История Sapiens: перезагрузка мозга
Книга, которая разобрала мой мозг как кубик-рубик и заставила собирать заново. Идеи в стиле "Добро пожаловать в Матрицу". Чтение не для общего развития, а для переосмысления себя, окружающих людей и современного мира.
Этот пост не совсем про обучение, но тема истории Homo Sapiens заставила меня по-другому взглянуть на наши попытки учиться, меняться, развиваться и взаимодействовать.
Помните, как в школе преподавали историю? Каждый отрезок времени был поделен на темы: политическое устройство стран или объединений людей, экономика, товарное взаимодействие, орудия и войны, сельское хозяйство, культура и искусство.
Историю я знала хорошо, помнила даты и факты. Но после книги "Sapiens" кажется, что изучала историю какого-то другого вида. Мой мозг разобрали как кубик-рубик и заставили собирать заново.
Помню подобное замешательство возникло, когда в институте прочитала "Диво" Павла Загребельного. О том, как на смену язычеству в Киевской Руси пришло христианство. Тогда я переосмыслила фрагменты истории, которые касалась религии и культурных изменений в стране.
Сейчас пришлось переосмыслить еще шире.
История, которая преподавалась в школе
В каждом временном отрезке школьной версии истории были классические рассказы о том, как люди боролись за свою свободу, основывали новые государства через разрушение чьих-то жизней и культур. Но само человечество преподносилось как наивысший вид планеты, развивающий в себе лучшие качества, умеющий учиться и созидать. Войны, политические разногласия это все этапы становления.
В финале - вот он, современный мир с общепризнанным политическим устройством. Да, где-то еще есть войны, голод и безграмотность, но в целом люди движутся к большому светлому будущему. Почему-то мне запомнилось именно это: исторические государства - отдельно, современные государства - отдельно. Древний человек это одно, а современный - совсем другое. Возможно, у кого-то из моих одноклассников в голове сложилось другое понимание истории. Ведь у каждого своя картина мира.
Про религию в период советской власти нам, понятно дело, не имели права рассказывать (кстати, автор книги "Sapiens" смело относит коммунизм и буддизм к религиям, а не к идеологиям, гл.12 "Закон веры") А в период первых лет независимости Украины учителя сами не знали о чем можно и о чем нельзя рассказывать. Старые книги убрали, мы конспектировали со слов учителей и по этим же конспектам сдавали экзамены.
Райтинг, рерайтинг и копирайтинг истории
История переписывалась и продолжает переписываться прямо на глазах большую часть моей жизни. Сейчас я наблюдаю уже третью трактовку нашей истории, если учесть этапы советской власти, первые годы независимости и обретающий популярность национализм на фоне политических конфликтов.
Первые две версии я застала в школе и институте. Третью вижу в современном образовании, которое уже затрагивает мою дочь в детском саду. Сложно перестроиться и что-то принять, когда окружающая среда постоянно меняется.
При этом я воспринимала изменения взглядов на историю в каком-то фоновом режиме, который напрямую меня мало касался.
Юваль Ной Харари в своей книге связал все, что было рассказано школьными учителями, с сегодняшним днем. Это позволило мне по-другому взглянуть на современных людей: проследить качества, заложенные в нас предками и эволюцией, переосмыслить знания о сущности человеке. О том, как мы развиваемся и учимся, как и почему объединяемся, что нас мотивирует двигаться вперед, как наш мозг создает невероятные иллюзии и живет в них.
Прошлое, определяющее настоящее
Как бы ни старался современный человек дистанцировать себя от предков того же Средневековья, еще слишком мало времени прошло, чтобы избавить нас от привычек предков, их мышления и стратегий поведения. Больно и страшно рассуждать о геноцидах, но человек изощрённо в этом преуспел в процессе эволюции. Уничтожали мы не только других животных, но и представителей своего вида, имея на это самые разные причины. Мы учились объединяться, и, возможно, поэтому рьяно делили всех на 'своих и чужих". И жёстоко вытесняли тех, кто думает по-другому, верит в других богов, принадлежит к другой расе и не хочет сплотиться на основе чужого для них мифа.
Автор книги пишет, что благодаря трем факторам человечеству удалось стать самым сильным и опасным видом на планете. Это речь, богатая фантазия и умение объединяться в большие группы. Мы победили количеством особей в одной стае. Деньги, политика и религии сохраняют это положение (гл.9 "Вектор истории"). Всему способствовали три революции: когнитивная, аграрная и научная.
Значение историй и мифов в нашей жизни
Я смотрела на истории как на способ передачи знаний о мире, ценностях, науке, культуре. От родителей - детям, от опытных мастеров - новичкам, от мудрецов - юному поколению. Как способ наилучшего запоминания и развития воображения. Но, оказывается, последнее наиболее значимо.
