Какие перспективы адаптивного обучения для корпоративного e-learning?

Последним моим проектом перед уходом из WebSoft был цикл статей про адаптивное обучение. Авторство в этих публикациях я за собой не сохранила, так что ставлю ссылку на источник. Исключу из исходника статью "С чего начать переход к адаптивному обучению или его внедрение?", так как она опирается на переход к адаптивному, если у вас есть уже LMS. Но это не единственный вариант.

Это материал для начинающих. Простыми словами про адаптивность.

В корпоративном онлайн-обучении все больше разговоров о том, чтобы выстроить индивидуальные образовательные траектории, на каждом шагу метриками проверять уровень знаний и направлять по нужному треку. По ощущениям рынка, многим компаниям еще далеко до задач адаптивного обучения в рамках массового обучения своих сотрудников. И, в тоже время, понимать, что это такое, важно. Еще и потому, чтобы не называть адаптивным обучением то, что таковым не является. 


Тезисы, если вам нужно быстрое и неглубокое погружение:

Адаптивное обучение зародилось в 1950-1960 годах, когда Скиннер, Краудер и Паск представили свои первые алгоритмы программного обучения. Многие принципы, заложенные в эти алгоритмы, используются в e-learning и сейчас.

Adaptive learning, adaptive teaching это процесс обучения с использованием специальных алгоритмов для построения индивидуальной учебной траектории с помощью подобранных ресурсов и активностей, удовлетворяющих уникальным потребностям учащегося.

Пример живого адаптивного обучения - репетитор, который учит студента в индивидуальном порядке, выявляя имеющиеся знания и пробелы, источники мотивации и способы наилучшей передачи знаний. Примером адаптивного онлайн-обучения могут служить специальные платформы по изучению иностранных языков.

Адаптивность это повод разобрать статичные конструкции знаний в LMS и сделать из них элементы гибкого конструктора для построения индивидуальных траекторий обучения.

Компании ожидают, что адаптивность:
- повысит эффективность обучения,
- сократит затраты времени на обучение,
- даст сотрудникам персонализированный контент,
- сделает учебные процессы быстрыми и гибкими.

С новым трендом связано много мифов. Важно понимать, что обучение по профилю должности, опыту работы и уровню знаний еще не адаптивное. Разветвленные сценарии в онлайн-курсе не делают его адаптивным. Если встроить в LMS технологию рекомендаций контента, то и это еще не будет адаптивным.

Внедрение адаптивного обучения это стратегический пересмотр подходов к корпоративному обучению. И начать его стоит микро-обучения, построения карт знаний и анализа данных, чтобы перейти к адаптивному тестированию, формированию индивидуальных траекторий обучения и впоследствии передать эту функцию искусственному интеллекту.

Критики не обходят эту тему стороной. Пишут, что такой подход знаменует эру “борьбы больших данных против учителей” и ошибочно опирается на то, что всегда есть правильный и неправильный ответ (а в жизни не так, да и в гуманитарных науках это сложно). Также возникают вопросы о сборе и хранении персональных данных, потому что сложно представить персонализацию обучения без идентификации учащегося.


Впереди лонгрид о том, как:
- перейти от традиционного корпоративного онлайн-обучения в формат адаптивного,
- мотивировать сотрудника идти за новой информацией в корпоративную базу знаний,
- глобально перестроить учебные процессы, чтобы они отвечали вызовам современного мира,
- создать максимально гибкие и прикладные программы профессионального обучения,
- повысить эффективность и увеличить скорость получения новых знаний.

Адаптивное обучение: почему этот тренд актуален?

Материал основан на актуальных сейчас докладах, статьях, кейсах, вебинарах и обсуждениях в профессиональных сообществах e-learning специалистов. В первую очередь, это будет полезно новичкам, которые слышали о тренде, но никак не могли разобраться в теме полноценно. Если вы уже сталкивались с адаптивным обучением и пробовали запускать точечные проекты, статьи помогут комплексно взглянуть на эту задачу и рассмотреть различные варианты решения. У экспертов всегда есть возможность найти новые идеи, посмотрев с другой стороны.

Рассматривая тему, мы будем опираться на ситуацию, когда у компании уже есть LMS или планируется внедрение e-learning с помощью похожего функционала.

