понедельник, 14 сентября 2015 г.

Архитектура e-learning проекта (комментарии к выступлению)

На первой неформальной встрече Corporate e-learning Ukraine я выступала с презентацией про архитектуру e-learning-проекта. Вдохновителем моей презентации стала книга "Источник" (Основатель) Айн Рэнд. В ответ на просьбы подробнее узнать о презентации выкладываю этот пост. И приглашаю на новые встречи Corporate e-learning Ukraine - приходите, мы показываем реальную практику корпоративного обучения.

Вопрос "как управлять e-learning проектом" я решила построением интеллект-карты (mind map), включив все процессы, которые мне, как менеджеру, нужно контролировать.


Ваша глобальная задача может звучать, например, так:
- внедрить систему дистанционного обучения (СДО)
- сменить СДО (кому больше нравится можно LMS)
- перевернуть отношение сотрудников к СДО
- повысить эффективность электронного обучения в компании
и т.д.

Что для этого вам понадобится:

  • Написать и реализовать стратегию внедрения/развития СДО
Спрашиваем, узнаем как обучаются, какое отношение к обучению, какие ресурсы, форматы, кто задействован, слабые места, надежды на СДО. Планируем бюджет – долгосрочно, агрументированно, в сравнении. Что понадобится для СДО – какие инф.ресурсы, какие цели внедрения, за счет чего и кого, какие инструменты, какие могут быть слабые места. Рассматривая функционал СДО, не нужно стараться взять сразу ВСЕ (особенно, если это первое внедрение СДО в компании и если можно докупать потом по модулям), определиться, что нужно первостепенно, освоить эти инструменты, рассмотреть варианты кастомизации – внесения изменений по вашему запросу – ТЗ. Помните о том, что стратегия - это регулярная работа менеджера СДО, не забывайте подводить итоги. 

Также читайте
Тенденции развития e-learning 2014-2015
Управление e-learning проектом: менять ли в компании платформу СДО?
Управление e-learning проектом: e-learning - это больше, чем ...
  • Проанализировать и настроить взаимодействие всех участников обучающего процесса
Оглянитесь на тех, кто вместе с вами внедряет СДО, на кого можно рассчитывать и в какой зоне. Важно регулярно поддерживать взаимоотношения со всей командой. Возможно, нужно будет запланировать подбор новых спец-то в обуч.центр или информ.технологии, заложить в бюджет средства на разработку курсов либо платные вебинары. Пользователи в СДО не только учатся, они создают курсы, просматривают статистику, назначают обучение, формируют группы, вносят отчеты, модерируют форумы, задают вопросы. У каждого есть своя роль и свой пул вопросов по отношению к вам. Продумайте, как можно организовать регулярные встречи, если участники команды работают в различных подразделениях или даже компаниях (я о провайдерах), создайте правила взаимодействия (например, шаблоны тех заданий).

Также читайте:
  • Проанализировать все программные комплексы, взаимодействующие с СДО
Современные платформы дист.обучения дают возможность автоматизировать многие действия: учет сотрудников от новых до уволенных, должности, группы, подразделения, отпуск и т.д. С помощью почтовых программ можно настроить уведомления, напоминания, назначения, инф.рассылки. Возможно настроить предоставление доступов к определенным программным комплексам (ПК) после прохождения обучения, а также перевод/повышение в должности с учетом рез.обучения. Проанализируйте ПК компании, для которых необходима интеграция с СДО, возможно это будет система документооборота, корпоративный портал или даже система рейтингования сотрудников.
  • Разработать нормативные документы, которые будут управлять процессом обучения
Документы опишут, как проходит в компании обучение, кто проводит, в какое время можно сдавать тесты и т д. Обязательно понадобится "Положение о внедрении СДО" с закреплением зон ответственности, всевозможные инструкции, шаблоны, стандарты. Не стоит недооценивать регулярные приказы по подведению итогов (скучно? официально? рассмотрите бейджи, статусы, рейтинги, очки, бонусы, визуализацию, но результаты должны быть видны).

Также читайте:
Внутренняя разработка электронных курсов. Анкета для заказчика
  • Проанализировать, какие виды контента будут в СДО, для каких целей каждый, кем и как будут разрабатываться
Посмотрите на электронный курс – шире. Это не только инструкция или презентация, которая включает различные элементы, или даже презентация с интерактивными элементами, "вшитыми" в интерфейс СДО. Это так же может быть видео-курс, формат обсуждения, вебинар и т.д. Посмотрите на тесты шире, ведь это не только закрытые вопросы и множественный выбор, узнайте о различных типах вопросов, научитесь разрабатывать ситуативные кейсовые задания. Предусмотрите обучение разработчиков курсов (если это внутренние эксперты) либо заказ курсов у провайдеров. Ориентируйтесь на мотивацию, качество и эффективность. Для того, чтобы не возникало вопросов, в каком случае можно обучить курсом, а в каком нужен вебинар или тренинг, или наоборот в каком случае нельзя использовать видео-формат, к примеру, должно быть понимание того, как происходит создание и запуск обучающего контента. Шаблоны и примеры ускорят вашу работу (как научить создавать кейсы, как создать тестовые вопросы, как оформлять презентации, корпоративный шаблон провайдеру и т.д.) Подумайте и про мобильные форматы – что можно выучить в дороге, глоссарий, аудио, дайте возможность выбирать. Узнайте про персонализацию обучения.

