Корпоративное обучение VS Обучение как бизнес


Было: Академический VS Корпоративный e-learning
Стало: Корпоративное обучение VS Обучение как бизнес


Было: теоретики против практиков
Стало: продукт против маркетинга


Год назад я пришла в онлайн-обучение на открытый рынок EdTech. До этого 11 лет занималась корпоративным онлайн-обучением, разрабатывала курсы, строила системы обучения внутри компаний, анализировала построенные другими системы, писала публикации, консультировала по вопросам внедрения LMS, оценивала электронный контент, учила других разработке курсов и внедрению онлайн-обучения. Но никогда не продавала курсы, не разрабатывала курсы на продажу. Правда имела опыт разработки курсов для корпоративного заказчика (но ведь заказчик в корп сегменте, он же плательщик, не является учащимся!).
Я не знала, что такое инфобиз. И потому не было каких-либо предвзятых мнений. Его просто для меня не существовало. И сейчас не воспринимаю инфобиз как часть EdTech-рынка (в том понимании инфобиза, которое "прижилось" у нас на рынке СНГ). Шансон в СНГ и шансон во Франции это совершенно разные "шансоны") С удивлением, и, иногда, со скептецизмом отношусь к той ауре "ох" и "ах", которая находится вокруг ифобизнесовых проектов. Потому что не понимаю, зачем доказывать кто кого лучше, если можно взять лучшее у оппонента и работать над своим проектом.
Наверное, мне повезло с какой-то гибкостью в отношении самого разного e-learning и с любознательностью к этой сфере, готовностью видеть не с одной стороны. Когда-то писала публикации и собирала встречи, чтобы объединить корпоративное и академическое онлайн-обучение, показать им плюсы "переопыления" друг с другом (тут немного деталей). 

Теперь вижу, что у бизнесового онлайн-обучения есть свои плюсы. И это прям драйвит) Поэтому пока в чатах и форумах идут холивары на тему кто кого лучше, я осознала за этот год в EdMarket, что:


1. БОльшая часть корпоративных курсов создается только потому, что существует HR-подразделение, у которого стоит задача обучения и есть список компетенций под каждую профессию. И как бы мы не старались "влюбить" сотрудников в геймифицированные курсы, видео-контент и рейтинги успешности пользователей учебного портала, начинать надо не с той стороны.
Есть много курсов, которые созданы не для учащегося, а для заказчика, и потому самим сотрудникам не нужны. Вот честно: люди могут работать без корпоративных курсов, иначе бы они их не игнорировали. Да, сейчас начали появляться маркетинговые приемы для внедрения онлайн-обучения, для вовлечения, контент по желанию. И это, верю, будет работать (тут что взять корп обучению из бизнесовых подходов). Но не у всех, потому что п. 2 

2. Если бы сейчас внедряла корп.обучение и создавала корп.курсы, мне было бы очень сложно. Выйдя за рамки бюрократической системы, теперь мне сложно слушать заказчика, который не знает своего учащегося. Вспоминаю множество курсов, созданных отделами обучения или головными офисами для регионов. Вспоминаю скептицизм региональных сотрудников, которые плохо относятся к навязанному сверху обучению и не понимают, зачем тратить на это свое время.
То, какая в компании коллекция ценностей и насколько понятная стратегия развития, определит какая будет система обучения. Это все процессы определяет, в том числе, и учебные. Невозможно развить в компании культуру обучения, если это не заложено в ценностях (обратите внимание, не в кодексе этики, не в каком-то документе, а именно в головах и сердцах людей)

3. За год работы в EdMarket я увидела больше результатов от обучения, чем за 7 лет работы в двух корпоративных проектах, где люди проходили просто уйму курсов и тестов. Потому что в компаниях я видела только статистику тестирований, которая колебалась между 80 и 90% доходимости до финала. Отдел обучения постоянно боролся качество курсов и тестов, и против списывания. Да, были некоторые проекты, где нам удавалось замерить показатели до и после обучения, сравнить и что-то прогнозировать на 3-4 уровнях Кирпатрика. Но такие проекты были в меньшинстве. Я круто выросла как менеджер проектов по онлайн обучению, понимая сложные процессы автоматизации. И при этом мало видела изменений в поведении после обучения.

Сейчас же, в финале обучения курсов EdMarket, я вижу по 50-100 страниц (!) домашек, сделанных на своем проекте. Вижу готовые лендинги, первые результаты внедренных проектов. Да, не все они уже "причесаны", но они такие живые, настоящие, не для галочки. Такие разные темы и направления. Это люди, которые сами решили учиться, оплатили это обучение и смогли продержаться 3-5 (!) месяцев в интенсивном темпе. COR (доходимость до финала обучение) составляет около 50% процентов, есть небольшие колебания в зависимости от группы и профессии. Но эти 50 процентов дают понимание пользы от созданных нами программ обучения и ощущение практики, которого мне постоянно не хватало в корп.онлайн-курсах. Поэтому я воодушевленно проектирую еще два доп. модуля к нашей линейке программ, чтобы удовлетворить возросшие потребности учащихся и помочь им решить их задачи.

