Третья неформальная встреча группы Corporate e-Learning Ukraine
Вопрос: сколько действий нужно произвести, чтобы посадить бегемота в холодильник? Ответ - три: открыть холодильник, посадить туда бегемота, закрыть холодильник. А сколько действий нужно произвести, чтобы посадить жирафа в холодильник? Ответ - тоже три? А вот и нет. Проверяем: открываем холодильник ... а там бегемот!
Эта история о том, что часто мы обучаем взрослых людей, пытаясь засунуть жирафа в холодильник, который уже занят бегемотом. Про то, как новую информацию сопоставить с имеющейся и улучшить обучение, можно почитать в книге "Правила мозга". А про то, как с помощью вовлекающих элементов в электронных курсах "выманить бегемота и посадить на его место жирафа", мы поговорили на третьей встрече группы Corporate e-learning Ukraine, которая состоялась 12 сентября 2015 г.
Среди участников были представители розничных компаний, банков, ИТ -направления, компании-провайдеры в сфере e-learning. Приятно было видеть знакомые лица участников, которые уже бывали на наших мероприятиях а также услышать о том, что побуждает их приходить снова: возможность обязательно взять для себя что-то прикладное, задать вопросы и получить ответы, пообщаться с коллегами. Спасибо вам за отзывы, ведь они говорят о том, что такие встречи нужны и полезны. И мы планируем продолжать их проведение, ставя акцент на реальной практике корпоративного электронного обучения. Также у нас в планах разработка программы обучения по темам внедрения СДО, разработки курсов и работе с инструментам по созданию обучающего контента.
Светлана Семенюк из компании "Техноматика" погрузила нас в сказочный увлекательный мир историй в курсах, продемонстрировала видео-ролики с примерами сторителлинга в рекламе, телевидении, выступлениях с презентациями. Только задумайтесь: рассказы, сказки, былины существует столько, сколько существует человечество, и, что самое важное, мы верим в них. И еще один плюс в пользу сторителлинга в том, что это очень успешный метод влияния на людей, проникающий через подсознание, облегчая обучение и запоминание. Светлана представила несколько идей использования сторителлинга в электронных курсах. Это вызвало активное обсуждение и споры среди участников: Уместно ли использовать нереалистичную игру в парк развлечений для приветственного курса? Насколько при этом должны быть мотивированы участники обучения? Подойдет ли идея 9-ти подвигов Геракла для курса про этапы полевого визита? Не возникнут ли сложности ассоциации себя с главным героем? Кто в компании должен определить концепцию курса с использованием историй и персонажей? Как это проанализировать на будущей целевой аудитории? Можно ли использовать в курсах мультгероев или лучше реальных людей? Кстати, если герой совершает ошибки (то есть тот, кто проходит курс, не верно отвечает на вопросы и это отображается на достижениях персонажа), то в таком случае герой как бы забирает на себя неудачи (ошибся не я, а мой персонаж). В этом есть какой-то момент безопасности и комфорта при прохождении курса, не правда ли? Если вы стремитесь к тому, чтобы сюжет курса был увлекательным, используйте пирамиду Фрейтага: Вступление - Завязка - Развитие - Сюжет - Кульминация - Развязка - Эпилог. Не бойтесь показывать и негативные эмоции в курсах. Используйте материал из практической деятельности целевой аудитории. И помните, что сказка должна закончиться моралью, поэтому делайте четкие выводы без иронии. Если вы хотите освоить сторителлинг, рекомендуем к прочтению книгу Аннет Симмонс. "Сторителлинг. Как использовать силу историй".
Татьяна Гончарова из компании IDS Aqua Servis рассказала о создании корпоративного учебного фильма для новичков-торговых представителей, а также продемонстрировала сам фильм. Многие участники были удивлены тем, на сколько качественно и бюджетно можно снять обучающее видео силами самой компании. Да, были задествованы и сторонние силы, но основная работа была проведена именно сотрудниками, и за полгода был снят 25-минутный видео-ролик. Целью фильма было показать эффективную технологию продаж. Творческая группа проекта прошла через формирование команды от режисера и HR-директора до "звезд" продаж, через сложный этап написания сценария, кастинг актеров и даже смену стандартов продаж в компании. Режиссером проекта стал специалист в создании документальных фильмов. Порою команде приходилось делать непростой выбор: художественный фильм или классический видео курс? как привлечь к фильму сотрудников? хорошее качество или возможности системы? как 5 гБ видео сжать до 40 мБ? Оказалось, что слишком хорошо тоже плохо. Фильм не должен быть идеален, нужно больше реалистичности и в плане героев, и в плане рассматриваемых ситуаций. Пришлось кое-что переснять. Татьяна акцентировала внимание на том, что в фильме были использованы универсальные методы продаж без необходимости впоследствии вносить изменения (ведь использование видео достоточно дорогой формат электронного обучения). Дополнительно к фильму была создана рабочая тетрадь торгового представителя. Перед запуском обучения фильм анонсировали в корпоративном издании, чем вызвали заинтересованность сотрудников. Учитывая, что электронное обучение было внедрено лишь год назад, создание видеофильма стало значимым этапом и для отдела обучения, и для компании в целом. После просмотра сотрудники проходят тестирование и анонимно заполняют анкеты обратной связи. Если вы хотите освоить создание обучающих фильмов, посмотрите видео о том, как писать сценарий в советах от Pixar. И еще про сценарии тоже очень классно в книге Митта А. "Кино между адом и раем".