В своей книге Харари правдоподобно рассказывает о том, как способность человеческого мозга создавать мифы и верить в них объединила людей в группы, племена, государства. Благодаря тому, что мир окутан сетью иллюзий, в которые мы верим, сохраняется существующий порядок.
Наш способ держаться вместе основан на том, что мы можем создавать в своём воображении мифы - то, чего на самом деле нет (Харари приводит в пример деньги, права человека, богов). И не просто создавать, но и распространять эти мифы на других людей, в результате чего возникает реальность, существующая только потому, что мы в нее верим.
Звучит как сюжет "Матрицы", но в книге все логично поясняется. Например, по мнению автора, деньги являются самой большой системой доверия, потому что объединяют людей разных религий, возрастов, профессий, стран и континентов. Вера в богов является "клеем", который позволит моментально найти общий язык двум незнакомым католикам. Юристов объединяет вера в правосудие, а биржевых брокеров - вера в экономику.
Ничего из перечисленного не существует настолько реально, как сила земного притяжения или радиоактивность. И в тоже время мы спокойно можем учиться, ходить на работу, создавать семьи, планировать отпуск, читать книги и заниматься спортом в этой созданной нашим воображением интересубъективной реальности.
Тогда возникает вопрос: что же такое наш мозг, если он способен через иллюзии так нами управлять? Существуют ли другие способы удерживать объединения людей, кроме мифов, в которые верит общество?
В обучении последнее время активно говорят о том, что нужно понять мозг, чтобы правильно учить. Но еще глубже можно понять это через историю развития человечества, учитывая факторы влияния эволюции.
Сила иллюзий и признание невежества
Очень интересно в книге рассказано о том, как богачи стали капиталистами, а экономика стала развиваться благодаря вере в прогресс. О том, как научная революция состоялась только потому, что человек признал свое невежество: на карте мира стали появляться белые пятна, которые ранее заполняла фантазия. Иллюзии - невероятный двигатель человеческой эволюции. Благодаря коллективной вере в то, чего на самом деле физически не существует, человечество продолжает наращивать свою популяцию и развиваться.
Часто ли вам хочется благодарить вселенную (бога, всемирную энергию земли, etc.) за каждый мирный и благополучно прожитый день? А ведь сейчас многие современные люди живут гораздо лучше, чем их предки, прошедшие через войны, геноцид, миссионерские и крестовые походы, имперские завоевания, отсутствие медицины, возможностей учиться и обеспечить своим детям хорошее будущее.
Еще 500 лет назад люди заглядывали в прошлое, чтобы через священные писания и мудрость старцев чтобы узнать что-то о существующем мире. С началом научной революции гораздо большее значение стало приобретать настоящее и будущее, которое открывает нам знания о мире и нас самих.
Еще 70 лет назад, точнее до 1945 года, когда взорвали первую ядерную бомбу, войны и завоевания были постоянным спутником развития крупных империй. Сейчас в государствах гораздо выгоднее поддерживать мир даже с экономической точки зрения.
Оглядываясь через века в прошлое, осознаешь, какой скромный отрезок времени человечество можно считать цивилизованным. Но будут ли так считать наши потомки, вот в чем вопрос.
Чего ожидать человечеству в будущем?
В итоге выстраивается интересный пазл. Я подумала о том, насколько проще стало объединяться людям с появлением удаленных средств взаимодействия, как быстро растет объем информации и знаний, как популяризировано потребление товаров и услуг, какие ценности это закладывает в нас и как меняет человечество. И еще о многом.
Автор, профессор исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме, рассуждает вместе с читателем. Он опирается на факты и гипотезы, выдвигает собственные идеи, ссылается на мнения коллег. Часто приходит к мысли, что мы еще многого о себе не знаем, чтобы уверенно придерживаться той или иной теории. И все же его рассуждения часто воспринимаются как логичные и имеющие право на существование. Есть смелые и провокационные мысли. Глава про научную революцию, как, впрочем и все другие главы, очень насыщенна. Бывает так, что в одно-два предложения автор помещает глобальную идею большого временного промежутка. И это невероятно!
Книга оказалась точным попаданием и мощной перезагрузкой. Это концентрат фактов и мыслей, быстрая перемотка назад и смелый взгляд в будущее. Думаю, многие вещи еще предстоит пересмотреть с другой стороны.
Книга «Sapiens: Краткая история человечества» впервые опубликованная на иврите в Израиле в 2011 году, на английском - в 2014 году, переведена на русский и украинский языки в 2016. Украинские переводчики дали книге название "Людина розумна. Історія людства від минулого до майбутнього", если будете искать.