VI-тая встреча участников Corporate E-Learning Club: тестирование, вебинары и минимализм e-learning-проекта
26 марта 2016 года состоялась VI встреча теперь уже Corporate E-Learning Club! Да, у нас новое название и новый логотип. И это еще не все, ждите анонсы.
Каждый релиз я стараюсь написать так, чтобы те, кто не присутствовал на мероприятии, не просто ощутили его атмосферу, но и научились чему-то даже во время прочтения этого релиза.
Сегодня я расскажу о том, как:
- найти вдохновение и заниматься любимым делом,
- освоить фишки веб-тренера для проведения успешного вебинара,
- научиться составлять эффективные тесты и анализировать их результаты,
- упростить свой e-learning проект и быть готовым внедрить новые тренды.
Конечно же, я расскажу это словами наших спикеров и участников.
С самого первого очного мероприятия, на котором я присутствовала (это был Саммит разработчиков электронных курсов, 2010 год, в Москве) меня не прекращает удивлять то количество вовлеченных и увлеченных людей, которые тоже занимаются e-learning. Они не только любят то, чем занимаются, и готовы делиться своим опытом, они заряжают друг друга своей страстью к обучению. Это особенно здорово чувствуется на реальных встречах.
Несомненно, специалист по дистанционному обучению должен и сам учиться дистанционно для того, чтобы на себе проверить этот курс/тест/вебинар, чтобы лучше понять своего ученика/слушателя/сотрудника, чтобы перенять какие-то фишки создания и организации контента и использовать потом для своей практики. И в то же время, нужны и очные мероприятия, когда мы можем встретиться глазами, получить обратную связь, которой часто не хватает в электронных курсах и вебинарах, поделиться своим состоянием "потока", которое охватывает когда занимаешься любимым делом.
Александр Слепец (банк Форвард) погрузил нас в атмосферу тестирования. Кто бы мог подумать, что правила "морского боя" имеют так много общего с созданием тестов. Самые интересные фишки, которые следует для себя взять:
- у людей всегда будет сопротивление, и при переходе от бумажных тестов к электронным, к формальному тестированию к эффективному, и вам нужно быть готовым с этим бороться и предлагать свои идеи снова и снова
- бороться со списыванием можно не только кнутом, но и пряником и различными PR-методами: например, сделать рейтинг с фотографиями участников тестирования. А что делать с теми, которые не сдают добровольно? Тут многое зависит от корпоративной культуры. Попробуйте дать бОльший период для сдачи теста. По опыту Александра 40% сотрудников сразу сдают тест. Очень хорошо работают автоматизированные напоминания. Через 5 дней после начала тестирования сделайте выборку и направьте информацию на всех, кто должен пройти тест, например так: "Поздравляем Львовское отделение, где все сотрудники успешно сдали тест! И внимание Ровенскому отделению: у вас осталось 10 дней, а пока никто не прошел тестирование".
- если ваш тест построен правильно, то проанализировав его результаты, вы получите график нормального распределения баллов, совсем не такой как на картинке ниже :) Это я про 10%-20%-40%-20%-10%, когда-то писала ТУТ.
- делайте достаточно большую выборку, например 20-30 тестовых заданий (вопросов) из 100, для каждого сотрудника свое игровое поле, своя выборка,
- усложните выборку: например, 10 обязательных вопросов и 10 случайных, вопросы с разным весом ответа, вопросы разной сложности,
- используйте различные типы вопросов: единичный выбор, множественный, сопоставление, ранжирование, текстовый/цифровой ввод,
- формулируйте вопрос так, чтобы его поняли: одно простое предложение (исключение - кейсы), 3 ключевых слова в самом вопросе (не в категории), отсутствие двузначных вопросов и ответов, один вопрос - один ответ, четкость и ясность. (Только НЕ ТАК: "Может ли клиент сам подключить интернет-банк? Если да, то каким образом?" Это два вопроса),
- обратите внимание на ответы (на слайде дистракторы - это все ответы, кроме верного)
- работайте с экспертами, которые создают тесты, учите их правилам создания вопросов и ответов,
- учитывайте, что взрослый человек способен держать концентрацию 20 минут, потому ваши тесты не должны занимать больше времени,
- если разработчик допустил ошибку в тесте, а сотрудники уже его прошли, то в таком случае не забывайте 1) проанализировать первые тестирования, 2) признайте свою ошибку и постарайтесь быстро исправить, принести извинения и пересчитать баллы сотруднику.
