О чем говорят эксперты: инсайты ELForum 2018 в Питере





Используйте идеи как почву для своих инсайтов, а не как аксиомы. Невозможно, имея разный опыт, задачи и взгляды, получить одинаковые инсайты. Посещайте мероприятия, чтобы делать собственные выводы.

В этой статье ответы на вопросы:
- какие изменения происходят в сфере e-learning,
- какие задачи решают проф.сообщества внутри компании и вовне,
- как найти общий язык с экспертами,
- как обучать сотрудников тому, что нужно и им, и компании,
- в каких форматах и для каких целей разрабатывают контент.




Изменения в сфере e-learning, нарушение правил и обучение навыкам будущего

Как развивается e-learning сфера? В elearning приходит все больше бизнесменов, маркетологов и ИТ-шников. У них разные взгляды на обучение. Это уже не борьба 
тренеров и онлайн-методистов, корпоративного и академического elearning. Появились новые игроки со своими идеями и подходами, они привносят другое отношение к обучению. Есть чему чему удивиться и с чем поспорить. Так e-learning становится межфункциональным проектом, интересным и переменчивым.


На какие вопросы из выступлений активно реагировали e-learning специалисты? Популярность использования учебного видео-контента, большое желание достичь WOW-эффекта в электронных курсах, сложность измерения вклада обучения в бизнес-результат, факапы и извлеченный опыт.

Для того, чтобы нарушать правила, нужно эти правила знать. Преподаватели чаще всего обучают по правилам. LMS работает по правилам.

Системное мышление, умение управлять людьми, умение коммуницировать - три навыка, которые нужны для внедрения инновационных проектов.

Как обучать команды навыкам будущего? Новая роль преподавателя на равных с участниками группы, другой подход к обучению, без структуры, нарушение правил обучения, обучение умению учиться командой, а не отвечать только за свой результат, обучение в специальной среде, в которой преподаватель "прячется за флипчартом".

Современное образование это digital learning, а не очное + дист обучение или e-learning. Опытные в обучении компании в поиске оптимального решения LMS (LRS) платформы и попытки создать свою платформу, которая будет отвечать требованиям компании.


Как оценивать эффективность обучения? Сложно оцифровать вклад обучения в развитие бизнеса. Компания, которая развивается - сохраняет свою позицию на рынке. Или наоборот. НО, помните, что вы не управляете тем, что не можете посчитать.

Новая реальность в обучении: успех от слова успеть, быстрые изменения, новые навыки, которые не все готовы осваивать, нужно быстро меняться, но не забывать про методологию.


Каким навыкам актуально учиться сейчас?

- делать осознанный выбор
- уметь говорить "нет" информации, отписываться от людей, не вступать в дискуссии, сохранить свой курс


- понимать не только текстовый язык, интерпретировать картины, фото, кино, рассказывать истории не только через текст, изучать визуальный язык

Mind Map, карта или план навыков - что должен уметь делать специалист. Человек сам отметит, что я умею, чему я хочу научиться - перевести ответственность на учащегося, помочь разработать свой учебный план.

Что хотят знать наниматели о кандидате (= чему нужно учить и что вместо баллов и сертификатов давать)? 1. Какие задачи выполняет специалист. 2. Сколько времени тратит на эти задачи.



Проф.сообщества внутри компании и вовне: какие задачи решают?

Через построение профессионального сообщества можно привлекать клиентов на платные услуги от экспертов, которые обучают в этом сообществе.


Виртуальное сообщество единомышленников создает дополнительную ценность обучающему продукту и сильное маркетинговое преимущество.

Чтобы внутри компании сформировать единое понимание HR-процессов - создайте свое HR-сообщество и обучайте сотрудников. По аналогии для др.тем.

Проф.сообщество - ключевой механизм для обмена знаниями. Объединение людей схожих профессий со схожими задачами для решения рабочих вопросов, задач, генерации, систематизации и сохранения новых знаний. Есть примеры проф.сообществ в Telegram. Нужен лидер, вовлеченные люди и удобная привычная платформа. В компании идея должна поддерживаться руководством. 

В тему проф.сообществ можно углубиться тут: http://elearnlmp.blogspot.com/2018/03/blog-post.html. Публикация большая, наберите поглубже воздуха. Будет полезно.

В проф.сообщество e-learning специалистов Corporate e-learning club можно попасть тут: https://www.facebook.com/groups/836080346468669/?ref=br_tf




Эксперты: как найти общий язык?

Одна из основных задач экспертов - формализация своих собственных знаний. Нужна постоянная систематизация и структурирование своих знаний. Например, через регулярное проведение вебинаров или выступление на мероприятиях.

Посыл экспертам - переводи свой опыт в онлайн-контент и становись "звездой" в компании. Газпром Нефть.

Одна из основных задач компании - перевод лучших практик, решенных кейсов в базу, где можно будет сохранить базу знаний для удобного поиска и использования.

Эксперт будущего - человек, который умеет работать на камеру. Видеолекция это для тренера переход от театрального актера, играющего в зал с одного дубля, на киноактера, играющего на камеру с множеством дублей. 

Как создать электронную базу знаний: 5 уроков + методичка в pdf: http://elearnlmp.blogspot.com/2018/03/pdf.html

База знаний e-learning специалистов: https://t.me/elearningclub




Компания и сотрудник: как обучать тому, что надо и мотивировать?


Как вовлечь в проект онлайн-обучения?  Для вовлечения, внимания, привыкания к онлайн-обучению вовлечь через то, что реально хочется изучить. Только за счет обязательного обучения, которое не в рамках интересов, нельзя раскрутить проект по онлайн-обучению.