На небольшой разминке участники встречи искали (у себя в идеях, конечно) критерии эффективного электронного курса. Удивительно то, что среди множества вариантов практически каждый участник отметил свой индивидуальный критерий, поэтому итоговый перечень получился достаточно обширный.
"Электронный курс будет эффективен, если..."
- имеет практическое применение
- влияет на бизнес-показатели
- изменяет поведение сотрудника после прохождения обучения
- не только дает знания, а и мотивирует применять их
- демонстрирует как можно применять знания
- показывает, что получит сотрудник лично
- развивает обучаемого
- актуален (реален)
- краткий и по теме
- достиг целей обучения
- одобрительно принят заказчиком
- обучаемый замотивирован, вовлечен и "дожил" до конца курса
- создан с учетом методики преподавания
- его рекомендуют к изучению коллеги, которые уже прошли
- можно попробовать "поиграть" в свою работу и после обучения изменить что-то в своем поведении.
- имеет практическое применение
- влияет на бизнес-показатели
- изменяет поведение сотрудника после прохождения обучения
- не только дает знания, а и мотивирует применять их
- демонстрирует как можно применять знания
- показывает, что получит сотрудник лично
- развивает обучаемого
- актуален (реален)
- краткий и по теме
- достиг целей обучения
- одобрительно принят заказчиком
- обучаемый замотивирован, вовлечен и "дожил" до конца курса
- создан с учетом методики преподавания
- его рекомендуют к изучению коллеги, которые уже прошли
- можно попробовать "поиграть" в свою работу и после обучения изменить что-то в своем поведении.
Последние два часа мероприятия мы провели, практикуясь в создании игровых элементов с помощью Articulate Storyline. И управлял этим процессом Андрей Кубай, Elearning Software Engineer в компании SweetRush Inc. Участники научились создавать разветвленный сценарий в эл.курсах, используя модель 3C: проблема(задача)-выбор( варианты решения)-последствия. Такой подход позволяет разрабатывать более сложные нестандартные курсы. Андрей также продемонстрировал реальные примеры подобных эл.курсов с ветвлением. Далее мы все осваивали игровой элемент badges (достижения) и напоследок научились добавлять в курс leaderboard - таблицу или рейтинг достижений пользователей. Leaderboard является элементом соревнования и геймификации, который можно использовать как внутри курса, так и вне его отдельной веб-страницей. Таким образом участники мероприятия смогли попрактиковаться в создании трех вовлекающих элементов эл. курсов, используя демо-версию программы Storyline и заранее подготовленные тренером шаблоны. Кстати, Андрей подсказал, что многие изображения можно бесплатно найти в сети pinterest.
Благодарим докладчиков и участников нашей встречи и приглашаем на будущие мероприятия! Следите за анонсами новых встреч в фейсбук и линкедин.
ПРЕЗЕНТАЦИИ:
ПРЕЗЕНТАЦИИ:
О группе Corporate e-Learning Ukraine:
- Создана 26 марта 2015 г.
- Количество участников - 72.
- Проведенных очных мероприятий - 3.
Наши участники - корпоративные e-learning специалисты.
Наши ресурсы:
- Линкедин - открытая профессиональная группа для информирования о мероприятиях, новостях сферы e-learning и вакансиях для e-learning специалистов.
- Фейсбук - закрытая группа для организации неформальных встреч, общения и обмена контактами участниками наших мероприятий.
- e-learning проекты - блог, где мы публикуем релизы проведенных мероприятий
- Презентационные материалы группы
- Видео-материалы группы
- Заявка на выступление спикером на неформальной встрече
- Валерий Задавысвичка, "Проблемы внедрения электронного обучения" (Киев)
- Марина Литвинова, "Архитектура e-learning проекта", "Стандарт корпоративного электронного курса" (Киев)
- Алексей Орлов, "Опыт внедрения и эксплуатации дистанционного обучения внутри корпораций" (Одесса).
- Владимир Кухаренко, "Опыт внедрения нестандартного курса обучения в банке" (Харьков)
- Александр Слепец, "Проектирование электронных курсов" (Киев)
- Андрей Кубай "Стандарты электронных курсов. От SCORM к Tin Can", "Создание вовлекающих элементов с помощью Storyline 2"
- Светлана Семенюк, "Сторителлинг. Пособие для сказочников" (Киев)
- Татьяна Гончарова, "Исторя создания корпоративного учебного фильма" (Киев)
- Марина Литвинова, менеджер e-Learning PRO, https://www.facebook.
com/marina.litvinova - Валерий Задавысвичка, менеджер по дистанционному обучению в Piraeus Bank Ukraine, https://www.facebook.com/
vzadavysvichka
Corporate e-Learning Ukraine - реальная практика в корпоративном электронном обучении.