Как далеко мы зайдем в попытках сократить учебный контент и добиться хорошего вовлечения?


It'll rot your brain, sweetie. 
Don't watch TV all day.
(Fifth Element)
Вас не пугает появление клип-курсов?

В нашей семье давно не смотрят телевизор. У нас в квартире этого в принципе сделать нельзя, так как не подключено кабельное и нет антенны, если таким еще пользуются. И потому бабушки, приезжая в гости, страдают от отсутствия новостей и любимых каналов. На днях случайно посмотрела телевизор. Опущу все эмоции по поводу того, что происходит в различных ток-шоу и какими только невероятными историями не пытаются привлечь внимание зрителей. Остановлюсь на музыкальных клипах, потому что увидела связь с обучением. 

Так как я давно не смотрела даже клипы, то спустя несколько песен обнаружила, что очень устали глаза. Постоянно меняются картинки: ближе, дальше, общий план, крупный план, один персонаж, другой персонаж, день, ночь, стоит, бежит, вверх, вниз. Невероятная нарезка, словно концентрированное слайд-шоу на быстрой перемотке. 

Мне стало интересно, как часто это происходит. И я начала считать: один, один два, один два три, один два три четыре. Среднее время одной сцены в музыкальном клипе - 2 секунды. Если мелодия быстрая и активная, то чаще это 1 секунда, если медленная - 3-4 секунды. Но за 3-4 секунды герой проживает несколько действий, движений, с кем-то встречается, что-то случается на фоне. Все постоянно движется и меняется ежесекундно. Один клип, второй, третий, разные исполнители, один и тот же подход: клип, клип, клип. Не успеешь моргнуть так, чтобы не пропустить какую-то сцену. В двухсекундный сюжет вписывают мини-историю. Да, это привлекает внимание, не дает оторваться, удивляет. Наверное, это интересно, эмоционально, нескучно. 

Хорошо, когда есть возможность выключить телевизор или другой канал новостей, ежесекундно претендующий на ваше внимание. Но иногда это невозможно. Например, для обязательного корпоративного обучения, которое может превратиться в информационную пытку. А для кого-то это вовсе не проблема - пропускать через себя постоянные потоки меняющихся картинок, эмоций и сцен. Но вряд ли это получится запомнить, а тем более выучить и в нужный момент достать из памяти.



Как меняется корпоративный учебный контент?

Лет пять назад, как раз когда я перестала смотреть телевизор, в ПриватБанке начали проводить вебинары. Тогда была популярна книга "Взрыв обучения", где авторы рекомендовали каждые 2-3 минуты создавать в веб-комнате активность, переключать внимание, привлекать участников вопросами и заданиями". Мы применяли многие советы из этой книги при обучении спикеров - внутренних предметных экспертов. Вебинары длились 1-2 часа и казалось, что это нормально. Мы понимали, что надо переключать внимание, но не помню, чтобы это получалось чаще, чем раз в 10-15 минут. Электронные курсы были перегружены "тем, что надо бы знать", но не боролись за внимание сотрудника каждым своим слайдом.

Сейчас в сфере корпоративного обучения наблюдается тенденция на поиск тайных секретов для привлечения внимания. Интерактив сменился геймификацией, ей на помощь пришло видео, а для активной работы с целевой аудиторией подключился маркетинг. Курсы сокращаются до мини-курсов, учебное видео уменьшается до кратких роликов, тренинги уходят в мобильный формат, а чат-боты автоматически нарезают контент в мессенджеры. 

Я сама вижу интересные фишки в том, как опыт голливудских сценаристов и маркетологов помогает лучше подать учебный контент. Так, чтобы выиграть борьбу за внимание у социальных сетей, мессенджеров, блокбастеров. Но не подходим ли мы к опасной грани?

С одной стороны у нас действительно мало времени на то, чтобы изучать много контента и возникает борьба за внимание. С другой - если каждый контент будет притягивать на себя внимание, как мы справимся с такой нагрузкой? А с третьей стороны, если двигаемся в сторону сжатия информации и удержания внимания, то не придем ли мы к клип-курсам, где каждые две секунды будет меняться сцена?

Недавно я выпустила видео-курс, где сжала 10 лет опыта в 10 часов обучения. Мне казалось, получился отличный концентрат, который сэкономит время на полноценное освоение в e-learning. Потом был момент, когда я думала, что этот формат не отвечает современным трендам, так как состоит из 5 больших тем по 2 часа с небольшими перерывами. И, возможно, его стоит нарезать помельче. Но нет, решила сохранить как есть. 

Если вы что-то серьезно изучаете, приготовьтесь потратить на это время. Важно хорошо погрузиться в тему и понять ее, а не совмещать просмотр учебного контента с ужином. Нужно записывать идеи, делать домашние задания, переосмысливать, задавать вопросы. Надеюсь что люди, которые мотивированы развиваться, все еще умеют концентрироваться. А в e-learning приходят именно такие люди, насколько я могу судить по украинским и российским профессиональным сообществам.


К чему движется e-learning сфера, стараясь всеми силами привлечь людей к учебному контенту так, чтобы обучение вызывало меньше сопротивления и неудобств? Может достаточно упрощать, стремиться вызвать WOW эффекты, мотивировать геймификацией и удерживать внимание частым переключением сюжетов? Меня пугает перспектива клип-курсов и превращение корпоративного обучения в телевидение для массового зрителя.

Думаю, что нам важно учиться не только тому, как сжимать информацию, делать ее интересной и полезной. Но и концентрировать внимание, удерживать мысль, не отвлекаться. Для этого нужно будет избавиться от лишней нагрузки, поняв, что на самом деле важно именно для вас.


Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?