, поскольку такое деление не учитывает индивидуальные особенности изучения материала);
  • обучение по профилю должности, опыту работы и уровню знаний (программы обучения массовых профессий не подстраиваются под каждого сотрудника);
  • рекомендательные системы (если LMS может рекомендовать сотруднику дополнительные курсы, основываясь на его интересах, советах коллег или пробелах в его знаниях, это не делает обучение адаптивным);
  • предварительная оценка знаний и навыков (такой подход исключает ненужную информацию. До адаптивности здесь не хватает постоянного обновления данных об учащихся).
Что такое адаптивное обучение? Это процесс обучения с использованием специальных алгоритмов для построения индивидуальной учебной траектории с помощью подобранных ресурсов и активностей, удовлетворяющих уникальным потребностям учащегося.
Как правило, такая система представляет собой учебные траектории с промежуточными точками контроля. Перед началом обучения сотрудники проходят входной тест, по результатам которого распределяются по разным трекам.
Следующее тестирование меняет траекторию в зависимости от результатов обучения, ориентируясь на то, какие изменения произошли с человеком на этом конкретном участке трека.
Здесь важно, чтобы адаптивное обучение учитывало также изменения в поведении на рабочем месте и было автоматизированным. В этом случае весь контент разбивается на небольшие фрагменты, и система должна уметь выстраивать треки из них, как из пазлов.
Чтобы построить адаптивную систему обучения, необходимо собрать данные о том, как сотрудники учатся. Вам понадобится:
  • расширенная обратная связь от сотрудников
  • детальная статистическая информация о прохождении обучения (смотрят ли сотрудники видео до конца или проматывают, обращаются ли повторно к контенту, проходят тестирование с первых двух попыток и т.д.).

Как построить адаптивную систему обучения?

Предположим, нам нужно создать систему обучения менеджеров по продажам-новичков. Как это можно сделать? (алгоритм можно применить и при обучении специалистов другого профиля).
  1. Анализ исходных данных
Для начала проведите опрос и составьте профиль должности успешного менеджера по продажам. Проанализируйте статистику продаж и качество обслуживания, чтобы понять, через какой период времени новичок выходит на требуемый уровень эффективности в профессии. Эти данные сверьте с данными опроса лучших продавцов.
  1. Создайте путь обучения для конкретного профиля
Например, новички на первой неделе изучают ассортимент продукции компании. После прохождения первого курса система обучения автоматически назначает второй курс и т.д. Но если новичок показал низкие результаты при прохождении тестов, система возвращает его к той теме, которая вызвала у него затруднения.
  1. При обучении учитывайте не только результаты тестов, но и изменения поведения на рабочем месте
Система должна учитывать несколько показателей, чтобы эффективно выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Например, если новичок успешно сдал тест, но показатели продаж у него низкие, программа должна вернуть его на этап раньше и перенаправить по другой траектории.
Дополнительными критериями перестраивания адаптивных траекторий могут стать отчеты от наставников и руководителей, которые подтверждают изменения поведения на рабочем месте (или говорят об отсутствии этих изменений).
  1. Включите в систему обучения элементы мотивации сотрудников
Используйте различные способы поощрения сотрудников:
  • общая рейтинговая система, открытая для всех, которая демонстрирует успехи учащихся и сравнивает их со средними показателями сотрудников компании
  • «внутренняя корпоративная валюта» (это может быть символическая морковка, монетка, награда, бейдж), которую можно обменять на реальные рубли (аналогичную систему применяют многие супермаркеты, которые вводят поощрение для держателей карт).
  1. Проанализируйте, что изменилось в компании с внедрением адаптивной системы обучения
Лучше измерять результаты обучения не в количестве сотрудников, прошедших курсы, а в сокращении адаптационного периода для новичков, снижении процента браков, повышении продаж и других экономических показателях. То есть затрагивайте показатели, которые влияют на бизнес-результаты.

Возможные «грабли» адаптивного обучения

  • отсутствие дедлайнов. В некоторых компаниях адаптивное обучение организуют на платформах, к которым сотрудники имеют доступ в режиме 24/7. Организаторы такого обучения надеются, что свободный доступ станет дополнительным мотивирующим фактором, и сотрудники охотнее будут учиться, в том числе в нерабочее время. Но при этом не продумываются ограничивающие факторы, учащихся никто не дисциплинирует. В этом случае процент закончивших обучение может оказаться невысоким;
  • полный отказ от вебинаров, классических курсов, тренингов в пользу адаптивного обучения. Конечно, было бы замечательно, если бы мы могли прикрепить к каждому сотруднику персонального коуча, но нужно соизмерять затраты и цели.

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?