  • Посмотреть в будущее на то, как будут выглядеть программы обучения, сформированные на основе контента СДО
В крупной компании основные "потребители" СДО – это спец-ты массовых профессий (потому так важно узнать еще на этапе анализа о них буквально все: от того, чему и как учат, до того, у каждого ли есть компьютер и что там установлено). На старте СДО можно начать с общих тем, которые классически вводят при внедрении СДО для всех – корпоративная этика, компьютерная грамотность, фин.мониторинг, охрана труда и т д. При формировании комплексных программ обучения важно наладить взаимодействие – от топ менеджеров до экспертов в бизнесе, которые разрабатывают новые продукты, документы и прочее. Ставьте акцент на бизнес целях – измеряем результат до и после запуска обучения, после – в несколько этапов + обратная связь. Программы проф.обучения очень хорошо отображают эффективность работы СДО и ее значение для компании. Используйте приемы визуализации, предоставляя результаты обучения в приказах и презентациях на совещаниях. Проводите оценку сотрудника по выполнению его программы обучения по профессии. Разработайте стандарт программы – кто обучается, когда, по каким графикам, что включается в программу и кем, как контролируется, как обновляется, что происходит, когда сотрудник переходит на др должность и т.д. Важный момент - автоматизация действий при формировании программ (это должно быть в функционале СДО).
  • Продумать и реализовать автоматизацию внутренних и внешних процессов обучения
Это основной рычаг эффективного управления проектом электронного обучения.
Скорость, цифры, контроль и визуализация. Не только с помощью компьютера, любые действия могут быть «автоматизированы» шаблонами и стандартами (см.выше). Для того, чтобы грамотно автоматизировать, важно ЧЕТКОЕ ПОНИМАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. Во многом это индивидуальный процесс для каждой компании.

  • На этапе создания стратегии задуматься о том, как вы будете измерять эффективность обучения и прописать этот процесс
Отдельная большая сложная тема, детальнее читайте - Как оценить эффективность e-learning по модели Киркпатрика. Что включает оценка эффективности: модель Киркпатрика (опустите критику, попробуйте начать хотя бы с этой модели), выбор показателей эффективности для курсов, тестов, программ обучения, средние баллы, время прохождения теста, длительность, набранные баллы, удовлетворенность анализ KPI системы обучения. Это то, что обсуждается с топ-менеджерами, т.к. это оценка рез-тов работы проекта и маркеры изменений. На этом этапе помогут анкеты, обратная связь, аналитика обучения: сколько сотрудников с какими результатами прошли обучение, на какие вопросы наиболее часто отвечают неверно, какие страницы курса пропускают, в какие курсы не заходят, какие ошибки, сколько времени проходят обучение и т.д.

Также читайте:
Управление e-learning проектом: схема про эффективность СДО по Киркпатрику
LMS как проект, которым нужно управлять, а не просто наполнять контентом
Эффективность e-learning проекта (презентация,вебинар)
Продолжаем эксперименты с KPI тестов

KPI тестов или вопросы о вопросах
Как мы измеряли эффективность обучения или наши 38 попугаев (мой первый пост про e-learning)

  • Постоянно помнить о том, что реклама - важный элемент внедрения и развития СДО
Иногда в компании бывает так, что СДО есть, но о ней не знают или знают очень мало. Совещание – тоже повод рассказать про обучение, подготовьте красивую визуализированную презентацию в цифрах, заинтересуйте. Также помогут новостные рассылки, мотивационные ролики, трейлеры или промо-ролики курсов, баннеры, опросы.
  • "Подружиться" с другими формами обучения, например, с очным и найти место СДО в системе обучения компании
Основная задача - не соперничать, а помогать в определении оптимального формата обучения. Смешанное обучение сейчас очень сильный тренд, почитайте подробнее, посмотрите, как этот процесс можно организовать в компании. Ведь СДО – это также способ выстроить траекторию обучения, упорядочить очное и дистанционное. СДО также может быть очень полезна для того, чтобы выявить проблемные места процессов и систем компании. 

Также читайте:


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Современные подходы для мотивации и вовлеченности в e-learning

С точки зрения разработки контента сейчас стали уделять большое внимание тому, верно ли выбран e-learning инструмент, насколько правильно ...