Некоторые мои коллеги из корпоративного онлайн-обучения видят вред от столкновения с инфобизнесом. 

Я вижу это столкновение единично и только в репутации онлайн-обучения: в том, как люди относятся к онлайну когда видят неудачные пример курсов. Но тут у обеих сторон есть свои проблемы с репутацией. Существенная разница онлайн-обучения на открытом рынке и внутреннего корп обучения в том, что в инфобизе учащиеся платят деньгами за свое обучение, в корп обучении - временем (мы все еще о бесплатном внутреннем корп онлайн обучении. мы не о том что есть B2B и B2C продажи в инфобизнесе, это другое)

Инфобиз часто давит на маркетинг и от этого может страдать качество, да, и могут быть обещания которых реально не достичь, а продается как результативное обучение и много др нюансов и все сильно зависит от того, что считать инфобизом. Да, тут карма сильно пострадала из-за тех, кто продажу информации упаковал в продажу обучения.

Но, честно говоря, корп. онлайн-обучение тоже в своей карме имеет много минусов. Разве все курсы уже проектируются по правилам пед дизайна? Ни у кого нет пдф-инструкций на 100 страниц и тестов на 6.5 вопросов единичного выбора? А цели заказчика (бизнеса) всегда преобразуются в цели обучения? 

Где пересекается целевая аудитория? Где на одну и ту же ЦА приходит и корп обучение и инфобиз? Да практически негде им пока пересекаться.

Корп обучение это обучение инициируемое HR в большинстве случаев, оно для рядовых сотрудников с типовым набором функций и высокой текучестью, опирается на профили компетенций. гораздо реже обучают онлайн рук среднего звена или топов. 

А кому из них позволят выбрать онлайн-курс за деньги компании вместо того, чтобы изучить курс на своем портале? ну разве что рук среднего звена, а скорее топу. а топ скорей всего выберет сам: изучить ему "управление проектами" в курсе на корп портале бесплатно или попросить компанию оплатить участие во внешнем курсе на эту тему или самому оплатить). бац вот тут столкнулись на уровне топов. очень редко.

Можете ли вы представить кассира, которому назначили курс по стрессоустойчивости на корп портале (причем с обязательной сдачей теста), который идет на внешний рынок и сам платит за курс по стрессоустойчивости? это же надо иметь очень сильную внутреннюю мотивацию, чтобы "изменить" корп онлайн-обучению с инфобизом, потом вернуться и еще, простите, выполнить супружеский долг и таки сдать тест на корп портале, потому что никто не отменял 99.9% доходимости в корп курсах (в сравнении с 25-30% COR на внешнем рынке). 

Разве много компаний позволяют своим сотрудникам самим определять чему учиться и дает разрешение учиться или не учиться? пока этого не будет, столкновение не грозит.

Вот кому уже стоит беспокоиться так это HR-ам компаний. Потому что уже сейчас происходит отток кадров из корп обучения на открытый рынок. 
Тебе больше не нужно быть человеком-оркестром внутри компании (и стратег, и админ LMS, и разработчик, и дизайнер, и сборщик). ты можешь прийти в уч центр, онлайн-школу и выбрать себе одну роль - например продюсировать курсы (быть менеджером проекта по запуску курса и работе с экспертом, продвигать), стать методистом, стать админом онлайн-школы и даже поддерживать несколько школ.
Ты можешь работать удаленно на любую компанию или проект и брать столько проектов, сколько унесешь. можешь не привязываться в поиске работы к своему городу и ! что важно, ты можешь получать совершенно другие деньги, чем получал внутри компании


P.S. Может, вопрос противостояние это только вопрос о том, что мы сами считаем инфобизом? 


Эдит Пиаф это шансон? 




Или мы не совсем такой шансон можем услышать на русскоязычном радио шансон или в транспорте?

Посмотрим на определение. Шансо́н (фр. chanson — песня) — 1) французское название жанра куртуазной песни (сравните «канцона», «канцо», «кансьон» в романских языках — итал. canzone, кат. cançó, исп. cancion; буквально — песня); 2) французская эстрадная песня в стиле кабаре.


На рынке EdTech много проектов, где онлайн-обучение это качественный с точки зрения методологии продукт. Просто его нужно продавать, поэтому маркетинг. Потому что когда человек сам делает выбор учиться или нет, то приказами/назначениями/штрафами его не заставить учиться. А маркетингом до него можно донести идею и убедить, что данный продукт может стать решением вашей проблемы. 

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?