Впечатления от конференции ELFORUM '16

http://elf.etutorium.com/
Вообще это была моя первая конференция в роли участника за почти 10 лет в e-learning. Я честно собиралась сидеть и слушать, а записывать только ключевые моменты или не записывать вовсе. В итоге все получилось наоборот :) Во время докладов я все равно делала много пометок, а во время кофебрейка по просьбе организаторов заменяла одного из лидеров группы нетворкинга по мотивации. Поэтому впечатлений много. Информации в этом посте много. Картинка одна. В конце. Заливкой выделены "нано" блоки, которые можно постепенно изучать :-) 

Важно. На мероприятии было два потока: 
1) обучение как бизнес (в большей степени нацелен на преподавателей и учебные центры, которые хотят перевести очное обучение в формат e-learning). 
2) корпоративное обучение (нацелен на аудиторию e-learning специалистов в компаниях). 

Я посмотрела один доклад в первом потоке и потом до конца мероприятия была во втором, пропустив только первый доклад про вебинары. Кстати, мои коллеги рассказывали, что было интересно.

Итак, некоторые идеи выступлений с более детальным описанием тех кейсов, которые субъективно для меня показались интересными и практическими. 


Константин Бугайчук, Научно-исследовательская лаборатория ХНУВД
Тема: ОНЛАЙН-КУРС: С ЧЕГО НАЧАТЬ И КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ

скачать презентацию >>>

Константин очень интересный пример спикера с академической подготовкой и корпоративными языком подачи информации. А еще он увлекается презентациями, визуализациями и типографикой (шрифты). При этом рассказывает всегда непринужденно и по существу. 

Тезисы:
  • В начале внедрения нужно честно ответить себе на вопрос: зачем нужен онлайн формат
  • Если поставленные задачи можно решить без онлайн, то стоит так и сделать
  • Есть масса бесплатных интрументов для онлайн: почта, скайп, гуглдиск, соц сети, мудл с системой вебинаров, если вы хотите вначале попробовать
  • Если вы просто выложили текст онлайн и при этом нет взаимодействия, то это не обучение
  • Идея перевернутого класса: более сложная деятельность с преподавателем, более простая с родителями/самостоятельно, см. Таксономию Блума
  • Важно знать основные ошибки внедрения онлайн обучения, разработки контента и поддержки пользователей 
  • Константин рекомендовал прочитать книгу "Приемы педагогической техники" (А.А.Гин). Особенно для понимания мотивации учеников.

В презентации был полезный слайд, который все фоткали, так называемый чек-лист для оценки качества электронного курса. Лучше, если вы его разработаете именно для вашей компании. Но базовый перечень критериев для оценки курса можно взять у Елены Тихомировой вот тут


Светлана Семенюк из компании Техноматика рассказала про разработку интерактивного курса на основании шаблонов, продемонстрировала подборки персонажей и структур для слайдов. Основные тезисы:
  • Интерактивный курс дает хорошую обратную связь с визуализацией последствий (неверно закинул ингредиенты в печку, печка взорвалась, пример из курса вне выступления, но хорошо отражает идею)
  • Шаблоны/быстрый e-learning это как фастфуд эл.обучения: хорошо, но в меру
  • Простые шаблоны для курсов можно найти на стоках. Красиво, платно.
От себя добавлю,  что в шаблонах часто используются различные персонажи,  и ассоциации с такими персонажами и элементами шаблона должны быть четкими и не мешать усвоению информации. И еще я думаю, что лучше заказать разработку набора шаблонов для корпоративных курсов, чем подбирать курс под один из доступных шаблонов в стоке.


Ирина Михалева из SmartMe University рассказывала про LMS под ключ на основе одного из облачных решений. Сам проект (кейс ПравэксБанка) мне не удалось прочувствовать, возможно, потому что он еще "юный" или потому, что акцент был на контенте, а структуры не было видно. И в то же время, спикер был явно воодушевлен и доволен проектом, а разве не это самое важное? Когда есть вдохновение, то легко двигаться дальше. Почему отказались от одной платформы взамен другой, тоже не ясно. Зато для себя я поняла неактуальность вопроса "Какая у вас установлена платформа?". Восторг видео-контентом, о котором упоминали в кейсе, особенно качественным видео, вполне объясним. Этим сейчас все увлечены. Неоднократно на конференции говорили про видео-ролики, их разработку, длительность видео, требования к качеству съемки, озвучки и так далее. Наверное, надо что-то посоветовать по этой теме, поэтому вот: Как упаковать знания в видео-ролики (по материалам вебинара Евгения Медведева)


