Как создавать и развивать community: кому и зачем нужны проф.сообщества (1)

Кого объединяют профессиональные сообщества и с какой целью?

Из Википедии: Сommunity (сообщество от совместное общество) — группа людей, имеющих общие интересы. В частности, различные интернет-сообщества по интересам: тематические веб-форумы, блоги, группы в социальных сетях. Также сюда относятся и другие объединения людей, связанных общими интересами, хобби, целями, религиозными или политическими взглядами, географическим положением, этнической принадлежностью[1] и прочими всевозможными факторами. Существуют понятия: участник и соучастник, исходя из их смысла схожего с понятием общество — сообщество — это совокупность физических и (или) юридических лиц, интересы которых совпадают с интересами участников того или иного общества и принимающая участие в его деятельности

Профессиональное сообщество — это группа людей, увлеченных своим делом. Эти люди создают вокруг себя среду, благоприятную для развития в выбранной деятельности. Например, у вас есть отличный фильм, но вам хочется посмотреть его не в одиночестве, а в компании друзей. Тех, которые разделяют ваше увлечение этим жанром и восхищение актерами. Тех, с кем вам интересно было бы обсудить сценарий и поспорить о том, что будет в продолжении. Тех, с кем вам хотелось бы разделить корзину попкорна и приятный воскресный вечер. У настоящего сообщества должна быть “душа” — люди, которые “горят” этой темой!

Например, украинское проф.сообщество e-learning специалистов образовалось в 2015 году, из группы людей, влюбленных в онлайн-обучение, разрабатывающих курсы и развивающих LMS. На его примере дальше буду раскрывать эту тему.

Нам хотелось объединить корпоративных e-learning специалистов единой площадкой для общения, проводить для них мероприятия и способствовать развитию e-learning в Украине. Мы поставили акцент на реальную практику в корпоративном электронном обучении. Нашими задачами стало обучение e-learning специалистов, организация общения с экспертами через очные мероприятия и обмен опытом в закрытой группе.

Причинами возникновения Corporate e-learning club стала возникшая на рынке потребность в поиске и ориентире в профессиональных знаниях, в обмене опытом, в развитии. В 2015 году в Украине было мало очных мероприятий для e-learning-специалистов и не было единой площадки для взаимодействия. При этом происходило активное развитие e-learning индустрии: появлялись эксперты, у которых была потребность делиться накопленным опытом. У нас, основателей клуба, было желание создать среду для развития специалистов, ведь для нашей профессии не существовало последовательных программ обучения.

На своем опыте я ощутила, что поддержание активной деятельности сообщества длительное время — более сложная задача, чем его основание.

Сейчас есть множество инструментов для онлайн и оффлайн активности, которые дадут быстрый старт. Например, недавно российские коллеги создали e-learning сообщество в Telegram. Оно буквально за несколько недель набрало более 300 участников и пользуется популярностью. Я пока наблюдаю за его деятельностью и удивляюсь тому, как они “выживают” в этой невероятной активности в рамках одного чата. Мне будет интересно узнать, каким станет это сообщество, рожденное месяц назад, через год или два. Какие инструменты оно будет использовать.

Кстати, Corporate e-learning club вот уже три года развивается на чистом энтузиазме людей, влюбленных в онлайн-обучение. И это большой труд.




Чем профессиональное сообщество отличается от группы по интересам или социальной сети?
Профессиональное сообщество может развиться из группы по интересами или социальной сети. А также из команды, работающей над общим проектом. Или туристического клуба. Из чего угодно. Только для этого нужно не просто объединиться с определенной целью. Не только привлечь экспертов. Но и планомерно стратегически развиваться. В дальнейших уроках я расскажу о том, как создаются, меняются и сохраняются знания в профессиональных сообществах.
Пример профессионального сообщества не из e-learning сферы: клуб фотографов в Днепре, который вырос из клуба по интересам в профессиональное сообщество. Я там проходила обучение несколько лет назад. У нас были живые лекции в виде презентаций с практическими занятиями. Все мы вели конспекты, так как в презентации были лишь идеи или фотографии, а все самое ценное было в словах преподавателя — фотографа, который передавал нам свой опыт. В программе обучения были консультации с нашим преподавателем, выездные фотосъемки и неформальные чаепития с демонстрациями достижений участников клуба. Обучение завершилось торжественным вручением сертификатов, но каждый из нас остался участником этого сообщества. Позднее у фотоклуба появился сайт, профессиональные статьи, группа на Facebook. И, что самое важное, у фотоклуба был и есть основатель — “душа” профессионального сообщества и его главный представитель для всех участников.
Чем формальное проф.сообщество отличается от неформального?
Если есть только некие рамки, которые направляют деятельность сообщества, то внутри них может функционировать самоорганизованная система. Даже неформальное сообщество может иметь границы.
Бывает так, что изначально сообщество организовано формально (компанией), а участники приглашены добровольно-настоятельно. Тогда на начальных этапах развития можно наблюдать низкую активность участников. Пока не проявятся творцы и активисты. Пока наладится атмосфера доверия. Возможно, первые совместные мероприятия растопят лед.
И неформальные и формальные сообщества могут быть одинаково эффективны, если соблюдать баланс правил и внутренних ценностей. Тут многое зависит от уровня доверия между участниками и полезности работы сообщества.


Почему развиваются и почему исчезают проф.сообщества?

Профессиональное сообщество будет работать до тех пор, пока есть потребность в его существовании у специалистов и рынка. Сейчас уже нет смысла собирать уникальные знания. Нужно генерировать новые знания на основе полученного опыта и переводить их в реальные проекты. Если сообщество способно поддерживать эту генерацию, распространение знаний и их дальнейшее использование участниками, то оно будет существовать.
Еще могут быть факторы успешности, связанные с выгодами для самого участника:
  • быстрый поиск работы и поиск людей с общим интересами для совместных проектов,
  • развитие личного бренда и бренда компании,
  • состояние потока, когда движение сообщества несёт за собой.
Я думаю, что настоящие сообщества не исчезают, а перерождаются. Они становятся базой знаний, основой для нового проекта или новой команды из числа участников. В любом случае, находясь внутри сообщества, используйте его ресурсы для формирования личной базы знаний и освоение навыков сетевого взаимодействия. Это полезные навыки для современного человека.

Отдельная темы - проф.сообщества для развития бренда компании или формирования целевой аудитории для продажи своего продукта. Смотрите у маркетологов.

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?