Право выбора в обучении
Какое оно, обязательное обучение?
Моя сестра не любит читать, еще со школы. Книги - это для нее настолько скучно и не понятно, что представить отдых с чтением она не может. Это чаще ассоциируется со школой, где заставляли читать и с институтом, где было тяжело на сессиях и начитках, совмещенных уже с работой. Но на днях она попросила меня дать ей книги по психологии, если что-то есть. Я удивилась, но нашла книгу по НЛП и по психологии влияния и отдала. Она читает. Она рассказывает о том, что прочитала. Что изменилось? Появился стимул понять жизненную ситуацию, найти ответ в книгах. Появилась мотивация. Сделан сознательный выбор.
Моему другу, на мой взгляд, очень повезло работать в компании, которая много внимания уделяет обучению сотрудников. Когда он рассказывает о тренингах и коучинге, я просто мечтаю оказаться хотя бы на одном таком, чтобы подучиться. Это высокий уровень преподавателей, это темы связанные только с рабочей деятельность, это хорошо организованные выездные мероприятия. И.. он их просто терпеть не может:) В чем же дело? 1. Они обязательные. 2. Они для него частые (раз в 2-3 мес.) 3. Если их не посетишь и не сдашь экзамен, платишь штраф (таких случаев у друга не было, но сам этот факт очень сильно возмущает его). Когда мы беседуем об этих тренингах, я вижу, что некоторые моменты ему нравятся, иногда он выносит какие-то наброски. Но сам он считает, что это обучение ему не нужно и оно ему не нравится. Выбор сделан за него, нет права отказаться или выбрать самому.
Когда я размышляю о сопротивлении обязательному корпоративному обучению, то ловлю себя на том, что :
Программы проф.обучения, на взгляд сотрудника, не нужны ему. Или не нужны в таком формате и/или в таком количестве и/или в такой обязательности.
Если посмотреть сквозь эти программы, справится ли сам сотрудник, используя то, что есть под рукой (интуицию, коллегу, корп.портал, википедию ...)?
Сможет ли он, доверяя этой информации, качественно и правильно обслужить клиента? Сомневаюсь.. И подразделение, в котором работает сотрудник, сомневается. Потому и создаем программы проф.обучения, включая то, что важно (да, на наш взгляд, важно, хотя и хотелось бы тут не только наш взгляд видеть) в обязательное обучение. Контролируем, чтобы сотрудник подтверждал свою квалификацию.
Заставить полюбить обязательное обучение, завернув его как конфетку в красивую обертку - тоже вариант. А если кому-то конфетки противопоказаны... Ну ладно, допустим так, а что тогда может быть этой конфеткой:
Обязательное нелюбимое вызывающее сопротивление...?
Не
везде, не во всех формах, не всегда, но почему-то общее впечатление
чаще именно такое. Ведь мало кто искренне любил школу или институт. Разве что любили сам процесс познания, но не по всем предметам и немногие.
Только когда человека сам делает выбор и говорит "я хочу именно это изучать, потому что мне это нужно для..." - вот тогда обучение становится не общеобязательным, а для него самого обязательным, но уже в понимании "необходимое и желанное".
Те не менее многие и многие обучаются через "обязательно" потому, что так надо, родители сказали, с двойками - в дворники, без вуза не найдешь хорошую работу, без английского нет перспектив и т.д. и т.п. Все эти стимулы могут быть и внутренними, которые подталкивают принять обучение и познавать, а могут быть внешними, которые наоборот отталкивают и вызывают сопротивление (этот выбор сделал не я, его сделали за меня).
Только когда человека сам делает выбор и говорит "я хочу именно это изучать, потому что мне это нужно для..." - вот тогда обучение становится не общеобязательным, а для него самого обязательным, но уже в понимании "необходимое и желанное".
Те не менее многие и многие обучаются через "обязательно" потому, что так надо, родители сказали, с двойками - в дворники, без вуза не найдешь хорошую работу, без английского нет перспектив и т.д. и т.п. Все эти стимулы могут быть и внутренними, которые подталкивают принять обучение и познавать, а могут быть внешними, которые наоборот отталкивают и вызывают сопротивление (этот выбор сделал не я, его сделали за меня).