Екатерина Быкова, Линия магазинов EVA
Тема: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКИ. УСПЕХИ И «НАБИТЫЕ ШИШКИ» В РАБОТЕ С СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Екатерина стала для меня очень приятным открытием. Мне все же удалось на конференции поблагодарить ее за реально интересный доклад, а также за качественное выступление. Хотя я с трудом пробилась через толпу участников, у которых было море вопросов после выступления. В общем, рекомендую обратить внимание на этот очень достойный e-learning проект и найти в сети презентацию, когда ею поделятся организаторы конференции. 

Тезисы:
  • На данный момент используют разные виды контента: scorm курсы для персонала розницы, вебинары, короткие видео уроки по 10-15 минут, в том числе есть оценка 360 и некоторые другие процессы, гармонично связанные с обучением. 
  • Результаты обучения сотрудников влияют на систему мотивации персонала: в зависимости от набранных баллов по обучению начисляются баллы в систему мотивации
  • Платформа: Moodle,  доработанный
  • Средство для разработки курсов: Storyline
  • Курсы разрабатываются с учетом принципов запоминания инф-ции (например, возврат к предыдущему блоку), рекомендаций по пед.дизайну,  визуализации, есть интерактивы и практ задания. (О чем кстати мы говорили во время вебинара о трендах - Ссылка)
  • Курсы часто делаются в формате кейсов, где есть историй с главным героем - сотрудником магазина Ева. Ввели эту практику с 2014 года, в результате чего % прохождения вырос с 80 до 98 %.
  • В курсах происходит отработка навыков консультирования клиентов
  • Также отработка навыков после видео курсов или вебинаров происходит через аудиторное обучение (я так поняла, в зависимости от темы и возможности отработки в онлайн иои оффлайн формате)
  • Планируется серия видео уроков для розницы
  • Учтены особенности быстрого обучения, отсутствия персонального компьютера у сотрудников в магазинах и активный темп работы персонала
  • Сотрудники сами просят "мультик" (скорм курс) вместо инструкций в том числе потому, что существует обратная связь: сотрудникам задают вопросы о том, в каком виде они хотят пройти обучение, понравился ли пройденный курс, и на основании ответов настраивается процесс обучения
Шишки, которые набили в "Еве" при внедрении LMS:
- контроль присутствия на вебинаре (переклички, точечные вопросы конкретным людям)
- отвлечение на рабочие процессы (поису оптимального времени и дня)
- слабый уровень коммуникации (обратная связь, интерактивы)
- низкий уровнь восприятия новичками (в программу обучения включаются участники со стажем от 3 мес, это речь о специальных школах).

Итоги внедрения LMS:
- сокращение расходов на обучение и трудозатрат по сравнению с очным форматом
- увеличение количества обученных сотрудников за счет онлайн инструментов.

В компании существует и геймификационный проект - ЕваМания:
  • В компании существует единый механизм вовлечения персонала
  • Учитываются все-все активности сотрудника в компании: обучение,  участие в проектах компании, социальная деятельность, результаты KPI и т.д.
  • "Евочки" баллы за деятельность, плюсик уже только за само название и за мультяшных девочек-евочек, может потом из презентации вытяну и добавлю.
  • Есть система благодарности коллегам
  • Есть рейтинги, а этотздоровая конкуренция, по наблюдениям учебного центра работает очень эффективно
  • Итоги игры: призы, подарки, реальные путешествия
  • Удается удерживать внимание на игре вот уже 2 года (это правда круто для геймификационного проекта)
  • Происходит постоянный пересмотр игры, правил, элементоа
  • Вовлечены топ менеджеры и руководство департаментов
  • Постоянно добавляются новые акции, лотереи, конкурсы
Вот! В украинском e-learning тоже есть аналог программы благодарности одного из российских проектов.


Станислав Загурский из компании Колорис рассказал про игровой симулятор. В бОльшей степени речь шла о функционале продукта с акцентом на готовые шаблоны и возможность использовать нелинейные сценарии в курсах.

