понедельник, 27 февраля 2012 г.

Разработка курсов: электронные курсы 2007 vs 2012

Какими были электронные курсы 5 лет назад и почему сейчас они другие.
Почему сейчас так много вопросов, доработок и исправлений.
Почему ранее размещали электронный текст, проверяя его на правописание и последовательность изложения информации, а сейчас он проходит тщательную методическую оценку по целому ряду критериев?

2007.
Ранее курсы можно было разделить на несколько типов:

  1. курс-текст (= электронная версия книги)
  2. курс-инструкция (1.2.2, 1.2.2.3, 1.2.3.4 ....) 
  3. курс с картинками (= электронная версия книги с оформлением)
  4. курс с картинками, практ. примерами и речевыми модулями..
Последний вариант встречался редко, и на тот момент я еще не понимала его ценности. Тогда еще у нас не было разговоров о педагогическом дизайне и об измерении эффективности дистанционного обучения. НО уже тогда были такие курсы, которые сейчас можно смело относить к эталонам (даже учитывая их очень скромную интерактивность в виде проверочных вопросов в самом курсе). Целью улучшения контента СДО был перевод первых двух типов курсов во вторые два + своевременная актуализация данных.

2012.
Что происходит сейчас? Существует стандарт курса, согласно которому разработчик должен соблюсти ряд требований прежде, чем получит разрешение на размещение курса в систему дистанционного обучения. Вместе с разработчиками мы учимся соблюдать четкую структуру курса с введения до выводов; озвучивать цель курса в самом начале; использовать интерактивные вставки; предлагать такой объем курса, который будет осязаемым для обучения без отрыва от рабочего места; учимся визуализировать, ищем параметры для измерения эффективности курса, отслеживаем результаты обучения.

Появились курсы-презентации, курсы с видео, курсы-игры, тесты-игры, курсы в wiki и многое другое.

Почему изменились требования? Возможно, во многом это связано с тем, что очный формат обучения практически полностью заменен на дистанционный. То есть сейчас нам необходимо более тщательно относиться к тому, на сколько эффективным будет самообучение сотрудника в СДО, ведь это 75% его профессиональной программы. И от того, на сколько грамотно и интересно будут составлены курсы, зависит эффективность обучения сотрудника, а значит и дальнейшее использование полученных им знаний в работе. А вот это уже, согласитесь, достаточно весомый аргумент для того, чтобы повысить требования к электронным курсам.