Человека нельзя мотивировать учиться, мотивация должна родиться изнутри, из своего желания. Можно возбудить интерес, любопытство.

Для вовлечения в онлайн-обучения на старте курса, вебинара попросите участников ответить, записать: “Что вы хотите получить в результате обучения?”

Учитывайте потребительское восприятие: времени нет, ждать некогда, не работает - ищем альтернативу или удаляем, уходим (приложение, онлайн-магазин). ЭТО же работает и в обучении. Просто. Понятно. Быстро. Курс, портал, база знаний.

Обучение должно быть персонализированое, короткое, быстрое, видео, веселое, с историями, мобильное, всегда с собой, нет необходимости привлекать знаменитостей (МТС, опрос среди молодых людей).

Учитывайте барьеры внедрения онлайн-обучения. Изучайте и понимайте боль клиента: Как реагируют на внедрение онлайн-обучения, чем вам может помочь онлайн-обучение? Какие могут быть ограничения? Чему хотят учиться?

Как запустить онлайн-платформу? Дать сразу много  готового доступного контента, а не пару курсов.

Посещайте маркетинговые конференции вместо HR-мероприятий. Перенимайте форматы коммуникаций из инфобизнеса. Создавайте календарь информационных потоков. Письмо, курс должны зацепить в первые 15-20 секунд через конкретные активные глаголы и короткие предложения. 




О том, что нужно знать для внедрения и продвижения e-learning, читайте тут: http://elearnlmp.blogspot.com/2017/11/e-learning.html

HR как маркетинг. запись вебинара от 15.03.2018. Спикер Оксана Кухарчук: https://www.youtube.com/watch?v=5nkqq2LXo4w





Контент: чему учат сотрудников и в каких форматах?

Контент в компании становится сложно производить централизованно, так как знаний появляются и изменяются постоянно и быстро. Тут появляется потребность в курировании контента, внутреннего и внешнего, доступ к нему и фиксация любой учебной деятельности в едином месте.

Слайдовые курсы устарели? Такие курсы не дают wow-эффекта, поэтому кажется, что они устаревают. Геймификация и другие способы вовлечения создают иллюзию, что обучение это просто. НО обучение требует времени и усилий.

Как добиться wow-эффекта в электронном курсе? Дать сопровождение до и после курса, поддержать в теме какое-то время, различными рассылками, через приложения. Превратить обучение в процесс, а не событие. Добиться состояния "я понял и могу это использовать". Сделать так, чтобы человек не просто заполнил информацию, но и мог ее извлекать по мере потребности. Забывание и вспоминание формирует крепкие нейронные связи для новых знаний.

Темы для VR: показать эмоции, имитировать опасные ситуации на производстве.

Темы для учебного видео: коммуникации, переговоры, совещания, сервис, продажи, правила оказания первой помощи.

Темы для мобильного тренинга: типы обратной связи, курс для HR по подготовке job-offer, курс для кассиров по стандартам сервиса, корпоративные компетенции

Три проблемы НЕ для eLearning курса: учить говорить (тут нужна синхронность и др онлайн-инструменты, могут быть проблемы в личных коммуникациях), эмпатия, сопереживания, например, для врача, различные вещи, связанные с эмоциями

Почему сотрудники лучшие актеры для видео-курсов? Это бесплатно, повышает количество просмотров (вирусный маркетинг учебного видео), реалистично себя ведут в рабочих ситуациях в сравнении с актерами, которые будут играть по сценарию.

Что остается за границами видео-курса: комментарии, вопросы-задания, пояснения, обратная связь, отработка практики в упражнениях. Видео - часть электронного курса, которая содержит сцены.

Одно из основных преимуществ eLearning - возможность длительное время небольшими фрагментами контента погружать человека в новую тему.

Мобильный тренинг отдельная разработка контента, а не адаптация онлайн-курса в мобильный формат. Включает приемы + пример + упражнение + обратная связь от модератора в общем чате. В один день 4 порции информации по 10-15 минут, за 5 дней - 6 часов обучения. Вариант перехитрить микро-обучение и информационную нагрузку. НО может быть обратный эффект от мобильного обучения из-за когнитивной нагрузки и невозможности отдохнуть, ощущение "я ничего не успеваю" и все меньше хочется наверстывать потому что "все равно не успею".

Видео курс упакованный в марафон, интенсив, повышает проходимость курсов в 2-2,5 раза. МТС.

Для внутренних тренеров  используют чат-бот по развитию креативности. Газпром Нефть

Вебинар проводят не через камеру, а как вебинар-выступление, спец.вебинарная комната, где можно ходить во время доклада, камеры, освещение, микрофон. МТС.


Оффлайн-онлайновый курс: книга с приложением, которое запускает видео. Рабочая тетрадь - сопровождение обучения. Не забывать дать возможность в онлайн обучении что-то писать вживую, рисовать, смотреть на идеи и вопросы в рабочей тетрадь, отвечать на вопросы. Удерживает внимание! Плюс нужно переключать способы подачи контента и виды учебной активности.

eLearning подходит только для простых задач - миф. Текст + графика + упражнения + тесты = классическая формула eLearning, на основании которой делают этот вывод. НО в eLearning есть различные возможности, например, делать открытые задания и стимулировать самостоятельную работу учеников, что потребует бОльшего вовлечения от организаторов. А сочетанием инструментов и форматов можно реализовать сложные задачи. Например, МВА онлайн в МТС - программа, которую готовы рекомендовать 100% участников (NPS 100%). 95% доходят до конца программы. Жесткий контроль, невыполнение заданий - вылет. Программа создана для того, чтобы руководители на местах понимали стратегию компании и могли ее поддержать.