Кто не знает, нелинейный сценарий это когда курс ведет не по одному пути всех, а по разным, в зависимости от изначального функционала (спец/рук), результатов предварительного теста (хорошо/плохо/уровни) или в зависимости от действий ученика непосредственно внутри курса). Нелинейные сценарии могут быть созданы различными инструментами для разработки электронного контента. Детальнее можно почитать про преимущества нелинейных курсов тут.

Я бы с осторожностью отнеслась к выступлениям, которые акцентировались на инструментах,  а не на методике, цели и задачи обучения. Особенно для новичков, такой подход может быть опасным. Потому что они могут начать именно с использования инструментов (ведь это просто и даже красиво) и непосредственно с разработки курсов, в то время как нужно начать с анализа целей, аудитории обучения, правил проектирования и подбора подходящего инструмента. Потом уже можно и шаблоны, и симуляторы и другие эксперименты. А вот азы проектирования были в первом потоке, но в тот момент я была в корпоративном зале.  Если вы новичок и для вас актуальна тема разработки (а правильнее - проектирования) курсов, то почитайте вот тут.


Андрей Кубай, Ведущий инженер американской компании Sweetrush Inc. (США)
Тема: ВСЯ ПРАВДА О МОБИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Андрей - представитель американской компании на украинском рынке e-learning, поэтому я всегда с большим интересом отношусь к его докладам. Это возможность взглянуть с другой стороны и подорвать какие-то наши шаблоны. В этот раз Андрей рассказал всю правду о мобильном обучении и показал примеры реальных курсов.

Тезисы:
  • Активную разработку мобильных проектов в компании Sweetrush начали уже 3-4 года назад 
  • Необходимо помнить, что mlearning это в первую очередь способ доставки контента
  • Мобильное обучение имеет специфический формат и требует особого подхода
  • mlearning пострадал от wow эффекта, поэтому важно понимать его сильные и слабые стороны
  • Плюсы: доступность, удобство процесса обучения, гибкость способа доставки контента, мобильность в плане возможности передвижения без ограничений в процессе обучения и как следствие повышение мотивации.
  • Минусы: мобильный интернет, особые требования к подготовке контента, внешние раздражители
  • Рекомендации к разработке mlearning курсов курсов аналогичны разработке курсов, которые проходят на ПК: тщательный анализ целевой аудитории и ее возможностей обучения, анализ технических ограничений (размер монитора, безопасность пользования корпоративными ресурсами, качество мобильного интернета)
  • Инструменты для разработки контента в том числе в формате mlearning (примеры): Articulate Storyline,  Adobe Captive,  Adapt (бесплатно). У каждого свои плюсыи минусы,
  • Масшабируемость текста и гибкость контента на мобильном телефоне это разные вещи. Важна возможность настройки таких моментов, как например, размер шрифта (вместо просто масштабируемости страницы).

* По результатам опроса среди наших участников оказалось, что только около 5% аудитории конференции, у которой внедрена LMS, используют мобильные форматы обучения.

Валерий Задавысвичка, Corporate E-Learning Club, Пиреус Банк
Тема: КАК НЕ СВЕСТИ С УМА СОТРУДНИКА В ПЕРИОД ЕГО ЭЛЕКТРОННОЙ СТАЖИРОВКИ.

Кейсы из банковской сферы встретишь не так часто. Учитывая мой 7-ми летний опыт работы в банковском онлайн-обучении, мне всегда интересно заглянуть за кулисы учебного центра одного из банков. И в данном случае также хотелось поддержать моего партнера по Corporate E-Learning Club.

Тезисы: 
  • Проект онлайн-стажировки реализован с помощью LMS Moodle Corporate и Outlook 
  • Стажировку проходят сотрудники фронт-офис (отделений банка) 
  • Онлайн-формат помогает быстрой адаптации новичков 
  • Сам проект постепенно развивался с 2010 до 2016 года, и в 2016 была реализована текущая версия онлайн стажировки. Постепенно был налажен процесс обучения, требования к разработке курсов и тестов. Со временем перешли от количества тестов к их качеству, когда лучше меньше, но лучше, и со сложными выборками для исключения списывания. 
  • Стажировка длится 10 рабочих дней. Только после успешного прохождения стажировки (не менее 80% баллов по каждому тесту) сотрудник получает доступ к банковским программным комплексам. В течение 2016 года прошли обучение 62 стажера. Проект модернизировал в 2016  1 специалист - менеджер по дистанционному обучению. 
  • Контроль качества обучения не формально выполняет руководитель + существует программа "Тайный покупатель"+ учебный центр выборочно может проводить устный опрос сотрудника по уже сданным тестам. Для отработки навыков по знаниям банковских продуктов, полученных в процессе стажировки, проводится очный тренинг.
Проблемы, которые пришлось решать во время настройки онлайн-стажировки: 
- поддержка актуальности каталога курсов (как альтернатива всегда есть информация на внутреннем портале)
- ошибки в тестах (найденная ошибка дает дополнительные баллы нашедшему)
- списывание и формальность обучения (PR самой цели обучения для сотрудника как мотивационный момент для честности)

