Об авторстве на онлайн-контент, бесплатных ресурсах и экспертах, у которых хочется учиться


Чем мы готовы делиться с другими и где границы авторства у открытого сетевого контента?

Когда одни люди готовы делиться знаниями, другие держатся за авторское право на контент, который ежесекундно где-то еще рождается, меняется и умирает. Застолбить право на контент в блоге или на сайте - все равно что пытаться построить замок из сухого песка. 

Когда одни компании открывают программный код и распространяют свои технологии для удобства клиентов, кто-то все еще держится за иерархию и бюрократию. Поэтому одни управляют талантами, а другие - оргструктурой. И для обеих компаний это может быть настолько правильно и естественно, что они не поймут аргументов друг друга в пользу своей стратегии.

Иногда люди, не сговариваясь, озвучивают одни и те же мысли, опираясь на один общий источник. Это говорит о плагиате или о том, что появилась какая-то актуальная тема, проблема, стал популярен тот самый источник?

Пока одни эксперты проводят конференции и рассказывают о реальных проектах, другие все еще пытаются собрать аудиторию на бесплатные вебинары для продвижения продуктов и услуг. Недавно я узнала, что есть спикеры, которые готовы заплатить чтобы выступить на каком-то мероприятии. Но их не часто приглашают, так как такие доклады сводятся к рекламе.

Мне кажется, у нас поменялись критерии ценности и принадлежности контента. Это уже не только факт платности или бесплатности, авторских прав или открытости, закрытости и доступности. Пока у меня нет понимания этих критериев. Почему-то один человек требует возмещения морального и материального ущерба за использование его мыслей в открытой дискуссии, а другой переводит англоязычные публикации на русский язык и бесплатно делится в блоге и соц.сетях. Появляются открытые массовые онлайн-курсы при примеру украинского Prometheus, последователя Coursera, профессиональные сообщества и хорошие бесплатные ресурсы. Ведь что-то движет этими людьми, зарождающими новые учебные проекты, доступные для каждого.


В чем слабые моменты бесплатного обучения?

Меня восхищают люди, которые несут свет знаний. Хотя бесплатный контент имеет свои нюансы, влияющие на ценность и уважительное отношение к его автору.

Кажется, что корпоративное обучение для сотрудника бесплатно. Но это не так: он платит за изучение курсов, посещение вебинаров своим временем, иногда даже личным. При этом получает ли он что-то еще, кроме информационной перегрузки контентом? Есть над чем задуматься при позиционировании бесплатного корпоративного обучения.

Да и бесплатные мероприятия совсем не бесплатны для их организаторов. Три года мы в Corporate e-learning club периодически проводим очные встречи чтобы развить рынок e-learning в Украине. Просто потому, что хочется помогать новичкам быстро найти экспертов и качественный контент. И это не только периодическая очная поддержка, но и непрерывная обратная связь в онлайн-формате. А для того, чтобы модерировать проф.сообщество, нужно много временных и эмоциональных ресурсов.

В конце 2017 года закрылось белорусское сообщество e-learning.by, на прошлой неделе остановился образовательный портал Newtonew. Это проекты, созданные евангелистами, которые не могут не делиться знаниями. В начале 2018 года родилось проф.сообщество Digital Learning в Телеграм, также основанное людьми со стремлением генерировать знания и опыт. И я восхищаюсь всеми этими проектами.

Здорово, если вы используете для своих целей то, что читаете в этом блоге. Если это помогает вам развиваться, переосмысливать, находить какие-то решения и инсайты. Мне будет приятно, если вы сошлетесь на первоисточник, но у меня нет мыслей о том, как "застолбить" авторство на этот открытый контент в сети интернет. 

Я планировала написать книгу про e-learning, но поняла, что это труд долгий и ресурсный, а сфера меняется очень быстро. То, что актуально здесь и сейчас, за время подготовки и печати книги, устареет. И собрала пост, который постепенно становится электронной книгой: Что нужно знать менеджеру проекта про e-learning? К тому же, по отзывам коллег, на книге сложно заработать в нашей узкой нише. Но у меня есть потребность делиться знаниями, структурировать мысли и излагать идеи. Причем выражена потребность так сильно, что я готова делать это бесплатно: вести личный блог, базу знаний e-learning специалиста в Телеграм, модерировать профессиональное сообщество. Помимо основной работы. Просто потому, что в кайф. Когда будет не в удовольствие, перестану.


Кстати, если вам тоже в кайф, но нет пространства для выражения мыслей, то я ищу авторов для блога украинского профессионального сообщества e-learning специалистов: http://elearncorpua.blogspot.com/

>> Пишите: https://www.facebook.com/marina.litvinova или marina.litvinova.ua@gmail.com.


Что продает платное обучение, кроме контента?

Онлайн-контент, который используется для обучения, не может продаваться длительное время. Его могут скопировать, разместить на торрентах, расшарить в соц.сетях. Он может устареть визуально или просто стать неактуальным. Поэтому кроме информации, учебный контент в себе должен содержать дополнительную ценность:
  • Что еще приобретает человек, пропуская через себя новые знания, тратя на это время и деньги?
  • Становится ли он участником профессионального сообщества людей, тоже стремящихся к развитию?
  • Достигает ли поставленных целей?
  • Сможет ли за время обучения найти коллег, сотрудников, партнеров?
  • Изменится ли его поведение, привычки? 
  • Научится ли он чему-то новому и ценному для себя? 
Можно застолбить право авторства на такую дополнительную ценность, создав что-то уникальное в дополнение к своему учебному продукту. Но слово "застолбить" тут плохо подходит, потому что вам придется постоянно меняться самому и менять свои подходы. Так, чтобы это было интересно и актуально.


Люди, у которых сейчас учусь


Я постоянно учусь, читая блоги других экспертов, просматривая вебинары, участвуя в конференциях, организуя мероприятия для e-learning специалистов. На одной из последних конференций я была приятно удивлена тем, как эксперты раскрывают свои бизнес-процессы и открыто делятся опытом с новичками, планирующими стартапы. Такие люди вызывают доверие и расположение к себе, поэтому у них хочется учиться. За ними хочется следовать. Их хочется видеть в качестве своих менторов.


Александр Ларьяновский из Skyeng.
Чем учусь? Думать в сторону оцифровки обучения и того, как достичь конкретную для ученика цель обучения к конкретной дате.
Где нашла? ELFORUM + выступления, интервью youtube.

Максим Ильяхов из Главреда.
Чему учусь? Писать просто и понятно с помощью информационного стиля, маркетинга и визуального дизайна.
Где нашла? На ФБ + через сайт Главред, который "вычищает" текст + прочитала книгу "Пиши и сокращай" + его канал на youtube 

Оксана Кухарчук из МТС, Андрей Ковалев из СмартПлатформа и Школа Бенуа, Настя Карпова из eTutorium.
Чему учусь? Маркетинговым фишкам в онлайн-обучении и бизнес-взгляду на учебный продукт.
Где нашла? ELFORUM + youtube.


Таня Старикова из Skyeng.
Чему учусь? Понимать, каким должно быть современное обучение на примере нескучного английского с помощью youtube и того, что вот прямо сейчас актуально. Ну, и английскому.
Где нашла? youtube. 

Виктория Олешко из группы на ФБ "Управление знаниями в Украине"
Чему учусь? Управлению знаниями, систематизации информации в проф.группе.
Где нашла? На ФБ

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?