Как научить маму пользоваться WhatsApp?

Подготовлено в EdMarket


Как создать свой курс и провести первое обучение по нему?
(по ADDIE но без его упоминания)
Представьте такую историю. Ваша мама вернулась после встречи одноклассников "Наша школа 40 лет спустя" и говорит: "У моих одноклассников есть мессенджеры, они показывали фото своих внуков, грядок, кошечек. Мне тоже хочется мессенджер. Настрой на телефоне, пожалуйста".
Ок, думаете вы, нужно установить Телеграм (ведь там общаетесь вы и сможете высылать фото внуков) и научить маму в нем работать.
Задача ясна - "Научить маму общаться в Телеграм ".

Как будем ее реализовывать?

1. Проводим анализ, правильно ли мы поняли учебную цель (она же в данном случае цель заказчика обучения) и есть ли у нас средства для ее достижения.

Тут надо детально расспросить маму, что она хочет делать в этом мессенджере. И представим, что в итоге разговора выясняется: у маминых одноклассников WhatsApp и она хочет отправлять сообщения и им, и вам. Так-с, два мессенджера для мамы может быть неудобно. Вы решаете, что установите себе WhatsApp и обучите маму общаться в WhatsApp (и с одноклассниками/друзьями и с детьми/внуками) Какие нужны тех. ресурсы для обучения: смартфон у мамы есть, выход в интернет тоже. Важно будет учесть мобильный трафик. И найти время для обучения.
Новая уточненная формулировка задачи "Научить маму общаться в WhatsApp"
Новая уточненная формулировка задачи от мамы "Быстро и несложно научиться общаться в WhatsApp, и чтобы хватило вот этих самых мегабайт в пакете мобильной сети".
Пожелания учтены) Двигаемся дальше

2. Проектируем программу обучения - как и чему будем учить.

Тут надо выбрать подход к обучению, форматы, длительность программы, набросать структуру учебных тем. Продумать образовательную среду.
Давайте выберем обучение по модели наставничества. Это ориентировано на практику и подходит для индивидуального обучения преподаватель-учащийся (наставник-ученик). Все вопросы мама сможет задавать конкретно во время обучения.
Шаг 1. Вы выполняете действия в WhatsApp. Мама смотрит
Шаг 2. Вы выполняете действия вместе (подсказываете или делаете какие-то этапы по очереди)
Шаг 3. Мама выполняет действия сама. Вы наблюдаете (даете обратную связь после выполнения)
Шаг 4. Мама выполняет действия сама.
Обучение будет проходить при наличии двух смартфонов - вашего и маминого. Очно. Практикуемся на реальных задачах - отправить кому-то сообщение, переслать фото/видео, создать новый контакт/группу, удалить сообщение/контакт/группу и т.д. Структуру программы обучения можно построить от простых задач к более сложным. Набросаем.
Темы:
1. Установка WhatsApp
2. Настройка профиля WhatsApp
3. Создание списка контентов WhatsApp
4. Общение с пользователем WhatsApp из списка контактов
5. Обмен фото и видео с пользователем WhatsApp из списка контактов
6. Общение в уже созданной кем-то группе WhatsApp
7. Создание группы в WhatsApp из своего списка контактов
8. Популярные вопросы
Вроде бы достаточно. Темы краткие и настроенные на четкое действие. Это, при необходимости, поможет в любой момент остановить обучение и сделать перерыв. Или вернуться к непонятной теме и пройти ее еще раз.
Стоит учесть, что для мамы все эти задачи новые и незнакомые. Практика должна демонстрировать ее небольшие достижения на каждом из этапов, и все же может понадобиться дополнительная мотивация. Как вариант, можно включить в программу обучения что-то забавное, например, как получить доступ к коллекциям гифок, как бороться с Т9, чтобы не случались смешные и курьезные автозамены). Решено, добавим. Лучше это сделать в середине обучения, чтобы немного переключиться и дать немного фана.
Что касается длительности обучения, то если мама хочет освоить мессенджер быстро, лучше сразу запланировать пару часов времени на все задачи. Но не ориентируйтесь на то время, которое нужно для выполнения задачи опытному пользователю мессенджера, у новичка это займет больше времени.
Предварительный тайминг: 15 минут на каждую из тем. Итого 2 часа обучения. Возможно, 2.5, так как некоторые темы могут оказаться более сложными, чем сейчас предполагаем. Будем тестировать на маме как на пилотной группе, а уже потом, обучая папу (потому что он, как оказалось, тоже хочет себе мессенджер), скорректируем тайминг.
Мы не рассматриваем варианты обучения с помощью статей и скринкастов - это затянет процесс, потребует высокой мотивации и большой любви к технологиям. Тут же конкретная задача - быстро освоить мессенджер. Если бы мы решили просто маме выслать ютюб-ролик о том, как работать в WhatsApp, то 1) не факт, что она бы посмотрела 2) нет гарантий, что она смогла бы выполнить все действия без возможность задать вопрос, 3) все равно возникли бы вопросы, на которые нужно отвечать.
Можно было бы выбрать онлайн-формат с видео-связью. Допустим, ваша мама живет в другой стране, вы общаетесь через Zoom. Включайте видео-связь и проводите обучение через активное комментирование своих действий. Попросите маму тоже комментировать, как она выполняет то или иное действие в мессенджере, что получается/не получается. Разбирайте возникающие вопросы в эфире, а все, что после эфира, переведите в общение в том же WhatsApp. Провести два часа в онлайн сложно, поэтому программу хорошо бы разбить на два блока по 1 часу, а возможно, и упростить ее до еще более базовых действий, чтобы уложиться в 1 час. Поставьте видео-встречу на запись, чтобы ее можно было пересмотреть.