Как обучать топов? Не тренингами, а невероятными стартаперами, которые готовы поделиться опытом и идеями. Как обучать руководителей? Через передачу опыта своим сотрудникам. Чему обучать сотрудников? Новым цифровым технологиям.



Как быстро и грамотно перейти от тренингов к вебинарам: концепция, "грабли" и советы спикерам: http://elearnlmp.blogspot.com/2017/09/blog-post.html





Поставщик и заказчик обучения: как найти общий язык?

Как продавать онлайн-контент? Процесс обучения продается плохо. Люди готовы платить за результат, а не за процесс. Продавайте трансформацию аватара (представителя целевой аудитории) после прохождения вашего обучения. Продавать надо не знания, а систему, решение конкретной задачи, проекта. Люди покупают людей и выбирают экспертов по их репутации и по их контенту.


Нужно ли подавать один и тот же контент по-разному для разных целевых аудиторий? Нужно. Одна программа обучения должна иметь разные упаковки продукта для разных сегментов целевой аудитории (аватаров). Даже разные тексты рассылок даже на один и тот же курс. Изучайте своего клиента и его конкретные потребности. Нацеливайтесь на узкую нишу обучающего контента.


Что спросить у поставщика обучения перед тем, как вы начнете учиться или закажете программу/курс для своих сотрудников? Проверьте, одинаково ли вы понимаете пункты договора и все ли там прописано. Например, как поставщик будет действовать в случае факапов, нестандартных ситуаций, изменений в ходе обучения? Может ли он решать нестандартные задачи? Какими будут контрольные промежуточные точки до момента достижения главной цели?

Качество онлайн-обучения не зависит от бюджетов и необходимости привлекать провайдеров. Пример: обучение по бартеру вместо внутренней разработки или оплаты работы внешних экспертов (привлечение коучей, тренеров извне)

Анализируйте своих клиентов (Учеников). Понимание ЦА, того в каком формате они потребляют контент, дает понимание того, как их обучать. Разные форматы обучения для людей разных поколений.

Аватаром (представителем целевой аудитории) для В2В является компания, для детей и подростков - их родители. Это заказчик, плательщик, который хочет решить поставленную задачу. Спрашиваем их, чего хотят достичь.


Десять вопросов, которые помогут вам выстроить взаимоотношение с провайдером эффективно (файл от спикера конференции Нины Хюнен): http://msfo.biz/documents/Nina-Hunen-10-voprosov.pdf

Интервью с Андреем Ковалевым (Смарт консалт, Школа Бенуа) о том, как зарабатывать в онлайн-обучении: https://www.youtube.com/watch?v=A36SsAqhyeE&app=desktop




Моя авторская колонка в блоге eTutorium

Ниже - лонгрид для любознательных, идеи по отдельным спикерам и докладам. Много классных идей, которые заслуживают внимания. Много совпадения во взглядах различных спикеров. А про несовпадения напишу о панельных дискуссиях позднее.




Инсайты ELForum 2018 в Питере


Ценность конференций в опытных спикерах и актуальных темах. Если бы не опыт работы с профессиональными сообществами, я продолжала бы так думать. Пряталась бы от страшного слова нетворкинг и прилежно сидела во время докладов, боясь задавать вопросы. Нет, нет и нет. Ценность мероприятий, которые вы посещаете, в инсайтах. Если готовы воспринимать, анализировать, пропускать через свой опыт и текущие задачи, то практически любой спикер и тема будут полезными. В ELForum 2018 в Питере я участвовала онлайн. И даже этого было too much для двух дней. Многое понравилось, заставило задуматься и принесло массу идей.


Хочу поделиться своими саммари тех докладов, которые успела просмотреть. Пост сделан в виде тезисов и вопросов-ответов. Часть конспектов я уже выкладывала на свою страницу Фейсбук и, кроме хороших отзывов, получала комментарии о том, что тема неактуальна или доклад не продуман. Коллеги, пожалуйста, воспринимайте чьи-то идеи как почву для своих собственных инсайтов, а не как аксиомы. Все мы по-разному понимаем одни и те же темы. Невозможно, имея разный опыт, задачи и взгляды, получить одинаковые инсайты. Но это же и здорово!



О ПРОЕКТАХ

Андрей Ковалев, Смарт Консалт / Школа Бенуа
Ключевые этапы запуска успешного онлайн-курса. Что важно не упустить?

  • Когда вы запустили много обучающих онлайн-проектов, создавайте дайджест по "граблям"
  • Большая ошибка - создавать контент до того, как вы узнали свою целевую аудиторию, то есть контент, который точно кому-то будет нужен, потому что тема хорошая.
  • Нужно выбрать свою нишу, конкретную узкую целевую аудиторию:
- англ яз для всех = англ яз не для кого (сфера),
- англ яз для туристов, технический англ (ниша)
  • В узкой нише:
- меньше конкуренции
- проще стать номером 1 в своей нише
- четкий фокус = четкие задачи для контента
- выше качество образовательных услуг
- более однородный состав клиентов, учеников, проще поставить процессы на поток с точки организации бизнеса
  • Как выбрать цел аудиторию целевую ауидторию:
- фокус на тех, кому очень надо
- насколько я смогу быть полезен для решения запроса ЦА
- просчитайте доход, который есть у клиентов из ЦА (10-20% месячного дохода готов вложить человек в свое образование, если это надо)
- ориентируйтесь на ту ЦА, которая вам нравится (не бесит)
  • Проверьте свою нишу по критериям целевой аудитории.
  • Метод подходит для B2C (Business-to-consumer, рус. Бизнес для Потребителя)
  • Аватар - описание клиента, его портрет через опрос, беседы:
- общая инф-ция подробно (пол, возраст, привычки, увлечения, мат положение ...)
- потребности в вашем учебном продукте, зачем он нужен, какие задачи должен решить
  • Отдельные лендинги для каждого типа аватаров повышает продаваемость онлайн-курсов
  • Фокус на 1-3 самых сильных аватаров.
  • Аватаром В2В является компания, для детей и подростков - их родители (заказчик, плательщик, который хочет решить поставленную задачу)
  • Ошибка - не понимать того, как донести ценность учебного продукта целевой аудитории.
  • Упаковка продукта это:
- дизайн сайта
- название курса
- стоимость курса
- регалии преподавателя
- примеры, фото, видео
- какой результат в т.Б
- что изменится в жизни аватара (от т. А к т. Б) 5-10 простых понятных слов
  • Процесс обучения продается плохо. Люди готовы платить за результат, а не за процесс. Продавайте трансформацию аватара (представителя целевой аудитории) после прохождения вашего обучения.