Традиционные онлайн-курсы статичны

Электронные курсы, которые сейчас мы называем традиционными, разрабатывались по устаревшим правилам. Быстро меняющийся современный мир, информационная перегрузка, потребность в непрерывном обучении и освоении новых навыков - все это плохо укладывается в концепцию последовательного структурированного статичного обучения.

Как разрабатывали курсы:
- эксперт подбирал контент, опираясь на свой опыт и знания,
- информация излагалась в логической последовательности,
- практические задания чередовались с блоками теории,
- тема рассматривалась максимально детально,
- завершающим этапом становился тест.

Все это отлично работало тогда, когда достоверные знания хранились в библиотеках, "в головах" учителей, тренеров и экспертов.

Информация и знания в современном мире динамичны

Интернет дал возможность самостоятельно искать нужную информацию, формировать собственные программы обучения, следовать по произвольным учебным траекториям в массовых онлайн-курсах.

Открыв поисковик браузера, вы можете найти контент в том виде и в том количестве, в котором его удобно изучать: электронные книги, статьи, форумы, отзывы экспертов и потребителей, кейсы, инфографика, видео-лекции, блоги, корпоративные сайты, новости.

В том же youtube можно выбрать не просто ролик по нужной теме, но и задать фильтр по длительности, актуальности, релевантности. Все это дает актуальный разноформатный контент для профессионального развития.

Корпоративный учебный портал - конструктор,
который нужно разобрать и ... построить заново

Заглянем на учебный портал компании. Большинство корпоративных LMS все еще живут по правилам, сформированным ранее: недостаток информации, наличие знаний только "в головах" экспертов, потребность в полноценном освоении темы через структурированное длительное обучение.

Такие LMS похожи конструктор lego, который уже собран: все, что нужно сделать учащемуся - запомнить, как это выглядит. Возможно, его попросят повторить точно такую же собранную кем-то фигуру. И дадут четко обозначенный набор элементов.

Но, учитывая скорость окружающих изменений, темп развития бизнеса и постоянную потребность в новых навыках нам нужна коробка с деталями lego. Обучение должно стать настолько динамичным, чтобы позволить формировать персональные траектории обучения на лету из произвольных элементов. В этом и заключен смысл адаптивности.

Подведем итоги:
  • Методы, с помощью которых разрабатывали традиционные электронные курсы, устарели. 
  • Структурированное статичное представление учебного контента было обосновано дефицитом информации. 
  • Интернет открыл доступ к знаниям, экспертам и персонализации. Теперь каждый может выбрать контент, подходящий по формату, длительности и актуальности. 
  • Чтобы учитывать скорость окружающих изменений, нам нужна коробка с деталями lego-контента внутри корпоративной LMS. 
  • Произвольные элементы помогут создать адаптивные траектории обучения, настроенные на уровень знаний и потребности конкретного учащегося.

Адаптивное обучение: какие аргументы “за”?

Существует так много способов убивать время,
что некоторыми приходится жертвовать.
(Айзек Азимов)

Первая идея, которую мы рассмотрели: адаптивное обучение перестроит корпоративную LMS на новый формат. Когда статичные конструкции знаний будут разобраны на небольшие фрагменты, их можно будет использовать словно элементы конструктора для различных учебных траекторий. Это глобальный взгляд на то, что может дать адаптивность.

Какие надежды возлагают на адаптивное обучение?

1. Сократить затраты времени сотрудников на обучение

Ускоряются потоки информации, потребность в знаниях и циклы освоения новых навыков. Работа, которую выполняет сотрудник, тоже меняется: сложные задачи, быстрые решения. В итоге, на обучение остается все меньше времени, сил и мотивации.

В процессе обучения учащемуся нужна поддержка на трех этапах: начать обучение, сохранить динамику в процессе, завершить. Стартовый этап - один из самых сложных, потому что впереди еще 2 часа вебинара, 30 вопросов теста, 100 слайдов курса, 200 страниц pdf-инструкции, 500 страниц книги. Велика вероятность того, что назначенное обучение тут же завершится кнопкой “закрыть”.

На микрообучение проще найти время в плотном графике. Чтобы посмотреть двухминутный видео-ролик, почитать памятку размером со страницу А4 или ответить на небольшой тест из 3-5 вопросов, мотивации нужно гораздо меньше.

С одной стороны, это упрощение контента, которое глобально может привести к тому, что со временем учащийся не сможет длительно удерживать внимание и концентрацию. Но, с другой стороны, мы ведь говорим об обучении без отрыва от работы. А, если сказать честно, то в нерабочее время, в перерывах, по дороге на работу и домой. Поэтому стоит разделять форматы контента для непрерывного обучения под четкие профессиональные задачи и для вдумчивого погружения в новую тему.

