Как развивается e-learning в Украине: сообщества, провайдеры, эксперты, проекты, блоги, инструменты, мероприятия и тренды










e-learning, welcome to Ukraine (обновлено 31 мая 2018)

В 2013 году я набросала небольшой пост про украинский e-learning. В 2017 поняла, что пора его обновить потому, что наконец-то e-learning пришел в Украину. И добавляю сюда же новую информацию по мере возникновения вопросов, новых сообществ и провайдеров в сфере онлайн-обучения. 

Представлюсь. Меня зовут Марина Литвинова, являюсь одним из основателей независимого украинского проф.сообщества e-learning специалистов elclub.com.ua. В сфере онлайн-обучения работаю с 2007 года. Основная тема моих публикаций - архитектура e-learning проекта. Специализируюсь на корпоративном секторе, так как имею 7-ми летний опыт внедрения и развития e-learning в двух украинских банках. 

Этим постом никого не рекламирую, и, более того, я буду рада вашим дополнениям, так как это поможет мне шире взглянуть на рынок e-learning в Украине. Теперь перейдем к теме.


ОЖИВЛЕНИЕ РЫНКА E-LEARNING В УКРАИНЕ


О том, что e-learning пришел в Украину, в первую очередь, говорит профессиональное украинское сообщество специалистов по онлайн-обучению, которое проявляет активность, встречается очно и онлайн. Появляются украинские спикеры и украинские кейсы.

Думаю, украинские илернинцы уже ожидают появления:

- новых провайдеров, возможно, со своими разработками LMS-платформ,
- компаний - разработчиков и фрилансеров-разработчиков онлайн-контента, не только курсов, но и видео, игр, тренажеров,
- курсов и программ обучения для e-learning специалистов от украинских экспертов.


ОБУЧЕНИЕ E-LEARNING СПЕЦИАЛИСТОВ В УКРАИНЕ


Что касается обучения e-learning специалистов, то в этом сейчас нет дефицита, так как есть российский и белорусский рынки. 


Недавно мы в клубе выяснили, где обучают педагогическому дизайну в Украине:


Академ. сектор


- в ХПИ периодически проводится набор на дистанционные курсы, чаще для преподавателей, но корп.сектору тоже будет интересно, один или два я проходила. Детали можно уточнить у Владимира Кухаренко: "На лютий 2018 заплановано відкритий дистанційний курс "Технологія розробки дистанційних курсів" (9 тижнів) (так званий педагогічний дизайн), можливо трохі пізніше "Змішане навчання"(9 тижнів) та "Тьютор дистанційного та змішаного навчання" (6-8 тижнів)"


Провайдеры


- PG Group, курс "Как разработать курс с нуля"для новичков о том, с чего нужно начинать разрабатывать курсы, про сценарий, контент, основные инструменты, платформы, технологии. Также есть обучение по редакторам курсов - Айспринг, Сторилайн, Каптивейт. Все дистанционно, графика мероприятий нет, работаем индивидуально с каждым клиентом. Уточнить можно у Игоря Рипы и Елены Черныш.


- компания "Техноматика" проводит очное обучение для корпоративных клиентов по методологии разработки эл.контента и работе в конкретных инструментах для сборки курсов. Детали тут. Уточнить можно у Алексея Кривопишина.


Эксперты


- планируют начать обучение украинские e-elarning эксперты: Татьяна Гончарова, Ольга Иваненко.


- также в Украине очно проводит обучение белорусский эксперт Владимир Наумов.


Ко мне периодически обращаются с запросами на очное обучение в Украине, но пока сложно выделить на это ресурсы. С 9 января 2018 в моем блоге стартует курс из 7-ми уроков по сборке и оформлению эл.курсов, бесплатно. Весной планирую выпустить несколько записей готовых вебинаров по пед.дизайну.