Елена Локтева, Бобрио, Как компетентностный подход заставил меня отказаться от LMS

  • Смело, ново и про тренды, о которых меньше всего говорят. Сложно. Возможно, доклад для кого-то был непонятен. Нетрадиционно.
  • Проект о реальном обучении новым навыкам, обучении групп и переучивании преподавателей другому способу передачи своего опыта. Было круто и захотелось поучиться в таком проекте бизнес-аналитике.
  • Как обучать команды новым навыкам без структурированной программы?
- новая роль преподавателя на равных с участниками группы.
- другой подход к обучению, без структуры.
- нарушение правил обучения.
- обучение умению учиться командой, а не отвечать только за свой результат.
- обучение в специальной среде, в которой преподаватель "прячется за флипчартом"
  • Проект обучения ИТ-спец (тестировщики, бизнес-аналитики) за 3 месяца:
- обучение на основе палитры компетенций 20 граней от DeTech
- задача проекта: на основании модели компетенций нужно обучить и трудоустроить ИТ-специалистов.
  • Стоял вопрос “Выбрать LMS, где есть встроенная оценка компетенций?” и были две опытные системы, которые можно было использовать. НО LMS хорошее решение, когда нужно структурировать, упорядочить, ограничить доступ, собирать данные по обучению, анализировать статистику. А это не то, что было нужно проекту.
  • Обучение по набору компетенций для определенной профессии оказалось должно быть очень гибким. Чтобы менять мышление учащихся. При этом большая роль у преподавателя в управлении группой. Набор компетенций оказался сложным для того, чтобы обучать одинаково группу разных специалистов.
  • До того, как прописали модели компетенций, хороший курс и хорошего преподавателя представляли по-другому. Но тут нужно было нарушать правила. Для того, чтобы нарушать правила, нужно эти правила знать. Преподаватели чаще всего обучают по правилам. LMS работает по правилам.
  • Для проекта в качестве платформы для обучения выбрали Google Диск, инструмент для управления проектами по методу Scrum, Skype и почту.
  • Результатами обучения стал список задач, которые делает ИТ спец-т и время, которое он тратит на это. Оказалось, это понятные и интересные критерии для HR-ов. Трудоустроили, если не ошибаюсь, 90% группы учащихся. Но пока этот проект приостановлен из-за проблемы поиска смелых преподавателей, готовых обучать в нетрадиционной модели.
  • Для любого проекта важно выбирать решение (платформу) под задачу, а не наоборот.



Александр Стома, HRedu
15000 участников, 60 вебинаров и 12 месяцев: извлеченные уроки до, в процессе и по окончанию проекта
  • Цель HRedu   - дать системный подход об HR процессов для HR-ов новичков и среднего уровня. Миссия - создать пространство для развития HR-руководителей так, чтобы про HR в компании говорили на одном языке.
  • Обучение бесплатно, консультанты и помощь в проектах платно от учителей, которые проводят вебинары. Через сообщество идет привлечение своих клиентов на платные услуги от экспертов  HRedu. Создана программа базового обучения для HR.
  • Факапы бесплатного онлайн-проекта по обучению HR-ов через вебинары:
- нехватка времени и человеческих ресурсов (устроили большой отпуск)
- вебинары нельзя было смотреть на некоторых моб тел (в задачах)
- появились возражения от новичков участников (ввели новые правила участия)
  • Бесплатно запустили, хоть и сложно. Платно те же вебинары не пошли, записи платно в СДО.
  • Как продавать онлайн-контент? Продавать надо не знания, а систему, решение конкретной задачи, проекта.
  • Люди покупают людей (про выбор экспертов по их репутации и по их контенту)
  • Одна из основных задач экспертов - формализация своих собственных знаний. Нужна постоянная систематизация и структурирование своих знаний. Например, через регулярное проведение вебинаров или выступление на мероприятиях.
  • Читайте фантастику, чтобы развить в себе изобретателя (исследование от китайцев)
  • Что умеешь? Что делал? Чем можешь доказать? - Три вопроса вместо корочки диплома на собеседованиях сейчас.
  • Системное мышление, умение управлять людьми, умение коммуницировать - три навыка, которые нужны для внедрения инновационных проектов.
  • Совет: чтобы внутри компании сформировать единое понимание HR-процессов - создайте  свое HR-сообщество и обучайте сотрудников.
  • Вы не управляете тем, что не можете посчитать.
Вообще Александр Стома  очень здорово рассказал о проекте, об успехах и ошибка, о цифрах и планах на будущее. Отличный доклад о практике, живых людях и реальных ситуациях. Классный совет "Не бойтесь признавать ошибки".