Формат микрообучения сокращает размер "порции" информации, повышает мотивацию на старте обучения, формирует оптимальный набор элементов в соответствии с пробелами в знаниях и уровнем подготовки учащегося. Все это позволяет развивать профессионалов, лидеров, инноваторов.

2. Создать персонализированный учебный контент

Выбор формата представления контента - вариант адаптации обучения под запросы и восприятие конкретного учащегося: один и тот же материала может быть "упакован" в текст, аудио, видео, инфографику, скрайбинг, тест, кейс, истории.

Персонализированный контент должен отвечать не только целям обучения и способу восприятия человека, но и в первую очередь быть прикладным. То есть в адаптивную траекторию обучения должны попасть только те элементы "lego", которые заполнят пробелы в знаниях этого конкретного учащегося. При этом будет учтен темп обучения, частота повторения усвоенного материала, потребность в получении обратной связи, способ поддержания мотивации.

Возможно, на адаптивное обучение возлагают надежды решить задачи, которые не смогли решить педагогическим дизайном. Например, четко сегментировать целевую аудиторию по уровню начальных знаний и потребностей в обучении, разделять траектории обучения в зависимости от успехов учащегося в процессе прохождения курса. Но это если смотреть только на начальные этапы адаптивности.

3. Сделать учебные процессы быстрыми и гибкими

Адаптивное обучение можно рассматривать как инструмент взаимодействия с корпоративной базой знаний. А через нее - как способ непрерывной обратной связи между компанией и сотрудником в процессе его работы и освоения новых навыков.

Учитывая потребность в быстрой смене навыков, нам важно в каждый момент обучения сотрудника понимать, насколько получаемые знания отвечают его профессиональным задачам (= стратегическим целям компании, которые формируют эти потребности). Так, чтобы вовремя внести изменения, откорректировать траектории обучения, перенаправить по нужной траектории.

В крупных компаниях распространена практика создания программ профессионального обучения по профилям должностей. Это списки курсов, тестов, вебинаров, инструкций, книг, которые дают каждому сотруднику понимание того, что надо изучить. Несколько лет назад составление подобных программ один раз в год было целесообразным. Если в течение года и вносились дополнения, то они были незначительными.

Сейчас планирование должно стать кратковременным и гибким, чтобы подстраиваться под потребности обучения здесь и сейчас. В этом поможет связка между учебными задачами и бизнес-процессами. Например, когда результаты обучения будут сопоставляться с показателями работы, а критерии качества и эффективности работы будут влиять на формирование учебных траекторий. Только так обучение станет своевременным и отвечающим потребностям конкретного сотрудника и компании.

4. Повысить эффективность обучения сотрудников за счет выбора оптимального формата и фокуса на реальных пробелах в знаниях

Неосознанная некомпетентность сотрудников является фактором, который склоняет крупные компании к разработке адаптивных курсов вместо обычных онлайн-курсов. То, что человек может использовать ошибочную информацию, даже не подозревая об этом, вредит бизнесу. Адаптивный подход выявляет пробелы в знаниях и заполняет их с помощью индивидуально подобранной программы обучения.

Следует отметить, что это не единственный способ борьбы с неосознанной некомпетентностью. Существует наставничество, коучинг, менторство, репетиторство. Но все эти варианты возможны только с участием живого преподавателя. По сути, задача адаптивного обучения - создать запрограммированного репетитора для каждого своего сотрудника и таким образом повысить эффективность усвоения новых знаний. При этом индивидуальные цели обучения этого сотрудника находятся в рамках его профессиональных функций, ведь мы говорим о корпоративном секторе.

Подведем итоги
  • На адаптивное обучение возлагают надежды повысить эффективность и скорость обучения, убрать риски неосознанной некомпетентности сотрудников, сделать учебные процессы гибкими за счет персонализированного контента. 
  • Большая роль в переходе к адаптивности принадлежит микрообучению. 
  • Чтобы быстро отвечать запросам бизнеса, планирование программ профессионального обучения должно стать краткосрочным и гибким.
  • Адаптивный подход для корпоративного обучения учитывает потребности в развитии сотрудника в рамках его функций и стратегических задач компании.
Адаптивное обучение: как все начиналось?