ТРЕНДЫ


Тренды e-learning последний раз анализировала год назад, посмотреть можно тут: http://elearnlmp.blogspot.com/2016/12/e-learning-2017.html Если ориентироваться на актуальные темы и вопросы, то компании интересуются форматами (микро, мобильное, смешанное обучение), пробуют внедрять базы знаний, работают над культурой самообучения, осваивают различные инструменты e-learning (вебинары, игровые курсы, форумы, массовые открытые онлайн-курсы). Также много говорят о чат-ботах, HR-процессах, автоматизации, персонализации, адаптивном обучении, аналитике и Big Data. Люди задумываются над тем, чего хочет бизнес от e-learning и как оценить эффективность внедрения такого проекта.



СООБЩЕСТВА, ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ОБМЕНА ОПЫТОМ


На данный момент существует несколько площадок для общения e-learning-цев в Украине:

  • E-learning in Ukraine (акцент на академ.сфере, проводят онлайн-курсы и конференции для преподавателей, например MoodleMoot Ukraine)
  • Массовые онлайн-курсы от команды Prometheus (это множество тем для обучения, сертификат можно приобрести, остальное бесплатно, если не появились какие-то платные курсы, которые я упустила. Есть блог.
  • Мероприятия от eTutorium (можно посмотреть релизы конференции elforum и поискать материалы онлайн-мероприятий, которые активно проводит эта украинская компания, есть блог на укр.яз).
  • Группа на Facebook #UkrEl11 (акцент на академ.сфере, много различных анонсов мероприятий).
  • Группа на Facebook "Управление знаниями в Украине" (качественный контент по теме УЗ, анонсы мероприятий, переводы англоязычных материалов, обсуждение книг.
  • Группа на Facebook "Портал СуХаРи" (харьковские ребята пишут хорошие статьи на русском и украинском языках, поддерживают идею неформальности обучения). 
Последовательность в списке произвольная. Только самим специалистам выбирать, какая площадка для них будет более актуальное и для каких целей.

>> А вы в какой группе? :)



ЭКСПЕРТЫ

Теперь о людях, которые могут быть интересны в качестве экспертов сферы. С ними мы так или иначе сталкивались на различных мероприятиях, поэтому однозначно рекомендую отслеживать в сети этих людей и их материалы.

Владимир Кухаренко, Константин Бугайчук, Валерий Задавысвичка, Андрей Кубай, Александр Слепец, Игорь Бех, Елена Черныш, Татьяна Гончарова, Евгений Меведев, Игорь Рипа, Светлана Полтавцева, Станислав Загурский, Алексей Кривопишин, Светлана Семенюк, Мирослав Боцула, Олеся Литовченко, Наталия Павлова, Вадим Демченко, Екатерина Быкова, Евгений Штеменко, Максим Шкилев, Константин Коптелов, Олеся Дяченко, Александр Милютин, Юлия Королева, Алексей Радченко, Александр Крикля (Raccoon Gang), Наталья Винограденко (Raccoon Gang).Большинство этих людей можно найти на Facebook.

Ссылки под фамилией на материал, который поможет поближе познакомиться с этим экспертом или на его страницу в соц.сетях  Еще есть презентации спикеров нашего клуба тут.

Где еще искать экспертов?


Я как-то не попадала на мероприятия e-learning сообщества от компании Колорис, но у них есть релизы и там тоже можно поискать фамилии спикеров: http://el.coloris.com.ua/. Еще поискать экспертов можно в программе конференции от eTutorium, которая прошла в декабре 2016. Там есть представители и академической сферы e-learning. Мой релиз тут. Программа тут.


>> Расскажите, кого еще в украинском e-learning вы читаете/смотрите/рекомендуете.



УКРАИНСКИЕ E-LEANRING ПРОЕКТЫ (КЕЙСЫ)


Компании, в которых хорошо развивается e-learning, можно отследить по спикерам на мероприятиях и их кейсам. Это будет наиболее показательно. Поэтому рекомендую знакомиться с кейсами украинских e-learing проектов. Пока мне удалось собрать 20 таких примеров, среди которых, в основном, банки и сетевые компании розничных продаж. Это объяснимо: большая разбросанная филиальная сеть, стандартные должностные позиции и необходимость в быстром дистанционном обучении сотрудников являются главными аргументами в пользу запуска e-learning.