Елена Тихомирова, Живое обучение
Трудности перевода или ошибки в восприятии e-learning, которые мешают эффективности

  • 10 мифов про eLearning, которые дорисованы нашим восприятием и мешают строить эффективные курсы,проекты:
1. eLearning это быстро (если нужно быстро охватить людей, подключить нового ученика,  то быстро, но долго в организации и подготовке e-learning, разработке контента)
2.  eLearning это дешево (дешево в доставке обучения по одной теме для большой целевой аудитории без отрыва от работы, дорого в разработке качественного контента с учетом жизненного цикла курса, в ресурсах на разработку, дешевле очного, но это не бесплатно и не дешево)
3.  eLearning это одноразовая инвестиция (неверно, потому что бюджет нужен не только на старте, но и для развития, масштабирования и планирования инвестиций)
4.  eLearning это обучение в любое время, в любом месте (неверно, потому что мало кто готов всегда и везде учиться, важно учиться своевременно, когда есть конкретная потребность в обучении, должна быть привязка к правильному месту, где удобно учиться и есть возможность освободиться от других задач в этот момент;- может быть обратный эффект от мобильного обучения из-за когнитивной нагрузки и невозможности отдохнуть, ощущение "я ничего не успеваю" и все меньше хочется наверстывать потому что "все равно не успею")
5.  eLearning подходит только для простых задач
Текст + графика + упражнения + тесты = классическая формула eLearning, на основании которой делают этот вывод. НО в eLearning  есть различные возможности, например, делать открытые задания и стимулировать самостоятельную работу учеников, что потребует бОльшего вовлечения от организаторов. А сочетанием инструментов и форматов можно реализовать сложные задачи практически по любой теме. Настоящее обучение это серия мероприятий, учебная программа с расписанием занятий, с поддержкой преподавателем, и так можно решить сложные задачи
6.  eLearning это перенести презентацию тренинга power point в курс (это неверно, нужна самостоятельная разработка и проектирование, поэтому никогда не просите материалы от тренинга как основу для курса, задавайте эксперту вопросы)
7.  eLearning это задача для совместителя (это не должен быть человек-оркестр или универсал, каждая учебная задача требует определенных компетенций для разработки, администрирования и развития проекта).
8.  eLearning это просто (на самом деле взлетают проекты, где есть хороший менеджер и команда, которые потратили на это время и разобрались, нужны комплексные знания и серьезный подход).
9. Интерактивный курс лучше слайдового или других альтернатив (это не так, ведь у каждого способа подачи информации есть свои преимущества, для каждой задачи есть наиболее целесообразные способы реализации в обучении)
10.  eLearning это только полноценное обучение (иногда нужна просто поддержка материалами, информирование, повышение осведомленности, обращение к базе знаний, а не длительное обучение по некой теме, нужно погружение в тему и формирование привычки)
  • Одно из основных преимуществ eLearning - возможность длительное время небольшими фрагментами контента погружать человека в новую тему.
  • Человека нельзя мотивировать учиться, мотивация должно родиться изнутри из своего желания. Можно возбудить интерес, любопытство.  
  • Три проблемы для eLearning курса: простое продуктовое обучение,  подпитка для обучения soft skills, процессы и процедуры с тренировкой ошибок.
  • Три проблемы не для eLearning курса: учить говорить (нужна синхронность и др онлайн-инструменты, могут быть проблемы в личных коммуникациях), эмпатия, сопереживания, например, для врача, различные вещи, связанные с эмоциями.
  • Слайдовые курсы устарели? Такие курсы не дают wow-эффекта, поэтому кажется, что они устаревают. Геймификация и другие способы вовлечения создают иллюзию, что обучение это просто Но обучение требует времени и усилий.
  • Как добиться wow-эффекта в электронном курсе? Дать сопровождение до и после курса, поддержать в теме какое-то время, различными рассылками, через приложения. Превратить обучение в процесс, а не событие. Добиться состояния "я понял и могу это использовать". Сделать так, чтобы человек не просто заполнил информацию, но и мог ее извлекать по мере потребности. Забывание и вспоминание формирует крепкие нейронные связи для новых знаний.
  • Чем опасно стремление к wow-эффекту в обучении? Это решается внутри одной компании через корпоративные ценности и культуру обучения. Удовольствия от обязательных регулярных дел мы не получаем, но понимаем что это нужно. Также и в обучении. Что-то может быть wow, но в остальном это просто регулярная работа. И радостью от ее выполнения становится осознание того, что ты научился делать что-то новое и нужное для себя.

О КОРПОРАТИВНЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ

Оксана Кухарчук, МТС
Кейс МТС: как мы развиваем таланты в онлайне
  • Для вовлечения в онлайн-обучения на старте курса, вебинара попросите участников ответить, записать: “Что вы хотите получить в результате обучения?”
  • Как сохранить лидерство в цифровую эпоху? Онлайн-форматы - основной фокус в обучении 75 тыс сотрудников МТС, целевая стратегия развития направлена на e-learning
  • Качество онлайн-обучения не зависит от бюджетов и необходимости привлекать провайдеров.
  • Потребительское восприятие: времени нет, ждать некогда, не работает - ищем альтернативу или удаляем, уходим (приложение, онлайн-магазин). ЭТО же потребительское восприятие работает и в обучении. Просто. Понятно. Быстро. Таким должно быть и обучение, курс, портал, база знаний.
  • Посещайте маркетинговые конференции вместо HR-мероприятий.
  • Анализируйте своих клиентов (Учеников) МТС имеет 120 млн чел в базе клиентов. Это дает понимание того, с кем работаем. Например, анализ молодых людей (потенциально стажеры МТС через пару лет) показал, что они:
смотрят короткие смешные видео
чувствуют себя особенными
не имеют авторитетов
реагируют на сообщения сразу
спят рядом с телефонами
используют эмоджи, гифки
российские подростки не стремятся жить в др.стране
  • Понимание ЦА, того в каком формате они потребляют контент, дает понимание того, как их обучать.
  • Разные форматы обучения для людей разных поколений.
  • Обучение должно быть персонализированое, короткое, быстрое, видео, веселое, с историями, мобильное, всегда с собой, нет необходимости привлекать знаменитостей.
  • Короткие карьерные цели до 6 месяцев для молодого поколения
  • Различная сегментация сотрудников в плане обучения (аватары): функции, опыт, возраст, регионы, компетенции, кол-во пройденных часов обучения.
  • Одна программа - разные упаковки продукта, разные тексты рассылок даже на один и тот же курс .
  • Учитывайте барьеры внедрения онлайн-обучения. Изучайте и понимайте боль клиента (как реагируют на внедрение онлайн-обучения, чем вам может помочь онлайн-обучение? Какие могут быть ограничения? Чему вы хотите учиться?
  • Как вовлечь в проект онлайн-обучения? За счет обязательного обучения, которое не в рамках интересов, нельзя раскрутить проект по онлайн-обучению. 20% контента МТС в онлайн-формате о темах личного развития, оздоровления. Для вовлечения, внимания, привыкания к онлайн-обучению через то, что реально нужно и хочется изучить.
  • Нет обязательного обучения кроме того, которое надо по законодательству. Все остальное обучение без приказов, добровольное.
  • Обучение по бартеру вместо внутренней разработки или оплаты работы внешних экспертов (привлечение коучей, тренеров извне)
  • Как запустили онлайн-платформу? Сразу много контента

  • Есть стандарты для всех курсов: шрифты, цвета, оформление.
  • Как оценивать эффективность обучения? Сложно оцифровать вклад обучения в развитие бизнеса. Компания, которая развивается - сохраняет свою позицию на рынке. Или наоборот.
  • Как обучать топов? Не тренингами, а невероятными стартаперами, которые готовы поделиться опытом и идеями.
  • Как обучать руководителей? 70% обучающих программ проводится руководителями МТС для своих сотрудников. Они учатся тому, как сняться в видео-курсе или провести вебинар. Они же дают контент.
  • Сотрудников обучают новым технологиям, акцент на диджитал.
  • Вебинар не через камеру, а как выступление, спец.вебинарная комната, где можно ходить во время доклада, камеры, освещение, микрофон.
  • Вебинары и видео - основные форматы обучения
  • МВА онлайн - программа, которую готовы рекомендовать 100% участников (NPS 100%). 95% доходят до конца программы. Жесткий контроль, невыполнение заданий - вылет. Программа для того, чтобы руководители на местах понимали стратегию компании и могли ее поддержать.
  • Создана визуальная карта (аналог каталога) для записей вебинаров по диджитал-темам для ориентации.
  • ! Видео курс упакованный в марафон, интенсив, повышает проходимость курсов в 2-25 раза (стат как МТС)
  • Письмо, курс должны зацепить в первые 15-20 секунд через конкретные активные глаголы и короткие предложения.
  • Маркетинговые подходы в "письмах счастья" вместо "ай-яй-яй"


  • Перенимайте форматы коммуникаций из инфобизнеса. Создавайте календарь информационных потоков.
  • Очное обучение - плюшки для тех, кто дошел до финальных этапов программ


Безяев Павел, Газпромнефть
Кризис корпоративного обучения на пути к Digital Learning

  • Проф.сообщество - ключевой механизм для обмена знаниями. Объединение людей схожих профессий со схожими задачами для решения рабочих вопросов, задач, генерации, систематизации и сохранения новых знаний. Есть примеры проф.сообществ в Telegram в компании Газпром Нефть. Для работы сообщества нужен лидер и вовлеченные люди. Такая идея должна поддерживаться руководством. Важно, чтобы платформа, на которой работает сообщество, была привычна и удобна для ее участников и ее деятельности.
  • Корпоративный университет должен быть построен по принципу Uber (платформа, которая будет объединять поставщиков с простым доступом для предоставления своих услуг, а пользователям - для удобного получения этих услуг).
  • С какими проблемами сталкиваются компании при обучении своих сотрудников?
- непонимание того, что современное образование это digaital learning, а не очное + дист обучение или e-learning
- поиск оптимального решения LMS (LRS) платформы и попытки создать свою платформу, которая будет отвечать требованиям компании,
- сотрудники будут учиться вовне, так как корпоративный портал не дает того, что может предоставить простой доступ в интернет с его обучающими ресурсами
- погоня за трендами, без понимания того, как это делать, слишком много появляется новых технологий
- контент сложно производить централизованно, так как знаний появляются и изменяются постоянно и быстро
- перевод лучших практик, решенных кейсов в базу, где можно будет сохранить базу знаний для удобного поиска и использования
- обучение сотрудников навыкам будущего,
  • Новая реальность в обучении:
- успех от слова успеть, быстрые изменения
- новые навыки, которые не все готовы осваивать
- нужно быстро меняться, но не забывать про методологию
  • Переходят на внутр разработку курсов,обучают экспертов и тренеров, iSpring
  • Методист + живой эксперт = MOOC.
  • Посыл экспертам - переводи свой опыт в онлайн-контент и становись "звездой" в компании
  • Где используют VR - показать эмоции, имитировать опасные ситуации на производстве.
  • Для внутр тренеров чат-бот по развитию креативности

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПОСТАВЩИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И РЕШЕНИЙ

Нина Хюнен, Корпоративный университет Skyeng
10 обязательных вопросов, которые нужно задать провайдеру обучения