Самая волнующая фраза, какую можно услышать в науке, — 
фраза, возвещающая о новых открытиях, —
вовсе не «Эврика!», а «Вот забавно...».
(Айзек Азимов)

Выше мы обсудили, что адаптивное обучение способно переформатировать корпоративную LMS. Для этого нужно разобрать статичные конструкции знаний на гибкие элементы конструктора по типу lego.

Дальше рассмотрели основные надежды, которые возлагают на этот тренд:
- повышение эффективности обучения,
- сокращение затрат времени на обучение,
- разработка персонализированного контента,
- предание учебным процессам скорости и гибкости.

Поговорили также о том, что привлекает e-learning экспертов и компании в адаптивном обучении, какие они видят преимущества, на что обращают внимание и как это связано с текущим состоянием рынка. Теперь речь пойдет о терминах, истории возникновения программного обучения с помощью алгоритмов и примерах их использования.

Адаптивное обучение (adaptive learning, adaptive teaching) - процесс обучения с использованием специальных алгоритмов для построения индивидуальной учебной траектории с помощью подобранных ресурсов и активностей, удовлетворяющих уникальным потребностям учащегося.

Суть этой концепции в том, что люди развиваются по-разному. Для нашей корпоративной сфере это может звучать так: чтобы обеспечить сотруднику оптимальный способ профессионального развития, обучение должно адаптивно подстраиваться под его запросы, особенности восприятия, темп усвоения, учитывая имеющийся опыт и умения, осознанные и неосознанные пробелы в знаниях.

Первые программные алгоритмы обучения

Многие эксперты, представляющие эту тему или кейсы, упоминают имена Скиннера, Краудера и Паска, которые в 1950-1960 годах впервые использовали различные алгоритмы программного обучения. Но эта идея возникла не потому, что появилась возможность автоматизировать обучение и создать тесты, которые будут подстраиваться под уровень знаний и успеваемости учащегося. Адаптивные подходы использовали еще Сократ и Платон, выстраивая персонализированное обучение для своих учеников.

В первые программные алгоритмы обучения были заложены принципы, которые и сейчас используются в современных LMS:
- небольшие порции контента,
- поиск оптимального типа вопросов для проверки знаний,
- мгновенная развернутая обратная связь.

Зачем углубляться в историю? Знание особенностей этих алгоритмов позволит понять механизмы адаптивности и разрушить мифы, связанные с адаптивным обучением.

Профессор Скиннер представил линейный алгоритм обучения, обладающий такими параметрами:
- небольшие части учебного материала,
- индивидуальный темп обучения для учащегося,
- достаточно низкий уровень сложности каждой части,
- немедленная обратная связь после каждого ответа,
- использование открытых вопросов для проверки усвоенных знаний,
- закрепление знаний с помощью обобщения в различном контекста,
- разница между учащимися в продолжительности обучения.

В алгоритме Скиннера способности и наклонности учащихся не дифференцировались: разные учащиеся к концу программы приходили по одному и тому же пути.

Машина Скиннера, которая формировала траектории обучения для студентов

Разветвленный алгоритм Клаудера отличался появлением индивидуальных учебных траекторий. Теперь программа обучения определяла свой путь для каждого учащегося. Появились параметры, отличающиеся от похода Скиннера:
- начальный учебный материал дается большими частями со сложными вопросами
- используются закрытые вопросы типа “один из многих”
- если учащийся дает неверные ответы на первую сложную часть, идет перенаправление на более простую и более детальную подачу того же материала
- появляется развернутая обратная связь (после ответа на вопрос программа поясняет, почему ответ был верный или в чем допущена ошибка).

Клаудер создал дифференцированный подход к траекториям обучения: разные учащиеся проходили к финалу программы своими путями.

Гордон Паск предложил адаптивный алгоритм, когда в индивидуальной траектории обучения поддерживается оптимальный уровень сложности учебного материала для конкретного учащегося.

С развитием интереса к технологиям искусственного интеллекта, идеи персонализации обучения и программирования уникальных траекторий освоения учебного материала стали развиваться. Скачки популярности можно было наблюдать в 1970-е и 2000-е годы. С 2017 года адаптивность снова в тренде.

В современных трактовках адаптивности можно встретить примеры линейного, разветвленного и адаптивного алгоритмов. В наибольшей степени на персонализацию обучения настроен последний вариант.