E-LEANRING БЛОГИ



И конечно, уже можно читать не только российские и белорусские, но и украинские блоги:
>> А что читаете вы? Или, возможно, вы пишете?

E-LEANRING КНИГИ


Не оставляйте без внимания украинские книги и методички (ссылки на реальные книги, можно открыть и читать, бесплатно):

Также можно заглянуть на общую книжную полку e-learning специалиста, которую мы с коллегами из российской ассоциации e-LearningPRO собрали тут.

В elclub на Facebook у нас каждую неделю проходит книжная пятница: обсуждаем идеи и делимся книгами.



ПРОВАЙДЕРЫ LMS

По моим наблюдениям и опыту работы, могу выделить таких наиболее активных провайдеров:

  • Coloris (WebTutor, решения для HR, разработка эл.контента в виде тренажеров, симуляторов). Есть сообщество.
  • eTutorium (площадка для проведения вебинаров и конференций). Есть блог.
  • Техноматика (разработка курсов + LMS Moodle Corporate) Есть блог.
  • Collaborator (LMS с акцентом на базу знаний). Есть блог
  • PG-Group (HR-решения, курсы в iSpring). Есть блог.
  • Raccoon Gang (сервис-провайдеры, эксперты в Open edX платформе). Есть сайт и англоязычный блог.
Ну, в целом, вы поняли, что уважаемый себя провайдер ведет блог, помимо прочей деятельности :)

Также заинтересованность к украинскому онлайн-обучению проявляют Гиперметод (eLearning 4G для обучения и HR-решений) и WebSoft (WebTutor и HR-решения).


Это что касается моих наблюдений.


А вот есть сравнительная таблица LMS от коллег: https://e-learning.co.ua/lms/ .


Критерии, по которым сравнивали системы, вызвали бурю эмоций среди провайдеров. Но, пока таблица жива, ею можно пользоваться, критично подходя к этой информации. Если вдруг страницу удалят, то тут я оставляю список систем, которые названы как потенциальные игроки на украинском рынке e-learning. Последовательность произвольная, вначале выделила украинские проекты.

Из перечисленных систем бесплатны Moodle и Google Classroom. Есть варианты бесплатного использования у WebTutor, Talent LMS и Geenio.

Все провайдеры (кроме Eduget по информации из этой таблицы) дают демо-доступы на различных условиях. И все используют SaaS-модель, то есть клиенты не владеют ПО, а оплачивают его аренду.


Поддержка SCORM-пакетов (возможность загрузить в свою систему SCORM-курс и анализировать статистику по результатам его прохождения) есть у всех, кроме Google Classroom, Teach Base, Eduget и Getcourse. Поддержка Tin Can API (возможность "подружить" свою LMS с другими источниками контента, в том числе внешними, и обмениваться данными) заявлена только у Talent LMS, Webtutor и eLearning Server 4G. У Moodle для этого есть отдельный бесплатный модуль, который нужно будет установить. Про стандарты в дистанционном обучении посмотрите тут: https://www.slideshare.net/Corporate_e-Learning_Ukraine/tin-can-scorm-cmicmi5akubay


Рассмотренные системы отличаются различной степенью локализации, поэтому если для вас важно иметь интерфейс на нескольких языках, то уточняйте какие есть варианты.


Большая часть систем имеет мобильные приложения и различные способы коммуникаций в виде чатов, форумов, комментариев и т.д. Примерно половина из рассмотренных систем имеют возможности интеграции с соц.сетями. Функционалом вебинаров также могут порадовать многие системы. Если нет встроенного в LMS веб-класса, то часто есть возможность интеграции с другими платформами.


