Разработка тестов: "Знать" и "понимать"

При составлении тестов новый разработчик курсов часто не знает, с какой стороны подойти, что и как спросить, каким образом составить вопросы и как придумать к ним варианты ответов.

Давайте начнем с того, что вопросы в тесте чаще всего проверяют что «знает» и что «понимает» сотрудник после изучения курса. Есть более сложные уровни познания (пирамида Блума), но сейчас мы поговорим о двух нижних уровнях, которые мы можем проверить через тестирование.

Если в курсе есть четкая цель, которая включает «действие», «критерии» и «условия выполнения», то составить вопросы просто.

- Что спросить?

- То, что лежит в цели электронного курса.

Напомню, что цель обучения может быть сформулирована в таком виде: ознакомить сотрудников с новой услугой «Регулярный платеж»; научить сотрудников типовым диалогам при продвижении данной услуги и отработке возражений; нацелить сотрудников на получение бонуса через достижение 10-ти продаж данной услуги в месяц.

В таком случае после изучения курса сотрудник:

  • должен знать параметры, преимущества, особенности услуги,
  • должен понимать как предложить клиенту услугу, как отработать возражения,
  • должен знать и понимать, как достичь определенных показателей продаж и бонусов, используя материал изученного курса.

В тесте мы можем задать следующие вопросы.

1. Вопросы на проверку знания:

  • перечислить (преимущества услуги «Регулярный платеж»)
  • назвать (комиссию за осуществление услуги)
  • упорядочить (этапы продаж услуги)
  • распознать (верный вариант ответа на возражение клиента)

2. Вопросы на проверку понимания:

  • определить, вписать (какую максимальную сумму может перечислить клиент с помощью услуги «Регулярный платеж»)
  • оценить, выбрать (какому из предложенных типов клиентов можно предложить услугу)
  • сделать вывод (правильно ли оформлена услуга в конкретном случае или по какой причине услуга приостановлена)
  • выявить ошибки (допущенные оформлении услуги в конкретном случае)

Нужно сказать, что много вопросов к электронным курсам формулируются на проверку «знания» и очень мало на проверку «понимания». Но нам важно не только, есть ли у сотрудника в голове перечень преимуществ услуги, а и то, сможет ли он подобрать нужное преимущество конкретному клиенту в зависимости от его потребностей.

Несколько простых советов относительно подачи вопросов в тесте:

  • Вопрос должен быть однозначным для понимания;
  • Вопрос должен быть кратким и логичным;
  • Типы вопросов должны чередоваться: один из многих, многие из многих, упорядочение, поле ввода.

Сможет ли сотрудник применять полученные знания или они ненадолго сохранятся у него в кратковременной памяти, зависит в том числе от подачи и проверки информации.

Вывод: во-первых, сам курс должен чередовать теорию и практику, во-вторых тест должен проверять знания и понимание.



В следующем посте рассмотрим, как формулировать вопросы, каких типов они бывают, как правильно подобрать неверные варианты, как сделать проверку знаний эффективной.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Что нужно знать менеджеру проекта про e-learning?

Как собрать и оформить курс: 7 уроков + методичка в pdf

Цикл статей про управление знаниями: 5 в 1