Примеры адаптивного обучения

Простейший живой пример - репетитор, который обучает студента в индивидуальном порядке, в то время как в группе для всех студентов тот же преподаватель дает лекцию по утвержденной программе для этого курса и этой специальности. Репетитор не будет читать ту же лекцию: вначале он выявит имеющиеся знания и пробелы, постарается понять мотивацию и способы наилучшей передачи знаний именно для этого студента. В процессе дальнейшего обучения продолжатся периодические срезы успеваемости, калибровка наполнения и скорости прохождения учебной программы, а также планирование будущих потребностей в знаниях и навыках.

Похожую задачу мы сейчас пробуем перенести в корпоративное обучение, заменив традиционные массовые курсы по теме или должности на адаптивные курсы, которые будут выстраивать персональные учебные траектории.

В онлайн-обучении иностранных языков адаптивность не новинка. Существуют платформы, где студент может выбрать онлайн-учителя, определить свои цели для дальнейшей мотивации, учиться в удобном для себя формате на различных устройствах в любое время, получать обратную связь по своим заданиям, видеть динамику своей персональной траектории обучения и даже приносить свой собственный контент в эту траекторию.

Одной из первых зарубежных компаний технологию адаптивности стала применять компания Knewton, анализируя образовательные данные и формируя уникальные для каждого студента кривые обучения. И начинался этот проект в 2011 году участием компании в разработке адаптивной системы подготовки студентов-математиков одного из вузов США.

Это все примеры адаптивности, которая анализирует информацию об учащихся и выстраивает навигацию по элементам учебного контента. Такой подход углубляется в методологию обучения и заставляет пересмотреть традиционные взгляды.

Можно еще говорить об адаптивности по формату предоставления контента, который позволяет учащемуся выбрать устройство для прохождения курса или сдачи теста: компьютер, планшет, смартфон. Пусть это, в большей степени, технические задачи, но они тоже важны. Когда обучение поставляется не в том виде, в котором учащийся готов его воспринимать, снижается мотивация к изучению темы, задания накапливаются в инбоксе и создают ощущение “все равно уже не успею”.

Подведем итоги:
  • Адаптивное обучение использует различные алгоритмы для построения индивидуальных учебных траекторий. 
  • Учебная траектория это специально подобранные ресурсы, активности, мероприятия, удовлетворяющие уникальным потребностям и способностям учащегося. 
  • Первые программные алгоритмы были использованы в 1950-1960 годах, когда Скиннер, Клаудер и Паск предложили линейный, разветвленный и адаптивный алгоритмы. 
  • Примерами живого адаптивного обучения может служить частный репетитор, который совместно с учеником настраивает индивидуальную траекторию и вносит в нее изменения по ходу обучения. 
  • Адаптивные подходы активно используются в онлайн-обучении иностранных языков. 
  • Адаптивный дизайн учебного портала или адаптивная верстка электронного курса - один из способов сделать контент персонализированным и позволить учащемуся выбрать оптимальный для себя вариант.
Адаптивное обучение: мифы и реальность

Есть три наиболее часто встречающихся мифа в e-learning сфере о том, что же такое адаптивное обучение. Это сложный процесс, поэтому его рассматривают с разных сторон и пробуют реализовать насколько понимают и технически могут. В связи с этим возникает ряд мифов.

Если ниже обнаружите, что ваш новый проект по адаптивному обучению на самом деле таковым не является, не расстраивайтесь. В любом случае, вы одними из первых пробуете применить этот тренд и встроить в систему обучения, а это уже большое достижение. 

1. Разветвленные сценарии в онлайн-курсе делают его адаптивным?


Если курс разделен вводным тестированием или с помощью разветвленного сценария на контент для опытных и новичков, “профи” и “чайников” это все еще не адаптивный курс. Заранее подготовленный контент не сможет учесть опыт, индивидуальный багаж знаний и имеющиеся пробелы в них, темп обучения, предпочтения в формате подаче. Не сможет спрогнозировать и дальнейшие потребности в освоении новых навыков, необходимых для работы.

Даже если вы предусмотрели сложные сценарий внутри курса, которые позволяют учащемуся какой-то элемент контента пропустить или выбрать из нескольких форматов одного и того же контента более удобный, это еще не говорит об адаптивности.

Ветвление определяет готовые сценарии - траектории обучения, которые заранее выстроены разработчиком этого контента и не учитывают успехи или неудачи конкретного учащегося в процессе обучения, не подстраиваются именно под него, не прогнозируются будущие потребности в новых знаниях и навыках.

