Как создавать и развивать community. что такое активность проф. сообщества (2)

Как сочетать онлайн и оффлайн активности в работе сообщества?

Профессиональные сообщества существовали ранее, и, конечно, использовали они только активности вживую. Люди могли собираться у кого-то дома для посиделок книжного клуба. А сейчас появились целые социальные сети для любителей чтения.

Современные сообщества часто используют смешанный формат. И по моему опыту он эффективнее, чем исключение общения вживую. Да, можно и полностью уйти в онлайн. Но очные встречи выступают своего рода связующей атмосферой для всех участников сообщества, стимулируют онлайн коммуникации и обмен опытом, повышают уровень доверия в группе. Например, конференция это тоже community, в рамках которого из года в год собираются одни и те же люди.




Оффлайн активности хороши для сплочения команды, совместных планов, празднований. Онлайн активности подойдут для кропотливой деятельности по аккумуляции знаний, накопленного участниками опыт, который нужно систематизировать и формализовать.




Любой инструмент, который используется для работы профессионального сообщества, будет иметь свои “плюсы” и “минусы”. Например, в группе Facebook можно отфильтровать состав сообщества через рассмотрение заявок на участие и обсудить вопросы с помощью форума или опросника. И, в тоже время как база знаний этот инструмент неудобен, так как сложно искать, нельзя разбить по категориям те же форумы с вопросами.

В мессенджерах типа Viber, Telegram хорошо обсудить конкретную тему или организовать еженедельный дайджест новостей. Но использовать мессенджер по аналогии с группой в Facebook и разнообразными темами в одном чате — очень неудобно. Необходимо придумывать способы модерации контента и управления участниками. Родительские чаты для садиков и школ в Viber — пример использования мессенджера как инструмента, в котором нет оговоренных правил и назначенного модератора. Какой хаос там возникает — знает каждый родитель.





Как обсуждаются вопросы внутри сообщества онлайн и оффлайн?
В онлайн формате собирают мнения участников в виде комментариев или с помощью голосования. Происходит это через форумы на сайтах, в соц.сетях или через мессенджеры. Типичные вопросы для нашей сферы: “где найти тренинги по педагогическому дизайну” или “как упростить контекстное меню в этом электронном курсе”.
Может обсуждаться конкретный кейс, книга, новость или мероприятие. Профессиональные сообщества — это отличный вариант для краудсорсинга (решения задач с использованием ресурса толпы (коллективного обсуждения и поиска оптимального решения).
Обсуждение — не самоцель. Даже если тот, кто задал вопрос, получил свой ответ или пул ответов, профессиональное сообщество проделывает дальнейшую работу с полученным контентом:
  • переводит дискуссии из форумов в базу знаний, если они содержат ответы на наиболее часто задаваемые вопросы или могут стать основой для инструкций, советов,
  • формирует лучшие практики,
  • проводит дополнительное исследование, если вопрос не получил ответ или комментарии спорные.
В этом плане инструмент закрытой группы не самый удобный. Обсудить и проанализировать можно, а вот сохранить информацию нужно там, где ее будет удобно найти. Мы в клубе используем Блоггер и Учебный портал. На первом статьи, на втором — записи вебинаров.
Оффлайн обсуждение может происходить в формате конференций (доклад — вопросы, мозговой штурм, дискуссия, соревнования с целью доказать свою точку зрения), кулуарные посиделки в кафе, завтраки. Последние варианты подходят для более опытных участников проф.сообщества, первые — для новичков.
Какой должна быть площадка для онлайн-работы сообщества?
Обычно у проф.сообщества есть основной ресурс или несколько ресурсов для своей деятельности. Главное требование — простота и удобство как для участника, так и для администратора (модератора).
Что важно участнику:
  • просто пройти регистрацию,
  • быстро что-то найти в ресурсах сообщества,
  • самостоятельно загрузить материалы,
  • задать вопросы или прокомментировать,
  • поделиться новостями и публикациями,
  • создать обсуждения в формате комментариев или форума,
  • подписаться на уведомления,
  • быть в курсе, какие мероприятия проводятся в сообществе.
Стать частью профессионального сообщества для участника — значит, получить возможности для личного управления знаниями и обмена опытом. Вот на эти 2 задачи и должен быть рассчитан сервис онлайн-активностей сообщества.
Что важно модератору:
  • организовать определенную активность для привлечения новых участников и поддержания интереса существующих,
  • проанализировать статистику для повышения эффективности работы сообщества,
  • интересно представить результаты работы для дальнейшего развития проф.сообщества.
В Corporate e-learning club для работы проф.сообщества мы используем такие ресурсы:
>> https://www.youtube.com/channel/UCJ2dUYYRpqPSl9GWf64XLPQ

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?