Обращайте внимание на тех.поддержку, потому что ее условия различные и на то, что не все LMS имеют редактор тестов. Про редактор курсов не говорят, но чаще всего это отдельный инструмент или ресурс.


Кроме Geenio, все платформы могут стать базой знаний. Хотя, при этом не у всех есть возможность построения структуры подразделений, а в корпоративном обучении сложно представить формирование программ проф.развития без этого функционала. Да и базу знаний без этого реализовать будет непросто. Кстати, оргструктура только первая точка соприкосновения LMS с HR-процессами, о чем тоже важно помнить, если вы планируете серьезно подойти к обучению сотрудников в вашей компании.


Системы Moco в сравнительной таблице нет. Возможно, потому, что она имеет базовый функционал Moodle, но платная так как приспособлена к корпоративному обучению, что мне удалось попробовать (отзыв про Moodle Corporate). И выше я уже упоминала про Open edX, о которой можно спросить у Raccoon Gang, за одно и побольше узнать про MOOC (массовые открытые онлайн-курсы как один из трендов онлайн-обучения).


Появляются и новые команды, пробующие свои силы в сфере украинского онлайн-обучения. Например, харьковский проект academysmart заявляет о совместной работе с КМБШ и даже обещает вскоре поделиться своим кейсом внедрения.


По остальным параметрам загляните детально в таблицу: https://e-learning.co.ua/programi-dlya-rozrobki-elektronnih-kursiv-ta-testiv/


Стоит учесть, что системы постоянно развиваются, дорабатываются, увеличивают размах своих возможностей и услуг. Поэтому, принимая решение о выборе LMS, думаю, вы не будете ориентироваться только на данную статью, и запросите у провайдера актуальный перечень функций системы. Цель этого обзора - показать вам, как можно сравнивать LMS и среди каких вариантов есть выбор.


>> Уважаемые провайдеры, если вы заметили какую-то неточность и можете аргументировать ее, то вышлите, пожалуйста, на имейл marina.litvinova.ua@gmail.com, исправлю.



ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА E-LEANRING-КОНТЕНТА


Пока нашла только сравнительную таблицу конструкторов для курсов и тестов. Посмотреть можно тут: https://e-learning.co.ua/programi-dlya-rozrobki-elektronnih-kursiv-ta-testiv/. Названы Courselab (Россия), и три от США - Articulate Storyline, iSpring Suite и Adobe Captivate. Сейчас не буду ее анализировать, так как отошла от разработки и уже не вникаю в нюансы возможностей различных инструментов. Точно могу сказать, что конструкторы используются как внутри компаний своими специалистами, так и внешними профессионалами - разработчиками, делающими это командой на заказ. Качество контента, конечно, отличается. Даже если у вас работает специалист, знающий один из вышеназванных инструментов, для создания эффективного электронного курса этого мало.


Знаю компанию "Техноматика", которая давно разрабатывает электронный контент, причем достаточно активно для англоязычных зарубежных клиентам, если у них ничего сейчас не поменялось. Знакома с работой студия "Синяя лошадь", которая специализируется на видео-контенте, у них есть интересный проект - сериал "Пошук роботи". Недавно обнаружила команду edEra, разрабатывающую разнообразный электронный контент, у них, кстати, хороший блог, українскою. И добавляю из комментариев - компания skill.im с каталогом готовых курсов и возможностью разработки на заказ.


По моим ощущениям, многие компании самостоятельно создают электронный контент, используя Power Point для слайдовых курсов и Camtasia для обучения работе в ПО и других целей, где нужно захватить видео с экрана. Кто-то частично покупает готовые курсы. И наверняка кто-то заказывает слайдовые курсы профессиональной разработки, или тренажеры, или видео-курсы. Хотя, даже видео-контент в компаниях могут снимать самостоятельно.


На онлайн-контент вообще стоит смотреть шире, чем просто разработку курсов-слайдов и тестовых заданий, потому что инструментарий e-learning гораздо шире. Особенно, если вы в теме базы знаний и смешанного обучения. Но это вообще отдельная тема.