Кстати, почему "морской бой"? Это речь о списывании и о маркировке вариантов ответов буквами А,В,С. В таком случае случайная выборка вам не поможет, потому как списывать сотрудники смогут с легкостью игры в "морской бой": А1, С3 и так далее.
- анализируйте отчеты по результатам тестирования и делайте выводы.
>>> Об отчетах в тестах детально почитайте тут. Рекомендую настоятельно:
Быть или не быть. Или почему 700 лучше 4000 тестов?
Уверена, что Наталия Павлова из компании SmartTime, наш второй спикер, вдохновила всех участников, которые ранее не проводили вебинары, попробовать на себе этот увлекательны формат онлайн-обучения.
Я рассказывала про идеи минимализма в электронном обучении. Возможно, вы что-то читали по этой теме. Чаще всего вопрос сводится к упрощениям в разработке контента и к дизайну электронных курсов. Я попробовала посмотреть шире, переложив идеи минимализма на различны ключевые точки e-learning-проекта.
ПРЕЗЕНТАЦИИ
Каждый релиз я стараюсь написать так, чтобы те, кто не присутствовал на мероприятии, не просто ощутили его атмосферу, но и научились чему-то даже во время прочтения этого релиза.
Сегодня я расскажу о том, как:
- найти вдохновение и заниматься любимым делом,
- освоить фишки веб-тренера для проведения успешного вебинара,
- научиться составлять эффективные тесты и анализировать их результаты,
- упростить свой e-learning проект и быть готовым внедрить новые тренды.
Конечно же, я расскажу это словами наших спикеров и участников.
С самого первого очного мероприятия, на котором я присутствовала (это был Саммит разработчиков электронных курсов, 2010 год, в Москве) меня не прекращает удивлять то количество вовлеченных и увлеченных людей, которые тоже занимаются e-learning. Они не только любят то, чем занимаются, и готовы делиться своим опытом, они заряжают друг друга своей страстью к обучению. Это особенно здорово чувствуется на реальных встречах.
Несомненно, специалист по дистанционному обучению должен и сам учиться дистанционно для того, чтобы на себе проверить этот курс/тест/вебинар, чтобы лучше понять своего ученика/слушателя/сотрудника, чтобы перенять какие-то фишки создания и организации контента и использовать потом для своей практики. И в то же время, нужны и очные мероприятия, когда мы можем встретиться глазами, получить обратную связь, которой часто не хватает в электронных курсах и вебинарах, поделиться своим состоянием "потока", которое охватывает когда занимаешься любимым делом.
Александр Слепец (банк Форвард) погрузил нас в атмосферу тестирования. Кто бы мог подумать, что правила "морского боя" имеют так много общего с созданием тестов. Самые интересные фишки, которые следует для себя взять:
- у людей всегда будет сопротивление, и при переходе от бумажных тестов к электронным, к формальному тестированию к эффективному, и вам нужно быть готовым с этим бороться и предлагать свои идеи снова и снова
- бороться со списыванием можно не только кнутом, но и пряником и различными PR-методами: например, сделать рейтинг с фотографиями участников тестирования. А что делать с теми, которые не сдают добровольно? Тут многое зависит от корпоративной культуры. Попробуйте дать бОльший период для сдачи теста. По опыту Александра 40% сотрудников сразу сдают тест. Очень хорошо работают автоматизированные напоминания. Через 5 дней после начала тестирования сделайте выборку и направьте информацию на всех, кто должен пройти тест, например так: "Поздравляем Львовское отделение, где все сотрудники успешно сдали тест! И внимание Ровенскому отделению: у вас осталось 10 дней, а пока никто не прошел тестирование".
- если ваш тест построен правильно, то проанализировав его результаты, вы получите график нормального распределения баллов, совсем не такой как на картинке ниже :) Это я про 10%-20%-40%-20%-10%, когда-то писала ТУТ.