Принципы, которых придерживается учебный центр банка: 
- дать возможность сотруднику находить нужную инф в нужный момент, возможно даже в процессе обслуживания клиентов (СППР - система поддержки принятия решений)
- научить находить нужную информацию,  а не списывать готовые ответы.

Участники конференции задавали вопросы о синхронизации программы стажировки с кадровой системой учета персонала, о тайминге тестирования, о том, какие процессы были автоматизированы и каким образом, как много открытых тестовых вопросов, какое количество попыток разрешено для успешной сдачи теста.

Кстати, в течение всей конференции всплывала тема проверки самостоятельной сдачи теста, невозможности списать, честности обучения.  Об этом напишу отдельно, так как разгорелась целая дискуссия.


Евгений Бондарец из DynEd Ukraine рассказал про изучение иностранного языка при помощи традиционных офлайн и онлайн инструментов: особенности, нюансы и подводные камни. Подчеркнул, что 74% мирового контента в сети Интернет размещено именно на английском языке. Владение языком - это навык, который необходимо оттачивать регулярно, еще лучше ежедневно. Сам процесс запуска обучения языку в формате онлайн можно разбить на три части: 1) оценочный тест, до 30 мин, уровень знаний, 2) учебный план в зав от уровня знаний, 3) непосредственно процесс обучения, оценка знаний, консультации с учителем.


Максим Шкилев, Бизнес-тренер 
Тема:  КАК СВОИМИ СИЛАМИ ПОСТРОИТЬ УПРАВЛЯЕМУЮ СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ СМЕШАННОГО ФОРМАТА ОТ 200 ДО 1000+ СЛУШАТЕЛЕЙ

Тезисы:
  • Как своими силами построить управляемую систему смешанного обучения: 1) проектирование (mind map), 2) наполнение контентом, обязательно дать сценарий действия, помочь отработать навык, 3) дать вводную информацию сотруднику понятным языком, инструкции по обучению (видео, скрин касты), лендинги, реклама, анонсы, кабинет слушателя
  • Управляемая система обучения смешанного формата строится на основе базы знаний (тут снова вспомним о тренде смешанного обучения). Элементы используются в различных учебных процессах. 
Важными составляющими управляемой системы смешанного обучения являются:
- бенчмаркинг - демонстрация мнения других людей и в сравнение со своим мнением, в форумах, вопросах, ответах. 
- рассылки писем, планирование автоматических рассылок при определенных условиях, анализ статистики рассылок.  
- настроить систему так, чтобы основная часть действий была автоматизирована.
- четкое понимание того, что должно быть в онлайне, а что в оффлайн. 
- использование различных инструментов, в том числе простых и бесплатных: Hangouts, Youtube (видео), Mindmeister (схемы), Canva.com (дизайн), Lucidchart (диаграммы, графики), Prezi (презентации).

Максим высказал мнение, что оффлайн - это формат именно для общения и сравнения своих достижений с достижениями коллег, а онлайн - формат для отработки навыков на реальных клиентах (например, видео-запись диалога с реальным клиентом и его анализ). Тут же из аудитории возникло возражение о невозможности отработать soft skills навыки в онлайн-формате. Максим подтвердил, что в некоторых случаях это будет трудозатратно в части анализа и для B2B-продаж больше подойдет оффлайн-отработка.


Евгений Штеменко, Comfy
Тема: ВЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ИСПОЛЬЗУЕТЕ СВОЮ СИСТЕМУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА МАКСИМУМ?