Позднее займусь этим анализом. Буду благодарна за ссылки на ресурсы, если найдете, где подобное уже кто-то описал.



ВЕБИНАРЫ КАК ОДИН ИЗ E-LEANRING ИНСТРУМЕНТОВ

Отдельно, пожалуй, можно поискать информацию о вебинарных площадках. Там часто появляются какие-то решения. В компаниях к вебинарам приходят не сразу, могут пробовать на бесплатной платформе BigBlueButton. Достаточно активно себя сейчас проявляет https://etutorium.com.ua/. Аналогично LMS-решениям, вебинарные комнаты можно арендовать, попросить демо-доступ, получить тех.поддержку и даже пройти первоначальное обучение будущих спикеров - преподавателей веб-класса. Если заинтересованы вебинарами, но не осознаете возможностей этого инструмента, то рекомендую книгу "Взрыв обучения". Так же можно посмотреть на мини-кейс от компании "Уника" о том, как можно работать с обратной связью после вебинаров и мотивировать сотрудников оставлять свои отзывы после пройденного обучения.



УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ И ПРОЕКТЫ С ОНЛАЙН-КУРСАМИ


Появляются большие и небольшие учебные проекты по обучению через онлайн-курсы различных тематик (например, EdugetThat.School), а также отдельные проекты по облачным решениям LMS (например, SmartMe). Недавно открыла для себя украинский проект Highbrow, который отправляет вам каждый день небольшой урок по выбранной теме, на англ.яз. С подобными проектами не часто сталкивалась, так как акцентируюсь на корп.проектах, поэтому в обзоре всего пару слов.



АКАДЕМИЧЕСКИЙ E-LEARNING

В академ.среде следует обратить внимание на деятельность ХПИ, о чем писала выше (Кухаренко В.Н.) и Сумского гос.университета с собственными разработками онлайн-платформ): https://dl.sumdu.edu.ua/https://examenarium.sumdu.edu.ua/, Гораздо больше информации про академ.среду e-learning можно найти в группе E-learning in Ukraine.



МЕРОПРИЯТИЯ

Недавно прошедшие:

  • 24 ноября 2017 - конференция от Coloris - E-learning Ukraine 2017
  • 13 и 14 декабря 2017 - конференция от eTutorium - ELFORUM2017
  • ellab#1 в Виннице 23-25 мая 2018 (отзыв)


>> Принимаю комментарии к данной публикации на имейл marina.litvinova.ua@gmail.com.

Комментарии

  1. Добавьте нас (https://raccoongang.com/) как сервис-провайдеров. Мы эксперты в Open edX платформе. Строим платформы для MOOC с мировым именем. И блог у нас есть (правда англоязычный). Упомянутая в статье эксперт Олеся Дяченко наш сотрудних, но есть и еще несколько человек активно выступающих на конференциях: я (Алексей Радченко), Александр Крикля, Наталья Винограденко...

    ОтветитьУдалить
  2. ми ще маленькі, але в нас великі плани

    https://that.school/

    ОтветитьУдалить
  3. Сумський державний університет. Маємо чи не найбільший досвід в Україні в академічному секторі. Маємо власні розроблені платформи:
    https://dl.sumdu.edu.ua/
    https://examenarium.sumdu.edu.ua/
    https://ocw.sumdu.edu.ua/
    Беремо активну експертну участь в роботі МОН в сфері дистанційного навчання.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте!
    Видимо, пора знакомиться :)
    www.c.skill.im
    Разрабатываем курсы под заказ, и есть библиотека своих курсов, над которой активно работаем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не отобразилось имя. Меня зовут Алексей :)

      Удалить
    2. Здравствуйте, Алексей.
      Приятно познакомиться)
      Приходите к нам в клуб, будем плотнее общаться
      https://www.facebook.com/groups/836080346468669/

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Что нужно знать менеджеру проекта про e-learning?

Как собрать и оформить курс: 7 уроков + методичка в pdf