- делайте достаточно большую выборку, например 20-30 тестовых заданий (вопросов) из 100, для каждого сотрудника свое игровое поле, своя выборка,
- усложните выборку: например, 10 обязательных вопросов и 10 случайных, вопросы с разным весом ответа, вопросы разной сложности,
- используйте различные типы вопросов: единичный выбор, множественный, сопоставление, ранжирование, текстовый/цифровой ввод,
- формулируйте вопрос так, чтобы его поняли: одно простое предложение (исключение - кейсы), 3 ключевых слова в самом вопросе (не в категории), отсутствие двузначных вопросов и ответов, один вопрос - один ответ, четкость и ясность. (Только НЕ ТАК: "Может ли клиент сам подключить интернет-банк? Если да, то каким образом?" Это два вопроса),
- обратите внимание на ответы (на слайде дистракторы - это все ответы, кроме верного)
- работайте с экспертами, которые создают тесты, учите их правилам создания вопросов и ответов,
- учитывайте, что взрослый человек способен держать концентрацию 20 минут, потому ваши тесты не должны занимать больше времени,
- если разработчик допустил ошибку в тесте, а сотрудники уже его прошли, то в таком случае не забывайте 1) проанализировать первые тестирования, 2) признайте свою ошибку и постарайтесь быстро исправить, принести извинения и пересчитать баллы сотруднику.
Кстати, почему "морской бой"? Это речь о списывании и о маркировке вариантов ответов буквами А,В,С. В таком случае случайная выборка вам не поможет, потому как списывать сотрудники смогут с легкостью игры в "морской бой": А1, С3 и так далее.
- анализируйте отчеты по результатам тестирования и делайте выводы.
>>> Об отчетах в тестах детально почитайте тут. Рекомендую настоятельно:
Быть или не быть. Или почему 700 лучше 4000 тестов?
- что могут измерить тесты: 3 уровня по таксономии Блума: знание, понимание, применение. По Блуму "применение" - это применение полученных знаний в похожей или др ситуации, то есть тут мы используем кейсовые вопросы.
- экспериментируйте, анализируйте и меняйтесь!
Уверена, что Наталия Павлова из компании SmartTime, наш второй спикер, вдохновила всех участников, которые ранее не проводили вебинары, попробовать на себе этот увлекательны формат онлайн-обучения.
Мы обсудили достаточно много вопросов, которые касаются использования этого инструмента, а именно:
- основные сложности в проведении вебинаров это отсутствие зрительного контакта и сложности с обратной связью (и от спикера, и от участников), а также сложность концентрации внимания. Тем не менее вебинар - это замечательное дополнение к очным формам обучения,
- успех вебинара зависит от нескольких очень важных факторов, которые можно разделить на этапы до начала вебинара, во время и после проведения
- помните о 20-ти минутных фокусировках внимания ваших участников и каждые 20 минут обязательно что-то меняйте: слайды, теория - практика, текст-видео,
- если есть возможность, то возьмите помощника для проведения вебинара, особенно если вы только начинаете использовать этот инструмент. Идеально - это команда тренер + модератор, который следит за чатом,
- старайтесь сохранить свою энергию и интерактив во время вебинара, ведь вы проецируете все это на участников. Иногда стОит попить водички - перезагрузиться. Один из способов держать себя в тонусе - проводить вебинар стоя. Не пренебрегайте видео каналом. Это нужно и вам, и участникам вебинаров,
- анализируйте запись вебинара, совершенствуйтесь. Спросите себя "А тебе вообще интересно или нет во время просмотра?"
- успех вебинара в том числе зависит от того, будет ли домашнее задание или оценка. Это повысит внимательность участников и сделает их отношение к обучению более серьезным,
- уделяйте внимание своему голосу: тренеруйте его, слушайте как он звучит в записи,
- сделайте свой чек-лист подготовки для вебинара
- не знаете с какой платформы начать? Попробуйте Google Hangouts - это бесплатный инструмент, на котором можно потренироваться. При выборе платформы для проведения вебинаров очень важна быстрая поддержка провайдера,
- для того, чтобы проверить звук до начала вебинара - включите фоновую музыку,
- для того, чтобы стимулировать участников во время прийти на вебинар - покажите за 5 минут до начала что-то полезное, что можно увидеть/услышать только перед вебинаром (конечно, участников стоит предупредить об этом)
- во время проведения вебинара 70% - это активность спикера, 30% - активность участников
- используйте различные инструменты интерактива: проявляйте фантазию, перекладывая самые разнообразные тренинговые упражнения в формат вебинара, включите в программу вебинара заранее подготовленные опросы (предугадайте, что могут спросить в чате) и тут же проведите анализ результатов опроса, покажите видео как толчок для групповой дискуссии в чате, сделайте упражнения для разминки, можно с фоновой музыкой, например "говорите букву и одновременно поднимайте руку П (правая), Л (левая) В (вместе обе руки)" - это возможность переключиться и спикеру и участникам.