Что спросить у поставщика обучения перед тем, как вы начнете учиться или закажете программу/курс для своих сотрудников:

  • Какую конкретную бизнес-задачу вы решаете обучением?  
  • Достаточно ли у вас ресурсов для нашей задачи обучения?
  • Как вы действуете в случае факапов, нестандартных ситуаций, изменений в ходе обучения?
  • Как вы решаете нестандартные задачи?
  • Какими будут контрольные промежуточные точки до момента достижения главной цели?
  • Как провайдер будет работать с проблемами при реализации поставленной задачи? Какие потенциально могут быть помехи?
  • Какие методы мотивации использует поставщик образовательных услуг?
  • Каким образом заказчик и поставщик услуг разделяют зоны ответственности? Что не указано в договоре?
  • Если вдруг поменяются планы обучения, что будем делать? Какие изменения и на каких условиях мы можем что-то менять? Сколько времени потребуется?
  • Как мы расторгнем наш договор, на каких условиях?
  • Что может случиться не так? О чем еще важно знать заказчику?

О КОНТЕНТЕ

Светлана Пономаренко, Студия Elearning
Игровое видео в корпоративных электронных курсах
  • О том, как сделать кино (видео-кейсы) в реальных условиях своими руками с минимальными затратами? Учитесь у тех, кто снимает реальное кино, концентрируйтесь на съемке видео-сцен.
  • Темы для учебного видео: коммуникации, переговоры, совещания, сервис, продажи, правила оказания первой помощи.
  • Почему видео лучше, чем текст для этих тем?
- учащийся осознает, что определенную фразу реально можно произнести в определенной ситуации, что это не текст, которому надо поверить, это то что на экране делает реальный человек
- возможности увидеть со стороны неправильное поведение, которое не всегда очевидно в своем поведении,
- видео ориентировано на практику, потому лучший сценарий показывает реальную ситуацию с реальными ошибками, нет необходимости придумывать интересные идеи для текста или способы интерактива или геймификации по этой теме
  • Минимальный набор для съемки видео:
- штатив,
- зеркальная фотокамера (важно не двигаться, чтобы сохранить фокусировку) или телефон
- внешний микрофон,
- хорошее освещение или доп источники освещения (вспышка)
Важна и хорошая локация (место съемки)
  • Кто снимает учебное видео: заказчик (бизнес) и исполнитель (обучение), минимум двое.
  • Почему сотрудники лучшие актеры?
- бесплатно :-)
- повышает количество просмотров (вирусный маркетинг учебного видео)
- сотрудники реалистично себя ведут в рабочих ситуациях в сравнении с актерами, которые будут играть по сценарию.
  • Как сделать из сотрудника актера?
- найти лучших но не обидеть тех, кто пришел на кастинг, найти роль всем
- провести инструктаж (все о фильме, цели, как будут съемки проходить)
- провести репетиции без видео, чтобы выучили сценарий во время репетиций
- придумать, как расслаблять актеров, успокаивать, вдохновлять, пояснять
- приготовить актеров к множеству кадров
- планируйте тайминг и говорите про время ожидания, составьте график съемки актеров
- придумайте место для шпаргалок во время, когда актер забывает сценарий (например, на мониторе компьютера, если он есть в сцене)
  • Что остается за границами видео: комментарии, вопросы-задания, пояснения, обратная связь, отработка практики в упражнениях. Видео - часть электронного курса, которая содержит сцены.
  • Бросьте клич в компанию, наверняка у кого-то есть ресурсы: у кого есть камера, кто умеет монтировать, кто хочет стать актером.
  • Неправильные ситуации сыграть проще, для правильных сложнее подобрать актеров из сотрудников.
  • В процессе съемки нужен заказчик, который если нужно внесет изменения в сценарий, фразы.
  • За сотрудниками -актерами, которые играют неправильные сценки, может закрепиться ярлык "плохиша". Чтобы этого не было, испоьзуйте и в хороших сценках.
  • Как остановиться на хороших дублях? С 5-6 дубля снимается вначале съемки, потом с 2-3 дубля. Все равно снимается хоть один повтор.
  • Как переснимать видео при изменениях в процессах, стандартах? Взять нового персонажа. Сложнее, если длинное видео или цепочка сцен с одним сотрудником. Поэтому лучше использовать разных актеров. Вдруг главный актер уволится?
  • Монтаж в программе Премьера от Adobe.
  • Длительность сцены это длительность реального этапа процесса.
  • Хлопушка помогает найти удачный дубль в записях


Тимур Гафитулин, Coachfilm
Видео в обучении “ничего лишнего”: как не тратить лишних денег, времени и слов
  • Видеоформаты, которые используются в обучении:
- видеолекция $, видеопрезентация $$, учебный фильм $$$
- анимация/инфографика
- микс форматов в современном учебном видеокурсе
  • Видеолекция это для тренера переход от театрального актера, играющего в зал с одного дубля, на киноактера, играющего на камеру с множеством дублей. Эксперт будущего - человек, который умеет работать на камеру.