Плюс в том, что этот подход уже помогает сократить время на обучение и увеличить мотивацию за счет того, что человек осваивает только то нужные ему фрагменты контента.

2. Обучение по профилю должности, опыту работы и уровню знаний - адаптивное?


Если обучение учитывает только должность сотрудника, его опыт и начальный уровень знаний по теме, то это еще не адаптивность. Программы обучения для массовых профессий (продавцы, специалисты call-центра) не подстраивается под особенности каждого из учащихся в процессе изучения материала.

Плюс в том, что подобное сегментирование дает начальное понимание того, что обучение должно быть персонализировано.

3. Если встроить в LMS технологию рекомендаций контента это будет адаптивное?

В корпоративном секторе активно развивается направление самообучения: в LMS размещают курсы по психологии, книги по личностному росту, видео-ролики о здоровом образе жизни. Стараясь подстроиться под своего потребителя, учебные порталы обрастают сетями рекомендаций подобно Youtube, Amazon, Netflix.

LMS может посоветовать изучить контент, который близок к интересующим вас темам, одобрен коллегами, экспертами или дополнит ваши пробелы в знаниях, зафиксированные пройденным тестом. Это индивидуальный подход к контенту, хотя все еще не адаптивный. Да, тут уже можно использовать статистику пройденного обучения конкретного сотрудника, его коллег на той же должности, рейтинги контента, но это лишь более прицельный подход к профильному обучению.

В новом отчете от Deloitte 2018 много говорится о значении опыта сотрудника и даже новый вид LMS называют платформами опыта - experience platforms, которые действительно смогут адаптировать контент под конкретного учащегося и выстроить его персональную траекторию обучения. Кстати, там же говорится и о micro-learning platforms. Отчет можно скачать тут.

Есть еще миф о том, что адаптивным обучение можно считать предварительную оценку знаний, умений, навыков сотрудников с последующим формированием индивидуальных траекторий обучения.

Такой подход исключает ненужное обучение, повторное прохождение уже знакомого материала. Для адаптивности тут не хватает постоянного обновления данных об учащихся, возможностей гибко перестраивать обучение и прогнозировать будущие потребности. Хотя сама по себе процедура оценки знаний и навыков в непрерывном режиме, с учетом профессионального развития сотрудника и стратегических задаче компании, может стать основной для построения адаптивного обучения.

И, конечно, существует миф, характерный для многих новых тенденций: в будущем не будет тренингов, вебинаров, курсов, а только адаптивное обучение.

Если бы к каждому сотруднику мы могли прикрепить автоматизированного персонального преподавателя, ментора, наставника, коуча, это было бы замечательно. Но стоит соизмерять затраты и преследуемые цели.

Адаптивный подход позволяет переосмыслить обучение, посмотреть с другой стороны на ставшие привычными электронные курсы, но он не исключает использование других форматов и инструментов. Для одних учебных задач оптимально подойдут базы знаний и онлайн-справочников, для других целесообразно будет провести вебинар, а для третьих нужно провести очное мероприятие. Если все это отвечает принципам непрерывности и гибкости обучения, то такие форматы по-прежнему будут актуальны и смогут сосуществовать рядом с адаптивными траекториями.

Так как восприятие адаптивности рынком онлайн-обучения находится в динамическом состоянии, то и мифы со временем могут исчезнуть или, наоборот, подтвердиться. Данный фрагмент цикла написан с опорой на зарубежный источник и анализ текущей ситуации на рынке e-learning в России.

Реальность же такова, что для многих компаний организация полноценного адаптивного обучения будет новым серьезным проектом. И для того, чтобы прийти к его реализации, понять новую стратегию непрерывного обучения, найти аргументы для бюджета, нужно на чем-то потренироваться. В следующей статье мы посмотрим на пять шагов для перехода корпоративной LMS к адаптивности.

Проверим, что запомнилось?
  • Разветвленные сценарии в электронном курсе, сеть рекомендаций на учебном портале и программы обучения по профилю должности нельзя отнести к адаптивности. 
  • Настоящая адаптивность должна учитывать индивидуальные особенности учащегося, его базу знаний и пробелы в них, а также изменять учебные траектории в ходе обучения и прогнозировать будущие потребности. 
  • Сегодняшние мифы о том, что есть адаптивное обучение, а что таковым не является, могут в будущем измениться.

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?