- оптимальное время для проведения вебинара - это 1,5-2 часа, лучше 2 часа,
- оптимальная группа для обучающего вебинара и эффективной обратной связи - до 20 человек.
- для того, чтобы управлять участниками, которые флудят и троллят в чате, напомните о правилах взаимодействия,
- всегда используйте презентацию в pdf-формате, тогда она проще загрузится в вебинар и наверняка будет выглядеть именно так, как вы рассчитываете.
Я рассказывала про идеи минимализма в электронном обучении. Возможно, вы что-то читали по этой теме. Чаще всего вопрос сводится к упрощениям в разработке контента и к дизайну электронных курсов. Я попробовала посмотреть шире, переложив идеи минимализма на различны ключевые точки e-learning-проекта.
А все началось с трендов. Прочитав очередную статью о веяниях в обучении на этот год, я подумала о том, что в погоне за трендами можно совершенно запутаться и потерять из виду основную цель. И о том, что нельзя переходить к внедрению нового тренда в своей компании, не понимая четко ситуацию с обучением. К тому же, как внедрить что-то новое, не отказавшись от чего-то старого? Да, все новые идеи так заманчивы. Это и управление знаниями, и автоматизация разработки контента и его удешевление, lms для мобильных устройств, bid data и все, что с этим связано, виртуальная реальность и геймификация. Для того, чтобы грамотно подойти к внедрению нового тренда в своей компании, попробуйте сначала остановиться, сделать шаг назад и проанализировать ситуацию с вашим проектом обучения.
Проанализируйте, чем перегружены учащиеся. Часто это длинные курсы/тесты, перенасыщенные программы обучения и неудобное использование LMS. Посмотрите на то, чем загружены вы и ваша команда. Чаще всего это нехватка времени на качественную разработку, проблемы с управлением данными и управлением LMS.
А теперь постарайтесь достичь равновесия в сложившейся ситуации. Вспомните основные цели и стратегию (ведь конечно у вас есть стратегия обучения на год, правда?:) Сфокусируйтесь только на ключевых деталях проекта. И перейдите к конкретным действиям.
Шаг 1. Освободите пространство:
- От того, что когда-либо пригодится,
- От того, что жалко удалить и выбросить,
- От того, то используется только для украшения,
- От изобилия инструментов,
- От соблазна заархивировать.
Шаг 2. Научитесь достигать лучшего результата, приложив меньше усилий.
Попробуйте применить основные принципы минимализма: отказ от лишнего. лаконичность, простота, точность, ясность, нейтральные цвета, простые формы, только значимое и функциональное.
Задайте себе вопрос: есть ли способ выполнить задачу проще, и эффективнее? Вспомните о гармонии чайной церемонии, для которой используется четко ограниченное количество предметов. Подумайте о том, что вы тоже можете выполнить свою задачу столь же просто и изящно.
А далее - пройдитесь по ключевым деталям:
- Упростите портал обучения,
- Упростите разработку электронных курсов,
- Упростите взаимодействие с заказчиком и с пользователем,
- Упростите управление проектом в целом.
Не останавливайтесь на достигнутом и совершенствуйтесь.
Попробуйте начать применение идей минимализма прямо сейчас:
Ответили?
Возможно, какие-то мои идеи из презентации отлично подойдут вам.
Возможно, изучив данную тему, вы найдете свои собственные более эффективные рецепты упрощения.
Почитайте о минимализме в обучении.
Посмотрите статьи про дзен в e-learning, особенно на англоязычных ресурсах.
Изучите юзабилити (сайты) и типографику (шрифты).
Освойте педагогический дизайн (проектирование курсов).
Почитайте о создании презентаций в стиле дзен.
Спасибо участникам и спикерам мероприятия за ваш драйв, за ваш опыт и "горящие" глаза. До новых встреч!
ПРЕЗЕНТАЦИИ
Как создать и провести успешный вебинар: фишки веб-тренера. Наталия Павлова from Corporate_E-Learning_UA