Управление e-learning проектом: e-learning - это больше, чем ...
- Электронный курс - это больше чем, текст картинка
- СДО - это больше чем, курс тест
пользователи
- e-Learning - это больше, чем курс экран
СДO вебинары
- Вебинар - это больше, чем слайды звук
говорящая голова
- Стандарт на e-learning - это больше, чем
требования к шрифтам рекомендации по фону для слайдов
- MOOC - это больше, чем хаотичное движение
вокруг обсуждения слайдов и роликов лайки
- Управление СДО - это больше, чем наполнение контентом электронной библиотеки контроль сдачи тестов. Продолжите?
В целом, почему я об этом задумалась. Потому, что вокруг сейчас много мыслей, идей, высказываний о том, что электронное обучение на самом деле не такое, каким должно быть.
- О том, что обсуждения СДО сводятся к правильному оформлению презентаций.
- О том, что очень мало говорят об эффективности СДО и смешанном обучении.
- О том, что открытые курсы больше рекламный ход, чем реальная возможность получить знания.
- О том, что вебинары часто не отличаются от скучных лекций, а электронный курсы - от учебника с картинками (да и тот бывает лучше).
Я возьму одну идею - про то, что СДО - это не только текст на экране, пусть даже с картинкой. И немного пофантазирую.
Представим корпоративный сектор, в котором реально внедряется электронное обучения:
- Как электронный контент (единая база знаний
компании),
- как сопровождение тренингов (до и после),
- как платформа для коллаборативной деятельности и дискуссий,
- как возможность постоянной обратной связи с экспертами (преподавателями),
- как площадка для мозговых штурмов и работы проектных групп (очно дистанционно),
- как платформа для многоуровневых различных по форматам программ обучения (сопровождаемых тьютором и контролируемых)
- как система проф.оценки сотрудников и их сертификации.
- и др. в зависимости от потребностей
компании
- руководитель проекта
- администратор СДО (для поддержки и развития СДО)
- пед.дизайнер (для создания курсов)
- контент-менеджер (для технической работы по занесению курсов, тестов, рез-тов обратной связи, актуализации контента, поддержке чата по общим вопросам обучения)
- модератор форумов (в идеале конечно
модератором должен быть эксперт каждой темы курса, но многое будет зависеть
от выбранной стратегии обучения)
- специалист по работе со статистикой (я бы назвала его спец-том по эффективности СДО, который будет смотреть на различные показатели, измерять оценку кач-ва обучения, давать предложения по программам обучения в зав. от показателей, визуализировать статистику и демонстрировать ее на различных совещаниях)
- тренинг-менеджер (вероятнее группа тренинг- менеджеров, т.к. обычно СДО внедряются в компаниях с достаточной численностью персонала)
- спикеры вебинаров (можно рассмотреть совмещение с тренинг-менеджером при наличии соотв.компетенций)
- различные эксперты: по продуктам (в каждом большом бизнесе, например, по продуктам физ.лиц, по депозитным операциям...), по услугам, по информ.безопасности, охране труда, по управленческим навыкам и т.д. ... И это должен быть человек, который на 80% занимается обучением и на 20% задачами бизнеса или направления, в котором он работает. Он создает программы обучения по своим темам (формат выбирается в зав. от потребностей и целей), пишет курсы, актуализирует их, поддерживает группы обучающихся.
- специалист по мобильным приложениям (куда
без него уже, нам нужна и поддержка обучения в любое время и в любом месте)
Далее идем по тех. оснащению, которое потребуется для внедрения такой системы:
- стандартизированное рабочее место для каждого сотрудника-пользователя СДО (ПО, веб-камера, гарнитура и т.д.)
- каналы связи соответствующие потребностям такой системы обучения (для нормальной работы в СДО, проведения и участия в вебинарах, быстрой обратной связи, удобной работы в форумах, wiki и т.п.)
- оборудование для тренингов (в т.ч. для видео, которое можно использовать в пост-тренинговом сопровождении через СДО)
- достаточный по мощности сервер СДО
- место для хранения данных (контент, в т.ч. видео, рез-ты обучения, бєкапы и т.п.)
Ну и еще немного деталей, которые
нам понадобятся:
- бюджет (собственный, связанный с
совместной реализацией бизнес-целей компанией, иначе никто столько денег
только на обучающий центр не даст: и не будет поддерживать его развитие)
- система мотивации для всех участников (доп. "пряники" для экспертов-создателей курсов, совмещающих обучение и бизнес-задачи, поощрения лучших в обучении сотрудников и т.д.)
- план развития (система достаточно большая, сложная и затратная, нужно будет постоянно показывать ее целесообразность, доказывать ее эффективность и прорисовывать ее пути дальнейшего использования, например, распространение на клиентов компании)
- план совершенствования (любая система
обучения требует постоянных корректировок в зависимости от планов и задач,
часто и много нужны тех.доработки, то есть ТЗ, их внедрение)
- серьёзный документ, который регламентирует работу системы обучения в компании и включает уйму важных моментов (кто обучает, как, чему, где, в какой последовательности, по каким программам, как часто они меняются, как сертифицируют экспертов, как оцениваем рез-ты, что получают лучшие в обучении, как это влияет на карьеру, как функционирование СДО влияет на корп.культуру и имидж компании, когда и как происходит взаимодействие проектной группы СДО с др. направлениями, кто и за что несет ответственность в бизнес-процессе проф.обучения)
В итоге, от создания полноценной системы
корпоративного электронного обучения, перешли к бизнесу. Все логично. Ведь
если в вузе цель обучения - получение знаний и подтверждение их с помощью
диплома, то в бизнесе цель обучения - повышение профессионализма сотрудников и
как следствие - повышение эффективности
работы и прибыльности компании.
Все выше сказанное не означает, что без
такой команды, тех.оснащения и др. важных деталей нельзя помочь улучшить
бизнес-процессы и настроить достаточно неплохую систему проф. обучения. И в то
же время очень хочется увидеть и реализовать полноценный e-learning -проект!
П.С. Неожиданный пост на пару фраз
превратился в целое тематическое размышление. Буду рада вашим комментам и
идеям. Что вы думаете про настоящий e-learning?