Рекомендации разработчикам электронных курсов (по идеям книги "Правила мозга")
Рекомендации разработчикам электронных курсов (по идеям книги "Правила мозга"):
- Учитывайте особенности работы нашего мозга в любом обучающем процессе (если вы считаете, что это не относится к сфере деятельности разработчика курсов, читайте пункты далее или сразу читайте книгу)
- Помните, что качество обучения зависит в том числе и от отношений между учеником и учителем. Когда это электронный курс и нет учителя, подумайте, как можно учесть момент взаимоотношений, на сколько важно выбрать подходящего гида или дать возможность выбрать своего персонажа курса, или же сопроводить процесс обучения в курсе живой дискуссией в форуме или пост-тренингом, практикумом.
- Учитывайте предыдущий опыт при обучении. Будьте готовы к тому, что обучая одному и тому же группу людей, каждый из них получит свою индивидуальную "порцию знаний", так как мозг каждого индивидуален, и, когда мы получаем обрабатываем информацию, то соотносим ее с нашим собственным уникальным опытом и формируем свою собственную "проводку" нейронов в мозге. Это совет скорее о тщательном исследовании целевой аудитории курса и анализе имеющихся знаний, а также это про неоправданные ожидания инициаторов обучения, которые могут объясняться банально особенностями работы мозга каждого из участников целевой аудитории.
- Сфокусируйте внимание слушателей курса на самом главном. Помните, что "мультизадачность - это миф". И не потому, что тех, кто так считает, больше проголосовало за эту идею) Все снова объясняется работой мозга. Если вы думаете, что способны делать одновременно несколько дел, то вы ошибаетесь. Это способность быстрого переключения внимания с одного дела на другое (при этом вы напрягаете свой мозг, требуя от него повышенной скорости работы и на самом деле сфокусированы на то, что делаете сейчас, в эту минут или мили-секунду). А теперь подумайте про мигания, всплывающие окна, выноски, анимации, гидов, картинки, большие блоки обучения, которые нужно проходить в рабочее время и вспоминать, где прервался, про тренинги без выключенных мобильных, про вебинары с параллельными ответами в скайпе и переписке в рабочем чате и т.д. и т.п. И придумайте, как упростить, сократить, ограничить отвлечение, сфокусировать, убрать лишнее. И, кстати, если вы имеете привычку говорить по телефону или перекусить чем-то за рулем, пора от этого избавиться, чтобы не потерять доли секунд на переключение вашего внимания в экстренный момент. Это на самом деле важно.
- Создайте такую атмосферу обучения, которая близка к той, где будут эти знания применяться. В книге приводится пример того, что если вы что-то выучили в состоянии огорчения, вы легче воспроизведете эту информацию в том же состоянии. Конечно, я не призываю огорчать слушателей) но задумайтесь, когда и как они будут применять знания, какая будет атмосфера, погрузите в нее еще на этапе прохождения курса
- Информация в курсе должна быть понятна. Скажете, элементарно? Скажете, что все это понимают: "лучше запоминается тщательно обработанная, осмысленная, контекстно-зависимая информация"? Тогда почему есть курсы, которые не хочется читать, вебинары, которые сложно слушать, книги, которые сложно читать, инструкции, в которых предложения занимают целый абзац абстрактной информации, который не воспринимается, а значит, не запоминается, а значит такое обучение не имеет смысла.
- Информация в курсе должна быть подкреплена примерами из практики. Примеры не только делают новую информацию более интересной, но и позволяют связать ее с предыдущим опытом и показать то, где можно применить эти знания в реальной жизни.
- Люди не обращают внимания скучное. Нет, конечно, можно замотивировать, "напугать" двойками и невыплатой бонусов и прочим, только внимание этим не привлечь, а значит, информация в лучшем случае будет "зазубрена", то есть в мозгу она не будет осмыслена и связана с предыдущим опытом, а значит со временем будет забыта.
- Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте детали вокруг основных понятий. Помогите мозгу принять новую информацию. Расскажите, о чем речь будет в целом, что будет рассмотрено, в какой последовательности. Покажите, когда на каком этапе находится ученик, какие его успехи, что он усвоил, что еще нужно усвоить, как он может разбить модули обучения и в какой последовательности все выполнить. Не заставляйте гадать, а еще хуже сердиться от непонимания того, что нужно делать и для чего. Выстройте процесс обучения так, чтобы он был понятен и логичен.
- "Повторение - мать учения". Это снова знакомо? А так ли часто мы об этом вспоминаем при создании электронных курсов, при построении процесса обучения? Как часто повторяется новая информация, в каком виде, через какие временные промежутки? Что, не повторяется? Выучили - подтвердили тестом и все? Тогда информация не отложилась. Мозгу нужны повторения, чтобы знания отложились в долговременной памяти. Для этого новую информацию нужно вводить постепенно и повторять через промежутки времени.
- Откажитесь от проведения обучения в обеденное время после 12 часов. Не смотря на то, что есть среди нас совы и жаворонки, тем не менее у всех людей существует потребность в послеполуденном сне, такая же, как например потребность в ланче. Организацию мест для полуденного сна мы оставим профсоюзам продвинутых компаний, а сами учтем то, что в обеденное время наш мозг больше настроен на отдых, чем на работу и усвоение новой информации.
- Лучший способ обучения - одновременно задействовать несколько органов чувств: покажите, дайте послушать, дайте дотронуться. Также стоит задуматься о том, что кому-то проще запомнить прочитав, визуально, кому-то - прослушав, аудиально. Также хорошо использовать знакомые картинки, ситуации, яркие воспоминания. Автор книги пишет о том, что большинство информации мы воспринимаем зрительно и это самый сильный орган чувств, и рекомендует уделять внимание картинкам. Если говорить о рекомендациях для создателей курсов, я бы не ограничивалась советом "используйте картинки больше, чем текст". Иногда лучше будет наоборот. Зависит от того, как вы подадите информацию и как ее смогут воспринять. В любом случае я уверена, что качественная картинка или инфографика это часто лучше, чем текст. НО текст лучше, чем любая непродуманная некачественная картинка.
- Учитывайте различия женского и мужского мозга. Это снова про анализ целевой аудитории. Например, разработчик курса для руководителей - мужчина, целевая аудитория - женская. Неожиданно у слушателей курса может возникнуть неприятие информации либо сопротивление ее усвоению, и все потому, что, к примеру, использованы обороты, более характерные для мужчин в отношении своих подчиненных (четко "Сделай это!"), чем для женщин (более мягко "Давай сделаем вот это"). Также следует помнить, что мужской мозг чаще фокусируется на общей картине, женский - на деталях, а также больше внимания уделяет эмоционально окрашенным деталям. То есть эти моменты тоже следует учитывать и создавать комфортную атмосферу для обучения.
- Развивайте любознательность в себе и своих учениках. Это самое важное качество нашего мозга, мозга исследователя. В курсах - подумайте, как подтолкнуть к познанию, заинтересовать, заинтриговать. Возможно, стоит использовать истории, примеры, удивить неожиданным поворотом или героем, изменить формат, показать ради чего стоит постараться, кто уже смог себя реализовать и как, загадать загадки, "похвалить" значками, рейтингами.
В книге еще много интересной информации о таких очень важных для обучения моментах, как физические нагрузки, сон, борьба со стрессом. Я о них не писала, так как это уже сфера деятельности не только разработчика курса, но и компании, организации, вуза, школы, государства в целом. НО почитать стоит, рекомендую.
Можно также отдельно написать рекомендации спикерам вебинаров, но, думаю, вы сами заметите основные идеи, которые легко можно переложить на формат обучения в веб-комнатах.