Евгений порадовал отличным кейсом о реализации LMS в компании. Проект существует достаточно давно. Изначально был реализован на платформе от Гиперметода, но ее уже основательно "доработали". В данный момент онлайн-обучением занимаются 3 сотрудника.

ТЕЗИСЫ:
  • Программы подготовки стажера, наставничества и кадрового резерва полностью автоматизированы для удобства управления ими. Мы узнали, как построены программы, как анализируются результаты, кто какие роли выполняет в этом процессе, как обновляются данные. Было много отличных скринов, так что отслеживайте, когда на ресурсах конференции появится презентация доклада.
  • В компании популярен видео-контент. Были продемонстрированы отличные примеры во время доклада.
  • Существуют проекты "Comfy wiki" и "Инфоритейл" (база информации для сотрудников розницы). При этом есть возможность просмотра информации через мобильный телефон. 
  • Проект "Справка" служит для проведения простейших операций. Дает возможность поиска по темам по словам. После его внедрения значительно сократилось количество ошибок. Даже новичок с помощью "Справки" легко выполнит незнакомую операцию. Тот же принцип СППР, о котором говорил Валерий Задавысвичка.
Из аудитории было задано много вопросов. В основном, о том, есть ли система штрафов за невыполнение назначенных курсов обучения (нет, но могут быть напоминания. О том, с какими сложностями сталкивались при внедрении онлайн-обучения (так как это было давно, то в основном вспомнили проблему отсутствия отдельных ПК). О том какой прирост в продажах можно ожидать в результате обучении (хороший вопрос про эффективность, но так как чаще идет сравнение очного и дист формата в плане затрат, Евгений также подчеркнул сложность измерения результов только благодаря заслугам обучения). Были вопросы о лояльности сроков обучения,  тестирования, не снижает ли это эффективность обучения? (проводили анализ результатов обучения сотрудников и результатов последующей работы, прямой связи не обнаружили). Евгений также подчеркнул, что LMS это в первую очередь инструмент для руководителей с целью обучения их сотрудников. Был вопрос о чат-ботах (пока попытки использовать чат-боты были неуспешны, их приостановили).

Кстати, как-то про эффективность обучения, измерения результатов было очень мало и в докладах, и в вопросах. Эта тема, возможно, возникнет на одной из следующих конференций. А для кого это актуально уже сейчас, то рекомендую доклад Игоря Беха "Как оценить эффективность e-learning". На данный момент это один из лучших и наиболее "удобоваримых" украинских докладов на такую сложную тему.

Мирослав Боцула, Collaborator
ТЕМА: КОРПОРАТИВНЫЙ E-LEARNING ПО ТЕХНИКЕ ПУСТОГО ИНБОКСА

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ >>>

С Мирославом мы познакомились около года назад. Именно он помог Corporate E-Learning Club в создании единой площадки, где теперь мы проводим вебинары  и размещаем материалы для обучения e-learning специалистов: http://elclub.com.ua/ (на данный момент обучение бесплатно). Недавно Мирослав порадовал нас оригинальной темой long read, а на конференции удивил техникой пустого инбокса. Мне очень нравится подход поиска чего-то нового в e-learning.

ТЕЗИСЫ:
  • Мы обучаем взрослых людей, основная задача которых - работать, поэтому обучение у них на втором плане
  • Можно выделить три категории сотрудников: новички, карьеристы, бывалые (категория, в которую переходят новички и карьеристы)
  • Как бывалый реагирует на обучение? "Ну ну" или "сопротивление".
  • Как мотивировать "бывалого" на обучение? - Сделать обучение частью работы.

Для того, чтобы сделать обучение частью работы, необходимо:
1) Чтобы обучение стало решением конкретной рабочей задачи
2) Чтобы обучение принозило пользу
3) Сделать процесс простым
4) Убрать потерю времени из за лишней информации
5) Помочь сотрудникам организоваться в обучении
6) Ненавязчиво дисциплинировать, незаметно приучить к обучению
7) Влиять на получаемые сотрудниками блага для мотивации к обучению

Какими инструментами это сделать? - Календарь - долгосрочная перспектива,
- Расписание - перспектива на неделю
- Стек заданий - инбоксы, в которых то, что я могу сделать прямо сейчас. Задача - держать инбокс пустым. Отработал задачу - ушла из бокса.