Уфф... И это еще не все?
Нет)

Первые два этапа при создании программы обучения очень большие. Но и очень значимые. Иногда после них может оказаться, что нужно вернуться к этапу анализа учебных целей или пересмотреть необходимость этого обучения.

Например, если бы оказалось, что на это обучение понадобится два месяца, а маме нужно отправить только 2 фотки своим одноклассникам, с которыми она не виделась 40 лет и в ближ время не будет общаться, то можно было просто помочь отправить эти 2 фотки. И не заморачиваться. Это уже пример задачи, которая не решается обучением. Или могло бы оказаться, что у мамы кнопочный телефон и она принципиально не хочет смартфон, потому что неудобно.
Но так как мы рассматриваем освоение нового навыка, который мама хочет использовать постоянно, и смарфон у нее уже есть, то есть смысл затеять это обучение.

3. Создаем контент, то есть фиксируем, что будет на каждом из этапов обучения, какая мотивационная стратегия.

Тут нужно набросать тезисы, по которым вы будете проводить каждое из занятий. Хорошо заранее продумать структуру занятия. Например, если у нас 15 минут на тему и при этом нужно успеть отработать по модели наставничества, то условно на каждый шаг нужно выделить по 3 минуты и 1 минуту про запас. Прорепетируйте, чтобы каждый шаг у вас занимал не более 2-х минут, так как новичок затратит больше. Прописываем тезисы в скобках. Это и будут конкретные задачи, которые мы будем выполнять в процессе обучения.
1. Установка WhatsApp (загрузить и установить мессенджер, настроить базовые параметры при необходимости)
2. Настройка профиля WhatsApp (подобрать удачную аватарку, сменить аватарку потому что первая была неудачной после кадрирования)
3. Создание списка контентов WhatsApp (подтянуть имеющиеся контакты из телефонной книги и научиться создавать новые, научиться удалять)
4. Общение с пользователем WhatsApp из списка контактов (найти контакт в списке, написать текстовое сообщение, ответить на сообщение, удалить сообщение, переслать сообщение)
5. Обмен фото и видео с пользователем WhatsApp из списка контактов (найти в списке, отправить фото/видео, ответить на сообщение с фото/видео, удалить сообщение, переслать фото/видео)
6. Общение в уже созданной кем-то группе WhatsApp (найти в списке, написать текстовое сообщение, ответить на сообщение, удалить сообщение, переслать сообщение, выйти из группы)
7. Создание группы в WhatsApp из своего списка контактов (создать группу, определить ее параметры, начать беседу, измененить параметры группы, удалить группы)
8. Популярные вопросы (найти где на смартфоне сохраняются медиа-файлы, научиться их удалять и переносить на компьютер при необходимости, понять как перейти с мобильного интернета на открытую или запароленную wi-fi сеть, научиться смотреть расходы интернет-трафика). И просто обсуждаем скопившиеся вопросы.

4. Проводим обучение

Тут непосредственно учимся по нашей программе. Заранее планируем, где мы можем с мамой посидеть пару часов, чтобы пройтись по всем базовым действиям в мессенджере. Большое значение имеет обстановка: маме должно быть комфортно (например, моя мама стесняется в транспорте слушать книги через наушники, для ее возраста это почему-то не комильфо). Возможно, вы будете сидеть на даче, если там маме комфортно и есть хороший интернет. Возможно, это будет кафе или какое-то другое общественное место, где многие люди сидят общаются в мессенджере и где можно попробовать подключаться к wi-fi сети.
В начале обучения показываем маме программу, рассказываем как будет проходить обучение, сколько это займет времени, чему она научится. Подчеркиваем в конце каждой темы, чему уже удалось научиться. Подчеркиваем в финале обучение, какие результаты достигнуты. Можно изначально зафиксировать, что сейчас мама знает про мессенджер и еще раз задать этот вопрос в финале обучения (входной и итоговый срез знаний, самодиагностика)
Помогаем дополнительным материалом вернуться к новой информации и вспомнить ее (доп.материал можно приготовить заранее или создать после обучения). Например, нарисовать алгоритмы основных действий или дать список ЧАВО.

5. Оцениваем, насколько успешно получилось обучение

В тот же день попросите маму самостоятельно отправить вам какое-то сообщение, например гиф-ку с пожеланием спокойной ночи. Через пару дней спросите, как дела с мессенджером, с кем общалась, какие возникли вопросы. Если после обучения в ближайшие дни мама не задает никаких вопросов, то либо вы просто отлично провели обучение, либо новый навык дается тяжело и мама вернулась к старому (звонить или писать смс-ки). Стимулируйте отработку нового навыка - отвечайте на сообщения, высылайте фото/видео, поддерживайте мамино желание работать с новым инструментом.
Ну и далее, спрашиваем маму про то, насколько ей "зашла" программа, смотрим на реальный тайминг, учитываем корректировки и обучаем папу. Хотя, хотя.. если мама обучит папу, то для нее это тоже будет отличное закрепление навыка. Можно и так попробовать)

P.S. Если вы дочитали до финала поста, то тема действительно вам интересна! Можете написать мне marina.litvinova.ua@gmail.com, поделюсь ресурсами для методистов.

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?