Моя сестра не любит читать, еще со школы. Книги - это для нее настолько скучно и не понятно, что представить отдых с чтением она не может. Это чаще ассоциируется со школой, где заставляли читать и с институтом, где было тяжело на сессиях и начитках, совмещенных уже с работой. Но на днях она попросила меня дать ей книги по психологии, если что-то есть. Я удивилась, но нашла книгу по НЛП и по психологии влияния и отдала. Она читает. Она рассказывает о том, что прочитала. Что изменилось? Появился стимул понять жизненную ситуацию, найти ответ в книгах. Появилась мотивация. Сделан сознательный выбор.
Моему другу, на мой взгляд, очень повезло работать в компании, которая много внимания уделяет обучению сотрудников. Когда он рассказывает о тренингах и коучинге, я просто мечтаю оказаться хотя бы на одном таком, чтобы подучиться. Это высокий уровень преподавателей, это темы связанные только с рабочей деятельность, это хорошо организованные выездные мероприятия. И.. он их просто терпеть не может:) В чем же дело? 1. Они обязательные. 2. Они для него частые (раз в 2-3 мес.) 3. Если их не посетишь и не сдашь экзамен, платишь штраф (таких случаев у друга не было, но сам этот факт очень сильно возмущает его). Когда мы беседуем об этих тренингах, я вижу, что некоторые моменты ему нравятся, иногда он выносит какие-то наброски. Но сам он считает, что это обучение ему не нужно и оно ему не нравится. Выбор сделан за него, нет права отказаться или выбрать самому.
Когда я размышляю о сопротивлении обязательному корпоративному обучению, то ловлю себя на том, что :
- возможно, это касается именно дистанционных форм (т.к. тренинг+командировка+возможность выбросить "пыл" негодования и после этого чему-то поучиться = забавно, а изучение курса на комп-ре не так привлекает)
- возможно, это касается именно того, что сам сотрудник считает это обучение для себя не нужным (а значит, не донесли, что это ему нужно или неправильно сформировали программу). Или - неинтересно. Если обучаться не только тет-а-тет с компьютером, но и не получать нормальной обратной связи, не получать курсы того качества, которое сравнилось бы с динамичным тренингом, например.
- возможно, это касается того, что нет желания учиться и развиваться. Постоянно. После школ и институтов еще что-то учить и учить, когда работы полно. Но это уже от самого человека, хотя впрочем..
Программы проф.обучения, на взгляд сотрудника, не нужны ему. Или не нужны в таком формате и/или в таком количестве и/или в такой обязательности.
Если посмотреть сквозь эти программы, справится ли сам сотрудник, используя то, что есть под рукой (интуицию, коллегу, корп.портал, википедию ...)?
Сможет ли он, доверяя этой информации, качественно и правильно обслужить клиента? Сомневаюсь.. И подразделение, в котором работает сотрудник, сомневается. Потому и создаем программы проф.обучения, включая то, что важно (да, на наш взгляд, важно, хотя и хотелось бы тут не только наш взгляд видеть) в обязательное обучение. Контролируем, чтобы сотрудник подтверждал свою квалификацию.
Заставить полюбить обязательное обучение, завернув его как конфетку в красивую обертку - тоже вариант. А если кому-то конфетки противопоказаны... Ну ладно, допустим так, а что тогда может быть этой конфеткой:
- интерактивные курсы и игры (с одной стороны интересно, с другой все равно сложно тет-а-тет обучение в СДО, хотя тоже вариант)
- мотивация на саморазвитие (например, возможность подучиться на каких-то внешних курсах - требует доп.бюджет)
- мотивация на развитие карьеры (прохождение программы = сертификация на выполнение определенных функций с возможностью подать заявку на перемещение на другую должность или в другое подразделение)
- ответственность за свое обучение (дать возможность сотруднику самому формировать программу, но невозможно, бизнес будет против такой самостоятельности)
- прочная завязка "на практику" (а это мне очень нравится, когда обучение четко отвечает практической цели - научиться делать то что нужно делать в работе)
- хорошие примеры (лучшие практики, сотрудники, примеры)
- отказ от лишних "ингредиентов" - того, что мешает качественному и интересному обучению
Интересно
мнение коллег, а что вы делаете для того, чтобы "подсластить"
обязательное обучение и делаете ли? А также примеры того, как у человека
менялось отношение к обучению под влиянием каких-либо внешних или
внутренних факторов и можно ли создавать эти факторы. Спасибо за ваши
комментарии.