Идея пустого инбокса - это метод упорядочивания своих дел из книги Дэвида Аллена "Как привести дела в порядок" (Getting Things Done GTD).

Чтобы GTD  заработало, нужно пояснить бывалому сотруднику моментов:
- чем его работа важна для компании
- чего сотрудник может добиться через несколько лет
- за что сотрудник отвечает в компении и что ему нужно сделать в будущем

Инбоксы должны быть удобоваримыми. Это микрокурсы, короткие видеоролики,  книги, опросы, статья, тест, презентация, документ. Задача должна выполняться быстро: до 1 часа в неделю.

Рекомендации о том, как сократить информацию, ищите в книге "Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст (книга Главреда)" Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой. Мирослав также советует поискать статьи этих авторов просто в сети Интернет.

Мирослав уже провел анализ такой методики и говорит, что со временем люди включается в такой формат обучения и хорошо его воспринимают, хотя по началу и могут выполнять задачи нерегулярно. Но, в итоге, переполненные боксы начинают раздражать и человек подсознательно стремится освободить. В мотивации к этому действию поможет еженедельный обзор: получено задач, выполнено, провалено, набрано баллов, какое количество задач на след неделю. Это можно хорошо визуализировать (например, количество заданий отображает на плаву ваш корабль или, увы, тонет). Добавить регулярность: представьте, что это одна серия сериала каждый вторник.

Из аудитории задавали вопросы о том, как и где найти то, что уже пройдено (есть специальный ресурс), об интеграции LMS, о новых трендах. Что касается трендов, то Мирослав делает ставки на мобильное обучение.



Что касается организации самого мероприятия, то я в этом плане не сильно акцентируюсь на деталях, чтобы выделить какие-то нюансы вроде меню кофе-брейков или расцветки и качества раздаточных материалов.  В целом,  это мероприятие было насыщенным, даже во время кофе - брейков зал гудел как улей, так как были организованы группы для нетворкинга. Была возможность перекусить и выпить чая/кофе. Лично меня порадовало, что к чаю был лимон ) Разыгрывались подарки и поощрения. Организаторы быстро реагировали на отзывы: тепло/холодно в зале,  хорошо ли видно/слышно выступления/ вопросы и в зале, и для тех, кто смотрел онлайн. Немного почувствовалось, что нужны перерывы между выступлениями, хотя бы на передвижения для желающих, так как было два потока/зала. Некоторые выступления можно было перенести в формат выставок/мастер классов по продуктам на время проведения кофе-брейков. Это как пожелания.  Я как-то не люблю критиковать людей с хорошими инициативами, которые они реализуют впервые, и при этом очень стараются и даже искренне поясняют,  что могут волноваться и ошибаться, так как это новый опыт. Поэтому, уважаемые организаторы, компания eTutorium, вы молодцы и проделали большую работу для сферы украинского онлайн-обучения. 

Была отличная эльфо-атмосфера,  которая вносила свою нотку легкости в серьезную тусовку дяденек и тетенек, которые приехали учиться тому, как учить других онлайн. Заряд обучения был таким мощным, что у  меня даже книжки притягивались друг к другу :) Одну книгу передали московские коллеги из e-learning PRO, а две другие подарил украинский наш коллега Владимир Кухаренко. И всем спасибо, буду читать.



Лучшие моменты конференции:
- когда один из спикеров заволновался и признался в этом, зал дружно поддержал его апплодисментами,
- когда во время нетворкингов стоял шум разговоров и люди постоянно перемещались от одной группы к другой,
- когда не хотелось расходиться, а хотелось болтать и болтать с коллегами,
- когда видела реальные классные кейсы украинских проектов,
- когда смотрела на глаза коллег, горящие илернингом и надеждой на него.

См.также отзывы других участников #elforum

Дочитали? Скажите себе "я - молодец"!
Потому, что только что вы получили онлайн-апгрейд своих знаний)


Всем спасибо! Было здорово и плодотворно. Не теряйтесь, пожалуйста. Приглашаю в нашу онлайн-тусовку до момента следующей живой встречи. Мы точно будем знать о самых интересных мероприятиях в e-learning. Задавайте вопросы, вступайте в дискуссии, разрушайте шаблоны и генерируйте новые идеи :)

Corporate E-Learning Club тут:
Я еще и тут: http://www.elearningpro.ru/

Полезные ссылки:


Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?