Дмитрий Буталов, YORD
Мобильный тренинг. Новая методика обучения от компании YORD
  • Мы привыкли к смартфону настолько, что все хотим делать через него. Даже смотря телевизор, мы берем в руки смартфон. Это самый естественный канал коммуникаций, чтобы достучаться до наших учеников.
  • Именно с этой идеи - смартфон всегда с тобой - начался проект  YORD по разработке мобильного тренинга через мессенджеры.
  • Customer development - проект через прототип и обратную связь от потребителя
  • Мобильный тренинг:
- отдельная разработка контента, а не адаптация онлайн-курса в мобильный формат
- приемы + пример + упражнение + обратная связь от модератора в общем чате
- мини-фрагменты теории, от которых постепенно отказываются
- рейтинги и юмористические бейджи как элемент геймификации
- в один день 4 порции информации по 10-15 минут
- один тренинг 5 дней (около 6 часов времени незаметно происходит обучение  и держит сотрудника в мыслях об одной теме = как перехитрить микро-обучение и информационную нагрузку)
  • Ответы на задания участники пишут в общем чате, но верный не оглашают, пока все не ответят. Пробовали лично модератору отправлять задания, но терялась групповая динамика. Планируют заменить модератора на чат-бота
  • Темы обучения для мобильного тренинга:
- типы обратной связи,
- курс для HR по подготовке job-offer,
- курс для кассиров по стандартам сервиса (у кассиров оказалось смартфонов больше, чем компьютеров, очно обучать дорого)
- корпоративные компетенции
  • Собирается различная статистика по обучению, которую планируют использовать




Оксана Силантьева, Silamedia 

Виртуального мира не существует. Смешиваем онлайн с оффлайном в образовательных проектах 
  • В нас заложен процесс обучения, унаследованный опытом. 11 лет школы мы провели смотрителем. Учитель тот который стоит и развлекает или не развлекает, выйти к доске - самое большое наказание, как бы отлынять от домашки  = то, как мы учимся. образ нашего обучения, которое переводится с оффлайн в онлайн. Обучение в роли телезрителя :-( Преподаватель - "говорящая голова". Нужна другая методика!
  • Датская школа: разновозрастные группы, обучение в классе где преподаватель модератор, объединения вокруг проекта, мотивация "ты можешь", другой подход к учебному процессу.
  • Два кадра, поставленные рядом, рождают третий смысл. Для каждого человека - свой.
  • Рассказать одну и ту же мысль с помощью одного 65-ти мультимедийных форматов (репортаж, видео, цитаты, инфографика ...) Разные способы донести смысл.
  • Выбор не между онлайн и оффлайн обучением, а между инструментами, которые трансформируют человека из состояния А (незнание) в состояние Б (знание). Интерактивная доска для совместной работы.
  • Оффлайн-онлайновый курс: книга с приложением, которое запускает видео. Рабочая тетрадь как сопровождение обучения. Не забывать дать возможность в онлайн обучении что-то писать вживую, рисовать, смотреть на идеи и вопросы в рабочей тетрадь, отвечать на вопросы. Удерживает внимание! Плюс нужно переключать способы подачи контента и виды учебной активности.
  • Мой план освоения темы - скачать pdf и отмечать полученные навыки в процессе обучения. Или Mind Map навыков - что должен уметь делать специалист. Человек сам отметит, что я умею, чему я хочу научиться - перевести ответственность на учащегося, помочь разработать свой учебный план.
  • Снова про обман о том, что обучение это легко и весело. А обучение это труд выход из зоны комфорта. Раньше не мог - теперь смог. Вот радость от результата обучения.
  • Но обман помогает удержать внимание в процессе обучения. Сделать курс как голливудский фильм, которые держит концентрацию внимания и ради которого человек готов пожертвовать двумя часами своего времени.
  • Три компонента успешного онлайн-курса:
- Обучение это путешествие. Человеку нужно видеть предсказуемый маршрут и понимание того, куда и зачем он идет.

- Эмоции помогают учиться и запоминать. Если автор курса не может донести интересно и эмоционально, обыграйте контент разными форматами или наймите актера.

- Сообщества. Люди идут за сертификатом, но если дополнительной ценностью будет виртуальное сообщество единомышленников, это станет сильным маркетинговым преимуществом.
  • Снова про очное как "плюшки" для самых талантливых по результатам онлайн-обучения. Счастье живого общения - приз. 
  • Чем меньше курс, те интереснее человеку коллекционировать что он изучил. Дробить темы обучения под свои задачи.
  • Три новых навыка, которым надо учить людей:
- делать осознанный выбор

- уметь говорить "нет" информации, отписываться от людей, не вступать в дискуссии, сохранить свой курс

- понимать не только текстовый язык, интерпретировать картины, фото, кино, рассказывать истории не только через текст, изучать визуальный язык



Скетчинг, формализация обучения и удобство онлайн-конференций

  • Восхищение скетчингом и желание этому научиться уже привело меня к покупке книги “Скетчноутинг. Посібник із візуалізації ідей” Майка Роде.

  • Интерес к Skyeng у меня сохранился еще с киевского ELFORUM. На питерской конференции узнала про ролик о формализации обучения, от Александра Ларьяновского. Идея оцифровки обучения и прогнозирования точных сроков получения нужного результата мне понравилась настолько, что я планирую углубиться в эту тему дальше.
  • Кстати, онлайн-трансляция удобна тем, что вы можете слушать практически два доклада одновременно: сначала один поток, потом другой. Это мой первый опыт удаленного участие на конференции такого формата. Отличается от вебинаров. Трансляция шла хорошо, никакие технические сложности меня не настигли,  нетворкинг получился качественный, спикеры отвечали на вопросы в Фейсбук, кто-то комментировал саммари по своему докладу или дополнял какие-то нюансы по теме. Было насыщенно, интересно и бодро!
Если осилили до конца, напишите мне письмо на marina.litvinova.ua@gmail.com.
За такой подвиг нужно подарить вам какую-то интересную электронную книгу)

Подготовлено для eTutorium

Популярные сообщения из этого блога

Как отработать на практике новые знания?

База знаний про онлайн-обучение и не только (лучшие статьи блога)

Профессиональные сообщества: зачем их создавать и как развивать?